Работа с шаманскими духами-помощниками

    Работа с шаманскими духами-помощниками

    Работа с шаманскими духами-помощниками

    Общие сведения о духах-помощниках

    В шаманизме духам отводится огромная роль: некоторые из них помогают шаману (духи-помощники и духи-покровители), а другие (злые духи), наоборот, крадут души людей, портят скот и доставляют массу других неприятностей. Именно с духами шаман вступает в контакт во время камланий, добиваясь в одном случае их помощи и сотрудничества, а в другом — изгоняя вредоносных духов, ставших причиной болезни или другого бедствия. Поэтому без понимания сути взаимоотношений между шаманом и духами невозможно говорить о каком-либо постижении шаманизма как такового.       

    Шаман, в отличие от колдунов и магов, также прибегающих к услугам духов, имеет с ними вполне конкретные и прямые связи, вплоть до телесных (духи иногда могут выступать его сексуальными партнерами). Он их видит, говорит с ними, умоляет, просит о чем-либо или повелевает ими. Но эти отношения распространяются только на ограниченное количество духов. При том, что во многих шаманских традициях существует возможность со временем вступать в контакт и использовать все больше новых духов, их число по-прежнему будет ограниченно, то есть всегда будут оставаться духи, не контролируемые шаманом — будь то демоны (зловредные духи) либо «добрые» существа.

    Своих духов-помощников и духов-покровителей имеют шаманы практически у всех народов, где распространен шаманизм (ульчи, эскимосы, санталы, саоры, корвы, бирхоры, бхуйя, байги, ораоны, кхонды, малеры и многие другие). Как правило, количество духов-помощников и духов-покровителей служит показателем могущества шамана, так сказать, его профессиональным «рейтингом». Например, у эскимосов Аляски «сила» шамана прямо пропорциональна числу духов, которые находятся в его подчинении, поэтому у могущественных шаманов их всегда много (у особенно сильных шаманов в Гренландии бывает до 15 духов-помощников).

    Убеждение в том, что наличие шаманских духов-покровителей наделяет человека многими сверхъестественными способностями, распространено практически во всех культурах. Среди подобных сверхвозможностей у шаманов чаще всего фигурировали умение совершать путешествия в иные миры, находить спрятанные вещи и потерявшихся людей, исцелять от болезней, оставаться неуязвимым для пуль и стрел. Причем, если пуля и попадала в шамана, то его рана не кровоточила, а кровь, стекавшую в желудок, он выплевывал и снова становился невредимым. Один из шаманов говорит о своих сверхвозможностях следующее: «Первый мой дух-помощник даровал мне способность видеть через стены, землю и далеко в небе. Духа звали так же, как и меня. Я поместил его в углу своего дома. Никто из людей не видит моего духа-помощника, но он всегда готов послужить мне».

    Кстати, в редких случаях духи-помощники применяются шаманами не только благородных целях (целительство, поиск потерявшихся в тайге либо в лесу или проводы души в загробный мир) но и для «черных дел» — для сведения счетов с соперником и тому подобное. Когда шаман хочет отравить обидчика, он высылает духа-дамагоми, говоря ему: «Иди найди такого-то. Войди в него. Не убивай его сразу, сделай сначала его больным и сделай так, чтобы он не выздоровел, а умер через месяц».

    Следует также сказать и о том, что духи-помощники или духи-покровители не только позволяют шаману перевоплощаться, но и являются в некотором смысле его двойником, и даже одной из его душ (душа-жизнь), которая в такой же мере важна для шамана, как и его «истинная» душа, ибо потеря ее во время шаманского сражения может привести к смерти шамана в реальности.

     

    Обретение шаманских духов-помощников

    В некоторых регионах обретение персонального шаманского духа-помощника включается в обряд инициации, то есть фактически является обязательным для каждого взрослого члена племени, например, у индейцев Томпсон. Последние считают, что каждый индеец, а не только шаман, может найти себе духа-помощника, если он готов проявить определенное усилие воли и концентрацию. Однако в большинстве случаев исключительно шаманы могут иметь невидимых помощников, среди которых встречаются не только животные и антропоморфные существа (женщина, девушка, ребенок), но и более непривычные с точки зрения обычного человека духи — ночь, туман, голубое небо, Восток, Запад, страна душ, призраки, руки и стопы мужчины, мужские и женские половые органы, гробы, кости, зубы и волосы умерших и тому подобное.

    Далеко не во всех шаманских традициях наблюдается четкое разделение между функциями духов-помощников и духов-покровителей. Обычно градация между ними нечеткая, хотя, к примеру, у гольдов (нанайцев) проводится четкое различие между духом-покровителем, выбирающим будущего шамана, и подчиненными ему духами-помощниками. Четкое разделение между духом-помощником, предстающим, как правило, в облике животного, и духом-покровителем встречается и у якутов. Васюганские шаманы, обычно имеющие в своем распоряжении до семи духов-помощников, также пользуются покровительством «Духа Головы», защищающим их во время экстатических путешествий, «Духа в облике медведя», сопровождающим шамана в нисхождениях в ад, «Духом сивого коня», на котором он въезжает на Небеса, и так далее. Иногда в роли покровителя выступает не дух, а Высшее Существо (бог, боги или полубожественные существа). Так, алтайский шаман перед началом своего экстатического путешествия призывает не только духов, но и божественных существ — Яик Канна, Кайра Кана, Бай Ульгена с его дочерьми и прочие.

    Большинство духов-помощников и духов-покровителей имеют облик животных (медведей, волков, оленей, зайцев, гуся, орла, совы, вороны, червяков). Их формы, названия и количество различаются в зависимости от региона. В целом же, представление духов-помощников в виде животного особенно присуще народам, промышляющим охотой. Для них связь между человеком и животным является в высшей степени мистичной. Преобладание духов-помощников в облике животных наблюдается в Австралии, Северной Америке и многих других регионах.

    Шаманские Духи-помощники в образе животных играют важную роль в самом начале шаманского сеанса (камлания), а именно в подготовке экстатического путешествия Верхние или Нижние миры. Это связано с тем с древнейших времен животные рассматривались либо как проводники, сопровождающие души на том свете, либо как новая форма умершего человека. Таким образом, они символизируют связь с потусторонним миром. По этой же причине животным (точнее духам, принимающим их облик) отводится такое важное место в шаманских инициациях — они заносят посвящаемого на небо или в преисподнюю, убивают его или воскрешают, передают ему тайные знания и тому подобное.

    У каждого якутского шамана есть одно ийе кила («животное-мать») — дух-помощник в образе животного. Считается, что те,  у кого ийе кила — собака, белый медведь или волк — слабые шаманы, а те, кому покровительствует дух в облике быка, коня, орла, лося или бурого медведя — могущественные шаманы. У эскимосов духами-помощниками хоть и являются животные (лиса, сова, медведь, собака, акула и прочие), но предстают они обычно в человеческом облике. А по мнению некоторых шаманов павиотсо, духи-помощники в виде животных (орел, сова, олень и так далее) являются посланниками другого духа — «Духа Ночи», который присутствует везде и не имеет имени. Именно от него они, через духов-посредников, получают шаманские способности и тайные знания.

    Немалое место в шаманизме отводится духам, некогда являвшимся шаманами. В некоторых традициях они принимают непосредственное участие в судьбе будущего шамана: они не только избирают нового кандидата, но и дают ему посвящение. Правда, иногда роль духа умершего сводится лишь к подготовке будущего шамана к последующим путешествиям в иные миры.

    Иногда формы, которые приобретают духи-помощники и духи-покровители, весьма разнообразны. У шаманов Южной Америки духи-помощники нередко предстают в виде кристаллов, растений или животных. У карибов Барамы каждый класс духов, с которыми шаман входит в контакт, представлен небольшими камешками различных видов.

    Не во всех случаях духи, с которыми шаман тесно связан, обитают на его же территории, хотя это встречается наиболее часто. Порой шаманы призывают своих помощников со всех уголков мира. Они прибывают по очереди и разговаривают — каждый своим голосом и даже на различных языках.

    Получение духов-помощников и духов-покровителей происходит по-разному. Так, к эскимосским шаманам они являются по собственной воле, если кандидат этого заслуживает. У джакунских шаманов духи-помощники приходят в сновидениях или передаются по наследству от других шаманов. В Южной Америке духи-хранители приобретаются в конце инициации. Они «внедряются» в шамана, причем нередко в форме кристаллов. Вот как один из шаманов описывает получение своих духов-помощников: «После инициации я почувствовал в своем теле и голове яркий свет. Обычным людям его не было видно, но духи его могли увидеть. Они слетались на этот свет ко мне со всего света. Еще один из моих духов-помощников, акула, тоже сам явился ко мне, когда я однажды рыбачил в море. Ко мне подплыла акула и назвала мое имя».

    Нередко обретение духов-помощников и духов-покровителей напрямую связано с феноменом оборотничества. Иными словами дух, предстающий перед шаманом в том или ином образе животного, дарит ему способность превращаться в него же. Таким образом шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в эту хищную птицу и так далее. Это явление распространено у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков).  Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами.

    Наиболее распространенной формой призвания шаманского духа-помощника или духа-покровителя является произнесение его имени и подражание его природе. Особенно это характерно для духов, имеющих облик животных. Чтобы вызвать своего духа-помощника в виде змеи, тунгусский шаман старается во время сеанса изобразить ее плавные, извивающиеся движения. Шаманы, чьими духами являются птицы, как правило, подражают их крикам и машут руками, имитируя взмахи крыльев. Иногда для призвания духа-помощника используется маска, изображающая его лик. Некоторые шаманы помещают своих духов-помощников в колокольчики на бубне. Чтобы вызвать их, достаточно позвенеть в их.

     

    Как установить контакт со своими духами-помощниками

    Итак, как вы уже поняли, у каждого шамана, должны быть свои духи-помощники, без которых он не может отправляться в свои шаманские путешествия и не может исцелять. И если мы уже разобрались с важностью духов-помощников, то теперь пришло время выяснить то, как обзавестись своими шаманскими духами-помощниками.

    Для этого существует множество методов, разработаны современными шаманами. Здесь вы найдете некоторые из них. Но перед тем, как приступать к поискам своих-духов помощников, спросите себя, действительно ли вы готовы стать на путь шамана, или вы просто интересуетесь. Дело в том, что обладание духами-помощниками накладывает на шамана определенные обязательства, которым нужно следовать. Не получится, пользоваться их услугами, а потом навсегда забыть о них. К сожалению, все отношения с ними носят крайне серьезный характер и установление контакта с ними происходит на всегда. Даже если вы бросите заниматься шаманизмом, они все равно останутся при вас и будут требовать, чтобы вы продолжали камлать.

     

    Простой метод установления контакта со своим шаманским духом-помощником.

    Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь (если дома — свечу, а если на природе — небольшой костер). Воскурите благовоние. Закройте глаза. Посидите неподвижно некоторое время, медитируйте или просто попытайтесь освободить свое сознание от всего суетного. Оно должно стать открытым и свободным.

    Итак,

    Перед внутренним взором представьте огромное черное пространство. Сосредоточьтесь на нем, постарайтесь максимально полно ощутить его — это огромная вселенная, простирающаяся бесконечно во все стороны.

    Когда образ станет устойчивым, заметьте, что в центре этого огромного черного пространства пульсирует маленькая светящаяся точка. Какое-то время понаблюдайте за ней.

    Внимательно смотрите на пульсирующую точку, и вы заметите, как она постепенно увеличивается, приобретая форму какого-то существа. Это может быть светящаяся птица, змея, муравей, человек, вообще что-то невероятное.

    Концентрируйтесь на форме духа помощника.

    Когда его форма станет устойчивой, мысленно спросите, как его зовут и ждите. Через некоторое время вы узнаете его имя. Оно может само всплыть в вашем разуме или вы, словно услышите его, может увидите, или просто в какой-то момент поймете, что уже знаете его. Все зависит от вашей природной склонности воспринимать информацию через слух, зрение или ощущения.

    Произнесите имя шаманского духа-помощника несколько раз шепотом, чтобы хорошенько запомнить. Это сакральное имя духа-помощника, его должны знать только вы и больше никто. Его даже записывать не стоит. Если кто-то узнает имя вашего духа-помощника, то он перестанет с вами контактировать.

    Обратитесь к своему шаманскому духу-помощнику по имени и расспросите, какими свойствами он обладает и в каких случаях может вам помощь. Все, что узнаете — храните в тайне.

    Когда нужная информация будет получена, мысленно растворите своего духа помощника в черноте пространства.

    Посидите некоторое врем молча, не открывая глаза. Когда почувствуете, что ваше сознание готово вернуться к обыденному миру, откройте глаза.

     

    Установление контакта с шаманскими духами-помощниками Нижнего мира.

    Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь и воскурите благовоние. Закройте глаза. Освободить свое сознание от всего суетного.

    Сконцентрируйтесь на области первого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-красное сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. А в нем проступает огромная, простирающаяся во все стороны земля. Присмотритесь внимательно и вы заметите как в ней есть нора.

    Мысленно произнесите: «Прошу тебя, дух земли, появись передо мной». Внимательно наблюдайте за норой и через время из нее появится какое-либо существо — змей, енот волк и так далее.

    Поблагодарите его и попросите сообщить свое имя. Когда он это сделает, несколько раз произнесите его шепотом, а потом попросите рассказать когда и как он сможет вам помогать. Всю полученную информацию нужно хорошенько запомнить, так как записывать ее не желательно.

    Сконцентрируйтесь на области второго энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-оранжевое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. А в не проступают очертания огромного океана. Сконцентрируйтесь на движении волн, постарайтесь услышат их плеск и морской солоноватый запах.

    Мысленно произнесите: «Прошу тебя дух водной стихии, явись передо мной». Теперь вам осталось наблюдать. И через некоторое время из воды поднимается дух в облике рыбы, акулы, дельфина и так далее.

    Поблагодарите его за то, что он явился к вам и попросите сообщить свое имя и все дополнительные сведения, которые он посчитает нужными. После того, как все заполните, не забудьте сказать ему спасибо.

    Сконцентрируйтесь на области третьего энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-желтое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. А в центре него разгорается яркое пламя. Оно разгорается все ярче и ярче. Мысленно произнесите: «Прошу тебя, дух-огня, явись ко мне». Наблюдайте, и через некоторое время из пламени появится дух. Он может быть совершенно любой формы, от дракона до огненного петуха, от огненного раскаленного шара, до существа необычной формы.

    Как и в прошлых медитациях, сначала поблагодарите духа за то, что он явился к вам. А потом попросите его поведать вам свое имя и особенности.

     

    Установление контакта с шаманским духом-помощником Среднего мира.

    Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь и воскурите благовоние. Закройте глаза. Освободить свое сознание от всего суетного.

    Сконцентрируйтесь на области четвертого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-зеленое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. Пребывайте в этом состоянии на которое время, пока полностью не достигнете покоя. А потом присмотритесь и вы увидите, как из пространства проступают очертания огромного сияющего кристалла. Попросите шаманского духа-помощника явиться к вам. И тогда через некоторое время он выйдет из кристалла. Его форма может быть индивидуальной, это может быть человек или какое-либо удивительное существо. Попросите его сообщить свое имя и рассказать о себе старайтесь запомнить каждое слово, весь вам придется не раз обращаться к нему за помощью, если вы будете применять шаманские методы для своей повседневной жизни.

    Когда все запомните, попрощайтесь с ним и представьте. Как он обратно возвращается в кристалл, а кристалл растворяется в огромном зеленом пространстве.

     

    Установление контакта с шаманскими духами-помощниками Верхнего мира.

    Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь и воскурите благовоние. Закройте глаза. Освободить свое сознание от всего суетного.

    Сконцентрируйтесь на области пятого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-голубое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир.

    А потом представьте, как в центре этого огромного пространства появляется небольшое облако. Оно одиноко парит перед вашим внутренним взором.

    Мысленно произнесите: «Прошу тебя шаманский дух-воздуха, явись ко мне». Теперь ждите, пройдет немного времени, и из облака вылети птица — орел, ворон, воробей, стриж, ласточка и так далее.

    Поблагодарите духа-помощника за то, что он явился к вам, а потом расспросите о том каково его имя, какими свойствами он обладает и в каких случаях его стоит призывать. Когда все запомните, отпустите его.

    Сконцентрируйтесь на области шестого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-синие сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. Сконцентрируйтесь на этом пространстве. А потом внимательно всмотритесь в него и вы увидите, как сквозь него проступают очертания легкой дымки, она почти полупрозрачна.

    Мысленно произнесите: «Прошу тебя шаманский дух-помощник эфира, явись ко мне». Осле этого внимательно всмотритесь в дымку и вы увидите, как она постепенно приобретает форму духа-помощника. Это может быть все, что угодно, тут сложно предсказать какие очертания он примет. Но когда вы поймете, что образ окончательно сформировался, спросите его имя и попросите рассказать о себе все тщательно запоминайте, ведь только он сможет провести вас в высшие слои реальности.

    Конечно, выполнить всю эту медитацию целиком и все запомнить, за один раз очень сложно, поэтому ее можно выполнять в три приема — сначала работать с духами-помощниками Нижнего мира, потом с духом-помощником Среднего мира и, наконец, с духами-помощниками Верхнего мира. Между сеансами может пройти одни день, а может и несколько недель. Тут главное не скорость, а правильное и надежное запоминание.

    Если вы не сильно надеетесь на свою память, то можете делать краткие пометки в блокноте, но следите за тем. Что бы эти записи не попали никому в руки. Когда же все запомните, лучше уничтожьте записи. У шаманов должна быть хорошая память. Что бы запоминать не только имена и особенности духов-помощников, но и то, что он будет видеть и узнавать в своих шаманских путешествиях.

     

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела