В шаманизме духам отводится огромная роль: некоторые из них помогают шаману (духи-помощники и духи-покровители), а другие (злые духи), наоборот, крадут души людей, портят скот и доставляют массу других неприятностей. Именно с духами шаман вступает в контакт во время камланий, добиваясь в одном случае их помощи и сотрудничества, а в другом — изгоняя вредоносных духов, ставших причиной болезни или другого бедствия. Поэтому без понимания сути взаимоотношений между шаманом и духами невозможно говорить о каком-либо постижении шаманизма как такового.
Шаман, в отличие от колдунов и магов, также прибегающих к услугам духов, имеет с ними вполне конкретные и прямые связи, вплоть до телесных (духи иногда могут выступать его сексуальными партнерами). Он их видит, говорит с ними, умоляет, просит о чем-либо или повелевает ими. Но эти отношения распространяются только на ограниченное количество духов. При том, что во многих шаманских традициях существует возможность со временем вступать в контакт и использовать все больше новых духов, их число по-прежнему будет ограниченно, то есть всегда будут оставаться духи, не контролируемые шаманом — будь то демоны (зловредные духи) либо «добрые» существа.
Своих духов-помощников и духов-покровителей имеют шаманы практически у всех народов, где распространен шаманизм (ульчи, эскимосы, санталы, саоры, корвы, бирхоры, бхуйя, байги, ораоны, кхонды, малеры и многие другие). Как правило, количество духов-помощников и духов-покровителей служит показателем могущества шамана, так сказать, его профессиональным «рейтингом». Например, у эскимосов Аляски «сила» шамана прямо пропорциональна числу духов, которые находятся в его подчинении, поэтому у могущественных шаманов их всегда много (у особенно сильных шаманов в Гренландии бывает до 15 духов-помощников).
Убеждение в том, что наличие шаманских духов-покровителей наделяет человека многими сверхъестественными способностями, распространено практически во всех культурах. Среди подобных сверхвозможностей у шаманов чаще всего фигурировали умение совершать путешествия в иные миры, находить спрятанные вещи и потерявшихся людей, исцелять от болезней, оставаться неуязвимым для пуль и стрел. Причем, если пуля и попадала в шамана, то его рана не кровоточила, а кровь, стекавшую в желудок, он выплевывал и снова становился невредимым. Один из шаманов говорит о своих сверхвозможностях следующее: «Первый мой дух-помощник даровал мне способность видеть через стены, землю и далеко в небе. Духа звали так же, как и меня. Я поместил его в углу своего дома. Никто из людей не видит моего духа-помощника, но он всегда готов послужить мне».
Кстати, в редких случаях духи-помощники применяются шаманами не только благородных целях (целительство, поиск потерявшихся в тайге либо в лесу или проводы души в загробный мир) но и для «черных дел» — для сведения счетов с соперником и тому подобное. Когда шаман хочет отравить обидчика, он высылает духа-дамагоми, говоря ему: «Иди найди такого-то. Войди в него. Не убивай его сразу, сделай сначала его больным и сделай так, чтобы он не выздоровел, а умер через месяц».
Следует также сказать и о том, что духи-помощники или духи-покровители не только позволяют шаману перевоплощаться, но и являются в некотором смысле его двойником, и даже одной из его душ (душа-жизнь), которая в такой же мере важна для шамана, как и его «истинная» душа, ибо потеря ее во время шаманского сражения может привести к смерти шамана в реальности.
В некоторых регионах обретение персонального шаманского духа-помощника включается в обряд инициации, то есть фактически является обязательным для каждого взрослого члена племени, например, у индейцев Томпсон. Последние считают, что каждый индеец, а не только шаман, может найти себе духа-помощника, если он готов проявить определенное усилие воли и концентрацию. Однако в большинстве случаев исключительно шаманы могут иметь невидимых помощников, среди которых встречаются не только животные и антропоморфные существа (женщина, девушка, ребенок), но и более непривычные с точки зрения обычного человека духи — ночь, туман, голубое небо, Восток, Запад, страна душ, призраки, руки и стопы мужчины, мужские и женские половые органы, гробы, кости, зубы и волосы умерших и тому подобное.
Далеко не во всех шаманских традициях наблюдается четкое разделение между функциями духов-помощников и духов-покровителей. Обычно градация между ними нечеткая, хотя, к примеру, у гольдов (нанайцев) проводится четкое различие между духом-покровителем, выбирающим будущего шамана, и подчиненными ему духами-помощниками. Четкое разделение между духом-помощником, предстающим, как правило, в облике животного, и духом-покровителем встречается и у якутов. Васюганские шаманы, обычно имеющие в своем распоряжении до семи духов-помощников, также пользуются покровительством «Духа Головы», защищающим их во время экстатических путешествий, «Духа в облике медведя», сопровождающим шамана в нисхождениях в ад, «Духом сивого коня», на котором он въезжает на Небеса, и так далее. Иногда в роли покровителя выступает не дух, а Высшее Существо (бог, боги или полубожественные существа). Так, алтайский шаман перед началом своего экстатического путешествия призывает не только духов, но и божественных существ — Яик Канна, Кайра Кана, Бай Ульгена с его дочерьми и прочие.
Большинство духов-помощников и духов-покровителей имеют облик животных (медведей, волков, оленей, зайцев, гуся, орла, совы, вороны, червяков). Их формы, названия и количество различаются в зависимости от региона. В целом же, представление духов-помощников в виде животного особенно присуще народам, промышляющим охотой. Для них связь между человеком и животным является в высшей степени мистичной. Преобладание духов-помощников в облике животных наблюдается в Австралии, Северной Америке и многих других регионах.
Шаманские Духи-помощники в образе животных играют важную роль в самом начале шаманского сеанса (камлания), а именно в подготовке экстатического путешествия Верхние или Нижние миры. Это связано с тем с древнейших времен животные рассматривались либо как проводники, сопровождающие души на том свете, либо как новая форма умершего человека. Таким образом, они символизируют связь с потусторонним миром. По этой же причине животным (точнее духам, принимающим их облик) отводится такое важное место в шаманских инициациях — они заносят посвящаемого на небо или в преисподнюю, убивают его или воскрешают, передают ему тайные знания и тому подобное.
У каждого якутского шамана есть одно ийе кила («животное-мать») — дух-помощник в образе животного. Считается, что те, у кого ийе кила — собака, белый медведь или волк — слабые шаманы, а те, кому покровительствует дух в облике быка, коня, орла, лося или бурого медведя — могущественные шаманы. У эскимосов духами-помощниками хоть и являются животные (лиса, сова, медведь, собака, акула и прочие), но предстают они обычно в человеческом облике. А по мнению некоторых шаманов павиотсо, духи-помощники в виде животных (орел, сова, олень и так далее) являются посланниками другого духа — «Духа Ночи», который присутствует везде и не имеет имени. Именно от него они, через духов-посредников, получают шаманские способности и тайные знания.
Немалое место в шаманизме отводится духам, некогда являвшимся шаманами. В некоторых традициях они принимают непосредственное участие в судьбе будущего шамана: они не только избирают нового кандидата, но и дают ему посвящение. Правда, иногда роль духа умершего сводится лишь к подготовке будущего шамана к последующим путешествиям в иные миры.
Иногда формы, которые приобретают духи-помощники и духи-покровители, весьма разнообразны. У шаманов Южной Америки духи-помощники нередко предстают в виде кристаллов, растений или животных. У карибов Барамы каждый класс духов, с которыми шаман входит в контакт, представлен небольшими камешками различных видов.
Не во всех случаях духи, с которыми шаман тесно связан, обитают на его же территории, хотя это встречается наиболее часто. Порой шаманы призывают своих помощников со всех уголков мира. Они прибывают по очереди и разговаривают — каждый своим голосом и даже на различных языках.
Получение духов-помощников и духов-покровителей происходит по-разному. Так, к эскимосским шаманам они являются по собственной воле, если кандидат этого заслуживает. У джакунских шаманов духи-помощники приходят в сновидениях или передаются по наследству от других шаманов. В Южной Америке духи-хранители приобретаются в конце инициации. Они «внедряются» в шамана, причем нередко в форме кристаллов. Вот как один из шаманов описывает получение своих духов-помощников: «После инициации я почувствовал в своем теле и голове яркий свет. Обычным людям его не было видно, но духи его могли увидеть. Они слетались на этот свет ко мне со всего света. Еще один из моих духов-помощников, акула, тоже сам явился ко мне, когда я однажды рыбачил в море. Ко мне подплыла акула и назвала мое имя».
Нередко обретение духов-помощников и духов-покровителей напрямую связано с феноменом оборотничества. Иными словами дух, предстающий перед шаманом в том или ином образе животного, дарит ему способность превращаться в него же. Таким образом шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в эту хищную птицу и так далее. Это явление распространено у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков). Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами.
Наиболее распространенной формой призвания шаманского духа-помощника или духа-покровителя является произнесение его имени и подражание его природе. Особенно это характерно для духов, имеющих облик животных. Чтобы вызвать своего духа-помощника в виде змеи, тунгусский шаман старается во время сеанса изобразить ее плавные, извивающиеся движения. Шаманы, чьими духами являются птицы, как правило, подражают их крикам и машут руками, имитируя взмахи крыльев. Иногда для призвания духа-помощника используется маска, изображающая его лик. Некоторые шаманы помещают своих духов-помощников в колокольчики на бубне. Чтобы вызвать их, достаточно позвенеть в их.
Итак, как вы уже поняли, у каждого шамана, должны быть свои духи-помощники, без которых он не может отправляться в свои шаманские путешествия и не может исцелять. И если мы уже разобрались с важностью духов-помощников, то теперь пришло время выяснить то, как обзавестись своими шаманскими духами-помощниками.
Для этого существует множество методов, разработаны современными шаманами. Здесь вы найдете некоторые из них. Но перед тем, как приступать к поискам своих-духов помощников, спросите себя, действительно ли вы готовы стать на путь шамана, или вы просто интересуетесь. Дело в том, что обладание духами-помощниками накладывает на шамана определенные обязательства, которым нужно следовать. Не получится, пользоваться их услугами, а потом навсегда забыть о них. К сожалению, все отношения с ними носят крайне серьезный характер и установление контакта с ними происходит на всегда. Даже если вы бросите заниматься шаманизмом, они все равно останутся при вас и будут требовать, чтобы вы продолжали камлать.
Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь (если дома — свечу, а если на природе — небольшой костер). Воскурите благовоние. Закройте глаза. Посидите неподвижно некоторое время, медитируйте или просто попытайтесь освободить свое сознание от всего суетного. Оно должно стать открытым и свободным.
Итак,
Перед внутренним взором представьте огромное черное пространство. Сосредоточьтесь на нем, постарайтесь максимально полно ощутить его — это огромная вселенная, простирающаяся бесконечно во все стороны.
Когда образ станет устойчивым, заметьте, что в центре этого огромного черного пространства пульсирует маленькая светящаяся точка. Какое-то время понаблюдайте за ней.
Внимательно смотрите на пульсирующую точку, и вы заметите, как она постепенно увеличивается, приобретая форму какого-то существа. Это может быть светящаяся птица, змея, муравей, человек, вообще что-то невероятное.
Концентрируйтесь на форме духа помощника.
Когда его форма станет устойчивой, мысленно спросите, как его зовут и ждите. Через некоторое время вы узнаете его имя. Оно может само всплыть в вашем разуме или вы, словно услышите его, может увидите, или просто в какой-то момент поймете, что уже знаете его. Все зависит от вашей природной склонности воспринимать информацию через слух, зрение или ощущения.
Произнесите имя шаманского духа-помощника несколько раз шепотом, чтобы хорошенько запомнить. Это сакральное имя духа-помощника, его должны знать только вы и больше никто. Его даже записывать не стоит. Если кто-то узнает имя вашего духа-помощника, то он перестанет с вами контактировать.
Обратитесь к своему шаманскому духу-помощнику по имени и расспросите, какими свойствами он обладает и в каких случаях может вам помощь. Все, что узнаете — храните в тайне.
Когда нужная информация будет получена, мысленно растворите своего духа помощника в черноте пространства.
Посидите некоторое врем молча, не открывая глаза. Когда почувствуете, что ваше сознание готово вернуться к обыденному миру, откройте глаза.
Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь и воскурите благовоние. Закройте глаза. Освободить свое сознание от всего суетного.
Сконцентрируйтесь на области первого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-красное сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. А в нем проступает огромная, простирающаяся во все стороны земля. Присмотритесь внимательно и вы заметите как в ней есть нора.
Мысленно произнесите: «Прошу тебя, дух земли, появись передо мной». Внимательно наблюдайте за норой и через время из нее появится какое-либо существо — змей, енот волк и так далее.
Поблагодарите его и попросите сообщить свое имя. Когда он это сделает, несколько раз произнесите его шепотом, а потом попросите рассказать когда и как он сможет вам помогать. Всю полученную информацию нужно хорошенько запомнить, так как записывать ее не желательно.
Сконцентрируйтесь на области второго энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-оранжевое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. А в не проступают очертания огромного океана. Сконцентрируйтесь на движении волн, постарайтесь услышат их плеск и морской солоноватый запах.
Мысленно произнесите: «Прошу тебя дух водной стихии, явись передо мной». Теперь вам осталось наблюдать. И через некоторое время из воды поднимается дух в облике рыбы, акулы, дельфина и так далее.
Поблагодарите его за то, что он явился к вам и попросите сообщить свое имя и все дополнительные сведения, которые он посчитает нужными. После того, как все заполните, не забудьте сказать ему спасибо.
Сконцентрируйтесь на области третьего энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-желтое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. А в центре него разгорается яркое пламя. Оно разгорается все ярче и ярче. Мысленно произнесите: «Прошу тебя, дух-огня, явись ко мне». Наблюдайте, и через некоторое время из пламени появится дух. Он может быть совершенно любой формы, от дракона до огненного петуха, от огненного раскаленного шара, до существа необычной формы.
Как и в прошлых медитациях, сначала поблагодарите духа за то, что он явился к вам. А потом попросите его поведать вам свое имя и особенности.
Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь и воскурите благовоние. Закройте глаза. Освободить свое сознание от всего суетного.
Сконцентрируйтесь на области четвертого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-зеленое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. Пребывайте в этом состоянии на которое время, пока полностью не достигнете покоя. А потом присмотритесь и вы увидите, как из пространства проступают очертания огромного сияющего кристалла. Попросите шаманского духа-помощника явиться к вам. И тогда через некоторое время он выйдет из кристалла. Его форма может быть индивидуальной, это может быть человек или какое-либо удивительное существо. Попросите его сообщить свое имя и рассказать о себе старайтесь запомнить каждое слово, весь вам придется не раз обращаться к нему за помощью, если вы будете применять шаманские методы для своей повседневной жизни.
Когда все запомните, попрощайтесь с ним и представьте. Как он обратно возвращается в кристалл, а кристалл растворяется в огромном зеленом пространстве.
Уединитесь на своем месте силы. Зажгите огонь и воскурите благовоние. Закройте глаза. Освободить свое сознание от всего суетного.
Сконцентрируйтесь на области пятого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-голубое сияние, постепенно заполняющее собой весь мир.
А потом представьте, как в центре этого огромного пространства появляется небольшое облако. Оно одиноко парит перед вашим внутренним взором.
Мысленно произнесите: «Прошу тебя шаманский дух-воздуха, явись ко мне». Теперь ждите, пройдет немного времени, и из облака вылети птица — орел, ворон, воробей, стриж, ласточка и так далее.
Поблагодарите духа-помощника за то, что он явился к вам, а потом расспросите о том каково его имя, какими свойствами он обладает и в каких случаях его стоит призывать. Когда все запомните, отпустите его.
Сконцентрируйтесь на области шестого энергетического центра. Представьте, что оттуда появляется темно-синие сияние, постепенно заполняющее собой весь мир. Сконцентрируйтесь на этом пространстве. А потом внимательно всмотритесь в него и вы увидите, как сквозь него проступают очертания легкой дымки, она почти полупрозрачна.
Мысленно произнесите: «Прошу тебя шаманский дух-помощник эфира, явись ко мне». Осле этого внимательно всмотритесь в дымку и вы увидите, как она постепенно приобретает форму духа-помощника. Это может быть все, что угодно, тут сложно предсказать какие очертания он примет. Но когда вы поймете, что образ окончательно сформировался, спросите его имя и попросите рассказать о себе все тщательно запоминайте, ведь только он сможет провести вас в высшие слои реальности.
Конечно, выполнить всю эту медитацию целиком и все запомнить, за один раз очень сложно, поэтому ее можно выполнять в три приема — сначала работать с духами-помощниками Нижнего мира, потом с духом-помощником Среднего мира и, наконец, с духами-помощниками Верхнего мира. Между сеансами может пройти одни день, а может и несколько недель. Тут главное не скорость, а правильное и надежное запоминание.
Если вы не сильно надеетесь на свою память, то можете делать краткие пометки в блокноте, но следите за тем. Что бы эти записи не попали никому в руки. Когда же все запомните, лучше уничтожьте записи. У шаманов должна быть хорошая память. Что бы запоминать не только имена и особенности духов-помощников, но и то, что он будет видеть и узнавать в своих шаманских путешествиях.
© Святослав Горский
Copyright ? 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.