Основные трактаты по тибетской медицине

    Основные трактаты по тибетской медицине

    Тибетская медицина, располагает богатым, накопленным на протяжении веков, письменным наследием, поэтому для изучающих это направление целительства будет остаточно книг и трактатов по тибетской медицине, начиная от классической и уже известной по всему миру книге по тибетской медицине «Джуд-ши» и заканчивая множеством различных комментариев, рецептурных сборников и справочников, руководств по отдельным методам лечения, диагностике и так далее и тому подобное.

    Начать знакомство основными трактатами и книгами по тибетской медицине следует с «Аштанга-хридая-самхита», «Сомараджа», которые оказали решающее воздействие на становление всей тибетской медицины. История их возникновения связана с индийским врачом Жасаа Гонжой (Бхарадваджа), ставшим личным врачом царя Тибета. Вместе с приглашенными медиками из Китая Кенто Лонханом (Хуан-ханом), из Персии Данциг Ланой (Галенос) Бхарадваджа перевел множество индийских медицинских трактатов. Включая упомянутые выше.

    ?


    Ранние трактаты и книги по тибетской медицине

    Самые ранние тибетские переводы иноязычных медицинских трактатов включены в «Данчжур» — собрание переводных сочинений по «пяти большим наукам» буддизма (религиозно-философская система, логика, грамматика, технологии, искусство и медицина) в 225 томах.

    В 118-119 тома «Данчжура» взяты медицинские работы индусского врача и ученого Нагарджуны и основные труды его преемника Вагбхаты-младшего? — широко известная «Аштанга-хридая-самхита» и «Аштанга-хридая-вайдьяка-бхашья». Последнее произведение представляет собой подробный комментарий к вышеупомянутому сочинению «Аштанга-хридая-самхита».

    Сборник «Коричневая книга» включает основные переводные медицинские теоретические тексты, собранные воедино во времена правления царей Тидэ-Цугдан Мей-Агцома и Трисонг Децена. Рукописи были помещены в дощечки-папки, изготовленные из акации катеху, отсюда и название сборника.?

    В его состав входит порядка 70 книг разного объема различных медицинских систем и направлений. Чтобы представить себе примерный уровень? медицинских знаний того времени, упомянем, что среди рукописей были работы, касающиеся исследований пульса, мочи, ядов, процедур прижигания, укалывания, кровопускания, и прочее.

    Основную массу переводческой и компилятивной работы выполняли приглашенные из Индии? «девять врачей царя», в частности, уже упоминавшийся выше Бхарадваджа, наряду с которыми трудились и тибетские переводчики-лоцзавы.

    ?

    «Джуд-ши» — самый авторитетный трактат по тибетской медиицне

    Самым известным трактатом по тибетской медицине, безусловно, является «Чжуд-ши» («Четыре Тантры»), дающий не только всеохватывающую картину врачебных достижений того времени, но и ставший ядром многочисленных исследований и комментаторских сочинений. Кроме этого, иллюстрации к «Чжуд-ши» собраны в единый «Атлас тибетской медицины», включающий более 10 тысяч цветных рисунков.?

    Полное название этого трактата в переводе на русский язык звучит как «Сущность нектара бессмертия, Тантра восьмичленного сокровенного наставления».

    Не менее популярным трактатом по тибетской медицине является «Чжалаг-чочжад». Он составлен Ютогбой-младшим, чтобы дополнить недостающее и разъяснить непонятное в трактате «Джуд-ши». Надо сказать, что «Чжалаг-чочжад», состоящий из 18 глав, пользуется у тибетских врачей огромным авторитетом. Материал, изложенный в «Чжалаг-чочжаде», представлен в виде энциклопедического справочника. Здесь дано подробное толкование различных терминов и понятий по всем аспектам тибетской медицины, включая буддийские представления на медицинскую науку с точки зрения религиозно-философской системы.

    ?

    «Комментирующие» трактаты и книги по тибетской медицине

    Следующий трактат по тибетской медицине, достойный упоминания, является «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл»), который также представляет собой комментарий к тексту «Джуд-ши». Его автором является? регент V Далай-ламы Чжамцо, известный как врач и политический деятель. В «Вайдурья-онбо», по словам его создателя, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Надо сказать, что Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо действовал как реформатор (подобно ламе Цонкапе, реформировавшему буддийскую доктрину в Тибете), чтобы избежать идеологического раскола между существовавшими в Тибете медицинскими школами. В этом трактате по тибетской медицине был обобщен почти тысячелетний опыт тибетской медицины, рассмотрены все известные к тому времени вопросы, вызывающие разночтения. Известно, что «Вайдурья-онбо» по своему объему превосходит «Джуд-ши» почти в три раза.

    После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически запрещены для использования. После «Вайдурья-онбо» попыток создать столь монументальный комментарий к «Чжуд-ши» больше не предпринималось. В какой-то мере это можно объяснить тенденцией к дифференциации медицинской науки, в которой начинают отделяться в самостоятельные отрасли клиника и терапия, фармакогнозия и фармация. Определенную роль сыграл и энциклопедический характер «Вайдурья-онбо». Вряд ли частному лицу удалось бы повторить или превзойти труд, автором которого является регент далай-ламы, имеющий неограниченный доступ к самым редким источникам и могущий привлечь к своей работе компетентных специалистов в разных отраслях медицины.??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????????????????????????????????

    Помимо этого, Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо отдельным трактатом издал комментарии к III тому «Чжуд-ши», который он назвал «Лхантаб». Необходимость в этом дополнительном комментарии была вызвана тем, что в «Вайдурья-онбо» содержалось множество теоретических выкладок, и это делало его не очень удобным для практикующих врачей невысокого уровня. Поэтому основные вопросы в «Лхантабе» посвящены исключительно лечению болезней. В последующем именно «Лхантаб» стал настольной книгой практических врачей.

    ?

    Атлас тибетской медицины

    «Атлас тибетской медицины» является иллюстративным учебным пособием, наглядно отображающим все четыре тома «Чжуд-ши» и его комментария «Вайдурья-онбо».? «Атлас» был выполнен медиками и художниками по заказу самого Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо в медицинском монастыре Сэртог-манба в Восточном Тибете. Полный комплект? «Атласа» состоит из 77 листов, в которых насчитывается более 10 тысяч рисунков.??????????????????????????????????????????????????????????????????????? ???????????????????????????????????????????????????????????

    Структура «Атласа тибетской медицины» повторяет в целом композицию основного канона «Чжуд-ши» и его комментария «Вайдурья-онбо». В связи с этим рисунки на таблицах «Атласа» выполняют свою обучающую роль только при непосредственном изучении текстов трактатов «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо». Среди иллюстративного материала, собранного в «Атласе» — схемы топографических точек для физического воздействия на биорегуляторные механизмы различных подсистем человеческого организма посредством акупунктуры (иглоукалывания), мокса (прижигания) и кровопускания; схемы кровообращения, причем в тибетской системе медицины знания о сосудистой системе человека были близки к современным; графическая схема мест скопления гнойных жидкостей во внутренних полостях организма и топографических точек для прокола с целью их удаления; свыше 1200 рисунков, посвященных диагностике по пульсу; а также анатомические схемы топографических точек для лечения болезней посредством акупунктуры (иглоукалывания), мокса (прижигания) и кровопускания, согласно теории трактата «Лунная владыка» с учетом циклической активности Солнца, Луны, Юпитера и других космических тел.

    ? ? ?


    Дополнительные трактаты и книги по тибетской медицине

    Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд «Шэлпрэнг» приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В «Шэлпрэнг» описывается 2294 вида лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и так далее). Надо заметить, что труды тибетских лекарей XVIII века, подобно «Шэлпрэнг» Данзин Пунцога хотя и традиционно привязаны к соответствующим главам «Чжуд-ши», но, тем не менее, они являются уже самостоятельными произведениями со своей внутренней логикой и своим, во многом отличным от классического трактата, фактическим материалом.

    «Кхогбуг» — один из самых значительных исторических трудов по истории тибетской медицины. Он принадлежит перу уже неоднократно упоминавшегося выше Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо. Вот уже на протяжении трех веков тибетские авторы признают «Кхогбуг» самым надежным источником, составленным с учетом всех достижений и ошибок предшественников. Трактат написан с привлечением большого числа тибетских источников, часть которых неизвестна современной науке. Его автор, Дэсрид Санчжай Чжамцо был энциклопедически образованном ученым и имел доступ к самым лучшим монастырским библиотекам своего времени.

    Главная черта содержания «Кхог-буга» — конкретное освещение становления и развития тибетской медицины. Гражданская и политическая история страны, не имеющая прямого отношения к истории медицины, в трактате никак не обозначена.

    © Алексей Корнеев



    Возврат к списку