История дыхательных практик уходит глубоко в древность еще к деятельности первых шаманов, которые с помощью определенных техник умели входить в транс и использовать дыхание, как один из инструментов не только мистического продвижения, но и как средство самоисцеления и лечения соплеменников.
Шаманизм — это уникальный и универсальный феноменом жизни архаического общества, возникший в элементарных своих формах очень рано. Известен он практически во всех частях земного шара от Сибири до северной Америки. Центральной фигурой шаманизма является шаман.
Слово «шаман» имеет тунгусское происхождение от эвенского «саман», что переводиться как «возбужденный, иступленный человек». Мирча Элиаде, в своем монументальном труде, посвященном шаманизму, определяет шамана как мастера экстаза, способного с помощью специальных методов входить в экстатическое состояние, покидать тело и путешествовать по иным сферам бытия — поднимаясь в небеса или опускаясь под землю. Шаман, по своей сути, это профессионал синкретического типа, чья индивидуальность и выполняемые функции несут в себе в нерасчлененном виде те элементы, которые позднее выделятся в самостоятельные виды деятельности, такие как жречество, целительство и так далее. Но здесь мы не станем подробно останавливаться на феномене шаманства, а укажем лишь на те элементы, которые связанны с тематикой данной книги.
Итак, дыхательные техники являлись неотъемлемой частью всего шаманского «технического» комплекса. Начнем с того, что шаманам приписывалось умение творить различные чудеса, среди которых входило укрощение огня (хождение по углям, лизание раскаленных предметов), летание по воздуху, невосприимчивость к холодному оружию и многое другое. Как видим это типичный набор «чудес», встречаемых потом во всех системах психофизического совершенства. Так, например, левитация — одни из признаков правильного умения выполнять кумбакху (задержку дыхания) в тантрической йоге, невосприимчивость к холодному оружию — результат освоения китайской техники «железная рубашка». Все они основывают на овладении специальным дыханием. А если учесть, что они появились значительно позже шаманства и в целом содержат в себе множество архаичных техник, то отсюда можно сделать вывод — изначально для этих же целей так же использовались дыхательные методики. И это не умозрительные предположения, а вполне реальный факт, подтвержденный многими исследователями, изучавшими феномен шаманства. И в первую очередь это касается центральной части шаманской мистической практики — камлания.
Термин камлание происходит от тюркского слова «кам», что переводиться как — шаман. Таким образом камлать, значит — шаманить.
Это основная форма культовой деятельности шамана, устраиваемая по разным поводам, но чаще всего для исцеления или проводов души в загробный мир.
По своей сути, камлание представляет собой вхождение шамана в транс, с помощью определенных техник — игры на бубне, распивания песен и особой дыхательной практики. Кстати сказать, именно удары в бубен и пение, помогают шаману изменить ритм дыхания. Эта практика сейчас повсеместно используется в оздоровительных методиках трансперсональной психологии. Очень часто во время камлание используется танец, помогающий быстрее и глубже войти в транс. Такое сочетание как движение и дыхание объединяет два сферы человеческого существа — материальную и духовную, что позволяет обрести целостность, то есть то, о чем сейчас так активно говорят и стремятся достичь практически все современные направления телесно-ориентированных практик в рамках эзотерических и психологических школ.
Говоря о шаманских дыхательных техниках, стоит упомянуть и о своеобразной технике, непосредственно связанной с развитие дыхания, а именно о гармоничном пении, особенно распространенном в Западной Монголии. Сюда также нужно отнести обертонное и горловое пение.
Легенды гласят, что монгольские шаманы постигли искусство гармоничного пения, вслушиваясь в звуки одного из священных горных водопадов.
Горловое пение по технике хоомей представляет собой определенную манеру сольного исполнения, когда в голосе певца отчетливо слышатся два различных тона, два мелодических рисунка. Первый звук — монотонное носовое гудение (его высота на протяжении песни практически не меняется) и второй — составляют пронзительные звуки разной высоты, похожие на свистки. Считается, что подобное «музыцирование» использовалось в шаманских ритуалах исцеления. Согласно поверьям оно возникло вследствие подражания звуку натянутой тетивы.
Подобные техники пения упоминаются не случайно. Хоть они и не являются дыхательными упражнениями в прямом смысле слова, тем не менее, они имеют к ним отношения, так как во время исполнения, у певца изменяется ритмы дыхания, сердцебиения и мозговых волн, в результате чего он входит в измененное состояние сознания, что самым положительным образом сказывает на его здоровье. Конечно же, здесь исцеление рассматривается как вторичный фактор, но сбрасывать его со счетов не стоит. Давно замечено, что аутентичное пение, в частности пение шаманских песен, обладает очень мощным оздоровительным воздействие, поскольку для их исполнения необходимо управлять дыханием, изменять его ритм и глубину.
Впоследствии горловое пение стали активно использовать в практиках тибетского и монгольского буддизма.
Индия — страна, где наиболее ярко проявились дыхательные практики. Пожалуй, именно здесь они имели самую большую популярность и были выделены в отдельную мощную дисциплину, известную как пранаяма. Она использовалась практически во всех учениях, зародившихся в этой стране от йоги до тантры, от Аюрведы до буддизма. Но изначально она «официально» сформировалась как четвертый член классической йоги. Вот как описывал ее Патанджали в своей известном труде «Йога-сутры»: «Пранаяма — это остановка движений вдоха и выдоха». Как видим тут сразу указывается особенность пранаямы, отличающая ее от обычного дыхания, а именно — задержка дыхания (кумбакха). Уже в тот период была известная прямая связь между сознанием и дыхание и возможность с помощью урегулирование дыхательный циклов влиять на разум и здоровье. Например, йоги заметили, что дыхание человека, который злится, хаотично и поверхностно, а кто собран и спокоен, у того дыхание ритмичное и глубокое. Следовательно, если изменить тип дыхание, можно изменить свое эмоциональное состояние. Но йоги пошли еще дальше. Установив, что у спящего человека дыхание настолько медленное, что его почти неслышно, они пришли к выводу, что если намеренно сократить свое дыхание в бодрствующем состоянии, можно достигнуть тех сфер подсознания, которые доступны спящему человеку. Так в ходе своих экспериментов они пришли к выводу, что у человека существует, в зависимости от дыхания, четыре степени модальности сознания:
1. сознание в дневное время;
2. сознание во время сна со сновидениями;
3. сознание во время сна без сновидений;
4. «каталептическое сознание».
Так вот, если использовать специальные дыхательные практики, заключающиеся в изменении длины выдоха и паузы между дыхательными циклами, то можно войти в любую из этих категорий сознания намеренно. Для обычного человека между этими состояниями существует разрыв, поэтому он бессознательно переходит от бодрствования ко сну, но йог делает это не прерывая своего восприятия. Это достигается сложными дыхательными упражнениями в сочетании со специальными техниками концентрации. Многие исследователи отмечали, что ослабление дыхания и сокращений сердечной мышцы возможно до степени предсмертного состояния, которое йоги могут вызывать силой воли. Владение дыхательными методами может быть настолько совершенным, что некоторые йоги без труда настолько ослабевают дыхание, что, будучи полностью зарытыми в землю (с минимальным запасом воздуха на экстренный случай), продолжают жить без вреда для здоровья.
Но это уже вершины мастерства, а начинается все с изменения типа дыхания и в первую очередь, обучению дышать животом и дышать ритмично. Это должно стать настолько автоматическим, чтобы человек не уделял ему внимания. В результате, разум становится спокойным, человек уравновешенным и в организме устанавливается энергетическое равновесие, что, в свою очередь, приводит к оздоровлению. Это очень важно, ибо настоящая йог — это не система исцеления, а учение о духовном развитии. Поэтому ею нельзя заниматься, будучи больным человеком. Первоначально нужно освоить йога-терапию, которая, собственно, и занимается оздоровлением. И хоть методы часто очень похожи, тем не менее, их отличает интенсивность и некоторые нюансы применения. Кроме того, в оздоровительную ветвь йоги, не входят такие практик, как например, пратьяхара.
Концентрация на жизненно важных функциях дыхания уже на первых занятиях дыхательной практикой пранаямы вызывает невыразимое чувство гармонии и ощущение наполненности живительной силой. Вполне возможно, органы впервые начинаю получать достаточно количество кислорода для своего полноценного функционирование, ибо человек, в большинстве случае, часто дышит в полсилы. Ограничивается лишь поверхностным дыханием.
Очень широко среди всех школ йоги и тантры распространена практика повторения мантр, которая неразрывно связана с техниками и практиками дыхания.
Санскритское слово «мантра» состоит из двух частей: «ман» — «думать» и «тра» — «защищать». Таким образом, слово мантра можно перевести как «защита ума». Постоянное размышление или памятование о боге изменяет сознание человека, оказывает на его психику очень мощное воздействие, и как следствие на всю его жизнь в целом. Говоря проще, мантра представляет собой слово, заряженное божественной силой. Звуки, из которых состоят мантры, обладают способностью оказывать психологическое влияние на человеческий организм и сознание, очищать его и наполнять энергией.
Мантры, как правило, повторяется много раз, и это повторение называется джапа, которая в свою очередь также имеет несколько разновидностей. Самая распространенная среди них акшара-лашка джапа. При этом методе необходимо количество слогов мантры умножить на 100 000 (лакша = 100 000). Скажем, мантра ОМ НАМАХ ШИВАЯ состоит из 6 слогов (ом-на-мах-ши-ва-я), значит, ее джапа составит 600 000 повторений.
Естественно, для произнесения такого большого количества требуется много времени, в среднем одни «сеанс» чтения мантры должен занимать не менее трех часов. Но что обязательно, мантра должна синхронизироваться с дыханием, даже если она произносится мысленно. Существует также и практики произнесения длинных мантр на одном выдохе, как, например, Сарасвати мантра или махамритьюнджая мантра. Сюда же можно добавить и распевание киртанов — священных песен.
Кстати сказать, в некоторых школах рекомендовалось для ведения счета во время пранаямы, мысленно повторять мантры.
Синхронизация произнесения сакральных слогов и дыхания оказывает мощное воздействие на сущность человека, вызывая в нем кардинальные изменения, в первую очередь, затрагивающие его сознание, что желает это мощной дыхательной практикой.
В Китае дыхательные практик сыскали себе большую популярность в рамках даосской йоги во всех ее разновидностях от цигун, до собственно даосской внутренней алхимии, от боевых систем до целительства.
Дыхательные практики в сочетании с визуализациями и концентрацией являются основой для всех техник даосской йоги цигун. И начнем мы наш короткий обзор дыхательных практик Китая с даосской йоги или как ее еще иногда называют внутренней алхимии (нэй дань). Как и западная алхимия, она первоначальной целью ставит достижение бессмертия, путем выплавления, так называемой пилюли бессмертия в нижнем котле (дань-тяне). Говоря об адепте внутренней алхимии, Мирча Элиаде писал: «Приняв свою душу за «неблагородный металл», он направляет все свои силы на то, чтобы произвести трансформацию и превратить ее автономную, вечную душу — в «золото»». Таким образом, приверженец нэй дань подвергает алхимическому воздействию — очищению, обжигу — свое тело и душу, добиваясь бессмертия не только духа, но и физической оболочки. Кстати, это очень важный момент, поскольку китайцев, в отличие, скажем, от индийцев, подразумевающие под бессмертием, в первую очередь, вечное существование души, интересовало исключительно бессмертие физическое.
Самым главным «средством» достижения бессмертия в практике внутренней алхимии выступали техники трансформации сексуальной энергии, непосредственно связанными с практикой контроля дыхания.
Одной из характерных практик даосской йоги является метод «эмбрионального» дыхания. Для него необходимо выбрать тихо, спокойное место вдалеке от всех, лучше всего в доме, где никто не живет, или в лесу. Распустить волосы и расстегнуть одежду. Лечь в правильную позу и гармонизировать вдохи, а потом задержать дыхание настолько, насколько это возможно. Затем выдохнуть, опять гармонизировать вдохи и снова задержать дыхание. Так необходимо выполнять несколько десятков раз, сопровождая дыхание сложными внутренними техниками, одна из которых называется «плавить дыхание». Эта техника считается настолько сложно и мощной, что ее запрещено выполнять каждый день. Между сеансами следует выдержать не менее пяти дней.
Традиционно считается, что «эмбриональное» дыхание приносит различные сверхспособности. В одном из древнейших трактатов по внутренней алхимии «Эффективные и секретные устные формулы, касающиеся нескольких методов впитывания дыхания» говориться: «Человек может тогда войти в воду (и не тонуть) или ходить по огню (и не обжигаться)».
Другие предписания, касающиеся дыхательных практик, рекомендуют также найти уединенное место, принять правильное положение тела, закрыть глаза и выполнять задержку дыхание в диафрагме груди таким образом, чтобы волосинка, положенная на нос и рот практикующего, не шевелилась. То есть «запечатывание» должно быть абсолютно полным. Многие китайские мастера древности утверждали, что для достижения бессмертия необходимо научиться задерживать дыхание время, равное тысячам обычных вдохов и выдохов. Но для оздоровительных целей делать такую продолжительную задержку дыхания, свершено не обязательно. Вполне достаточно, сделать полноценный вдох, задержать дыхание насколько это возможно, без ощущения дискомфорта и направить весь задержанный воздух в больной орган. Это нужно выполнять несколько раз. Таким образом, больной орган будет насыщен новой живительной силой, перемещаемой вместе с потоками воздуха. В одном из даооских текстов мы читаем: «Те, кто впитывают вдохи, должны мысленно сопровождать их до тех пор, пока они не войдут во внутренности, с тем чтобы (вдохи) проникали в жидкость (органов) и каждый вдох без напряжения достигал бы того внутреннего органа, которым он управляет, и, таким образом, они (вдохи) могли бы циркулировать по всему телу и лечить все болезни».
Еще одной характерной особенностью китайских дыхательных практик является подражание дыханию животных. Особенно это распространенно в школах боевого мастерства, использующих в сове арсенале повадки животных — школа змеи, школа стиль орла и так далее. Например, было очень популярно глубокое и бесшумное дыхание, напоминающее дыхание животных в зимней спячке. Оно оказывало настолько мощное седативное воздействие, что, в сочетании со специальными медитациями, позволяло перейти на новые уровни сознания
Но наиболее целенаправленно дыхательные техники в Китае стали использоваться в школах цигун. Цигун дословно переводиться как «работа с энергией ци». Но тут имеется важный нюанс. В данной системе упор делается не собственно на технику дыхания, как таковую, а на состояние сознания, обретаемого посредством концентрации на различных точках тела и задержки дыхания, останавливающего внутренний поток мыслей. Также дыхание, в большинстве случаев, сочетается с плавными движениями различными частями тела. Особенно это используется в практиках тай-цзи-цюань.
В целом даосские дыхательные практики по своей продуманности и систематизированности очень близки индийским, но, при этом, если так можно выразиться более «практичны», ибо их применение нашло отражение не только в плане духовного совершенства, но и телесного, как отражения стремления к физическому бессмертию.
Дыхательные практики тибетских традиций во многом напоминают индийскую пранаяму. Но она, естественно, будучи перенесенной на новую почву и осмысленная через новое мировоззрение, в частности буддийское, обрела свои дополнительные нюансы. Особенно это хорошо проявляется в сопровождающих дыхательные техники визуализаций.
Самыми распространенными техниками являются «девять очистительных дыханий», «двадцать одного дыхание», и множество методов дыхания, сочетающихся с концентрацией на разных точках тела, в основном на чакрах. Вот описание одной из характерных мистических практик, включающая в себя все вышеупомянутые элементы: «Затем вы очищаете нечистое дыхание, и мягко толкая вниз верхний воздух, а наверх поднимая нижний представляйте букву «А» постепенно разгорающуюся, как огонь. Делайте то до тех пор, пока жар не коснется буквы «ХАМ», (расположенной в другом энергетическом центре), и не заставит ее расплавиться, источая капли нектара блаженства. Потом визуализируйте, как волны блаженства неотделимы друг от друга, заполняют три канала и четыре чакры».
Очень активно тибетских практиках используется синхронизация дыхания и мантры, но в отличии от индийских методов, тут большую популярность сыскали методы произнесения мантр и длительных марафонов. Монахи, собираясь в группы, бьет барабаны и на определенный ритм постоянно громко произносят различные мантры, например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Это может продолжать шесть и более часов. И все это время они шагают по узким тропам высоко в горах.
Распространенна дыхательная практика и без произнесения священных текстов, но также включающая в себя длительные пешие переходы. Мастера такого метода, настолько обучаются владеть дыхание, что способны совершать нечеловеческие прыжки, граничащие с левитацией, за короткий срок покрывать многокилометровые маршруты, по труднодоступной местности.
Еще более популярная практика, связанная с освоением специального дыхания известна как практика туммо — разжигание внутреннего огня, которая позволят в морозы высушивать на обнаженном теле мокры простыни и ходить всю зиму в одной лишь накидке.
Что же касается использования дыхательных упражнений в целительных целях как таковых, то тут можно выделить систему кум-нье, в чем-то напоминающую мягкие школы цигун. Здесь также основной упор делается на сочетании спокойного, уравновешивающего дыхания и неспешных, минимальных движений тела.
К уникальным же тибетским способам дыхания относится одновременное дыхание ртом и носом, которое далее будет более подробно рассмотрено в данной книге.
В христианстве мы не найдем дыхательным практик в чистом виде, как это, например, встречается в Индии, но тем не менее, в христианской религиозной практике существуют методы, включающие в себя дыхательные упражнения. И в первую очередь следует выделить такое направление, как исихазм, где была широко распространена практика, так называемой «умной молитвы». Для ее осуществления необходимо сесть в темноте, опустить голову и полностью сконцентрироваться на пупке или сердце и многократно повторить молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», синхронизируя ее с ритмом дыхания, которое, при правильном выполнении упражнения, со временем замедляется все больше и больше.
А вот как об одном дыхательном упражнении писал Никифор Затворник: «сядьте, успокоив свой ум. Сосредоточьтесь на ноздрях — это путь, по которому дыхание движется к сердцу. Подталкивайте его, заставляйте опуститься к сердцу вместе с тем воздухом, который вы вдохнули. Когда он будет там, вы увидите, какая радость за этим последует. Подобно отцу семейства, который после странствий возвратился домой и не может сдержать свою радость при виде жены и детей, так и ум, когда он соединяется с душой, переполняется радостью и невыразимым восторгом. Следовательно, брат мой, приучи свой ум не спешить уходить оттуда. Поначалу, он, скажем так, не проявляет усердия к этому ограничению свободы и заключению. Но когда приобретет к этому привычку, то уже не будет получать удовольствия от скитаний повсюду, потому что «царство Божие внутри нас» и тому, кто обратит на него свой взгляд и будет сопровождать его молитвой, весь внешний мир покажется отвратительным и достойным презрения».
При совершении подобных упражнений нередко использовалась и практика, напоминающая по своей сути индийские «замки» (бандхи) — нужно было наклонить голову вперед так, чтобы борода плотно прижималась к верхней части груди.
И, конечно же, применялась и задержка дыхания. Так в одном из наставлений говорилось: «при помощи этой недолгой задержки дыхания сердце чувствует себя неловко и ощущает боль, не получая воздуха, которого требует его природа, но что касается ума, то ему легче сосредоточиться и возвратиться в сердце. Потому что посредством такой недолгой задержки дыхания твердое и прочное сердце становится тонким и влага сердца, правильно сжатая и согретая, становится нежной, чувствительной, смиренной и более склонной к раскаянию».
Интересно отметить, что как в индийских, буддийских, а потом и суфийских школах, в христианстве также активно практиковалось многократное повторение имени Бога, сопровождаемое перебиранием четок. Для этой цели использовались отдельные фразы из писаний, также синхронизированные с дыханием, независимо от того, произносились ли они в слух или молча. Самой популярной был, конечно же, «Иисусова молитва» — «Господи Иисусе, помилуй мя грешного», которая иногда сокращалась до «Господи, помилуй мя» (в сокращённом варианте в греческом прочтении — «Кирие элейсон»).. Ранние отцы называли ее «искусством искусств и наукой наук», ведущих человека к наивысшему из доступных для него совершенств.
Суфизм является очень мощной и детально проработанной системой духовного и психофизического совершенствования, включающая в себя целый ряд методик и упражнений, непосредственно связанных с контролем над дыханием.
Традиционно считается, что чтение Корана вслух уже само по себе является великолепной дыхательной практикой. И тот, кто когда-нибудь слышал, как мастера читают Коран, с этим согласится.
В тексте этого священного писания есть определенные пунктуационные обозначения, называемые «вакф» («пауза»), указывающие, где чтец должен остановиться и набрать воздуха для следующего произношения текст на выдохе. Благодаря этим паузам, каждая строка звучит строго определенное время, — ровно столько, сколько она изначально звучала из уст Пророка Мухаммада.
Но, пожалуй, самой яркой его иллюстрацией использования дыхательных практик является зикр — практика повторения имен Аллаха или определенных молитвенных формул. Памятование имени Всевышнего, важная часть мистического пути. В Коране говорится: «Вспомните Меня, и Я вспомню вас».
Суфии говорят о том, что когда происходит групповой зикр, ангелы, летающие над землей в поисках того, кто вспоминает Бога, останавливаются над ними в изумлении и зовут посмотреть на это зрелище все новых и новых ангелов, и, смыкая свои крылья в объятиях, они выстраивают над ними столб, достигающий небес. И на всех собравшихся нисходит божественная благодать.
Зикр, рассматриваемый как один из методов воздействия на сознания, посредством дыхания, очень сильно развивает способность контролировать дыхательные функции организма. Так один исследователь говори о том, что встречал суфия, который так интенсивно практиковал зикр, что мог приостанавливать дыхание на три часа, без вреда для здоровья.
Интересно отметить, что при произнесении зикра используется техника, известная в Индии как набхи-мудра — касание кончиком языка верхнего неба. Так в одном из наставлений говорится: «Пускай произносящий прочно удерживает свой язык против мягкого неба».
Самой распространенной формулой для осуществления зикра является «Лаа илааха иллаа Ллаахуу», что переводиться как «Нет Бога, кроме Бога ».
Для практик зикра участники садятся в круг в специальные позы. Обычно сидя на корточках на земле, скрестив ноги, обняв ноги руками, склонив голову между коленей и закрыв глаза.
Произнесение священной формулы сочетается с определенными движениями головы. Вначале левая щека покоится на левом плече. Затем голова опускается, проходит по дуге поперек груди и замирает на некоторое время лицом вверх. Это движение сопровождается словами «Лаа илааха», а после этого произносится слог «ил» и голова опускается вниз, по направлению к сердцу. Фраза заканчивается словом «Аллаахуу», при этом голова снова поднимается, взгляд обращается к небу.
Если чтение священных формул совершается для излечения того или иного заболевания, важно, чтобы количество чтений заканчивалось нулем (например, 30, 100, 300), — поскольку в этом случае мы стремимся к нулевому результату (мы хотим, чтобы болезни не было).
Кроме зикра, в каждом из суфийских тарикатов (мистических орденов) существуют свои дыхательные упражнения, направленные на развития тех или иных духовных, психических или физических качеств человека.
Существует мнение, что в основе суфийских дыхательных практик, лежит заимствования из системы индийской пранаямы. И хоть о повторении имени Бога говорится в Коране, тем не менее, вполне обоснованно можно предположить, что хоть в мистическом исламе и были свои исконные дыхательные упражнения, они все равно обогащались и за счет индийского влияния. Что, впрочем, несколько не умоляет их уникальности и эффективности.
©Георгий Зорбин
Copyright ? 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.