Тибетская медицина в России не сразу нашла свой путь, для ее распространения и популяризации многие выдающие умы приложили не мало усилий. История «открытия» тибетской медцины в России сопряжена с различными тайнами и подвигами отдельных личностей.
?
Много для популяризации тибетской медицины сделал Н. В. Кириллов, написавший свыше ста научных статей и книг по тибетской медицине, а также собравший большую библиотеку оригинальных? текстов на эту тему.? В своей брошюре «Современное значение тибетской медицины как части ламаистской доктрины», вышедшей в свет в 1892 году, он изложил общее представление о главных медицинских теориях и способах лечения в тибетской медицине.
?
Практически до начала XX столетья Тибет был закрытой страной, особенно его святой город Лхаса. Лишь некоторые паломники из ближайших стран имели счастье посетить его, пройдя множество трудностей. А что говорить о тех, кто жил далеко. Но находились смельчаки. Именно благодаря им нам удалось узнать о медицинских традициях Тибета.
Так 3 августа 1900 года по заданию Русского географического общества Г. Ц. Цыбиков под видом паломника вступил в Лхасу — столицу Тибетского государства.
В Тибете Цыбиков пробыл два года, а по возвращению домой привез из далекой и загадочной страны более 330 томов книг-ксилографов на тибетском языке, в числе которых было множество трактатов, посвященных тибетской медицине. А также впоследствии Г. Ц. Цыбиков опубликовал книгу под названием «Буддист-паломник у святынь Тибета», в которой рассказал о своем путешествии во всех подробностях.
?
С 1901 по 1903 год в свет выходят переводы некоторых трактатов по тибетской медицине и фрагментов из них, выполненные Д. Ульяновым. Это, естественно, снова подогрело интерес общественности к тибетской медицине.
Неоценимый вклад в ознакомлении с наследием тибетской традиции внес дословный перевод первых двух томов «Чжуд-ши», осуществленный в 1908 году монголоведом профессором А. М. Позднеевым.
?
Естественно в ряду «первооткрывателей» Тибета нельзя обойти внимание такую личность как? Николая Константиновича Рериха
Николай Константинович Рерих родился в 1874 году. С юных лет интересовался искусством и мечтал стать художником. Так и вышло. 28 октября 1901 году он женился на Елене Ивановне Шапошниковой — дочери известного петербургского архитектора, а также двоюродной правнучкой русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
Молодую пару, кроме любви, еще объединяло общее страстное увлечение Востоком. Они изучали восточную философию, читали «Бхагавадгиту», книги Вивекананды и так далее. А потом супруги увлеклись Тибетом. При этом интерес был настолько сильным, что в 1914 году Николай Рерих даже вошел в комитет содействия строительства первого в Петербурге буддийского храма. Благодаря этому он познакомился с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. После этого у них появилась мечта — собрать экспедицию и побывать в Тибете, который тогда являлся частью Великобритании (его колонией).
Ему пришлось пройти множество испытаний. Прежде, чем его мечта осуществилась.
Основу экспедиции на Тибет составили, конечно же, сами супруги Рерихи, а также их сын Юрий, который уже к тому времени закончи индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета. Кроме того, участвовали Рябинин К. Н., много лет изучавшего тибетскую медицину, полковник Кордашевский Н. В. И другие энтузиасты.
И вот путешественники двинулись путь…
По мере продвижения экспедиции, ее участники проводили много этнографических исследований, посещали монастыри и памятники искусства, собрали коллекции минералов, растений и проводили много другой полевой работы. Вот тогда то и были собраны уникальные сведения о тибетской медицине.
Также, после многочисленных перипетий в своей жизни, Рерихи остались жить в Индии, где и организовали гималайский Институт научных исследований, названный «Урусвати». В переводе с санскрита это слово означает «свет утренней звезды». Институт формально возглавил сын Рериха — Юрий Николаевич Рерих. К сотрудничеству с гималайским институтом были привлечены десятки научных организаций по всей Европе, Азии и Америки.
В первую очередь, в институт обрабатывались данные полученные в первой экспедиции, проводились новые исследования, особенно в области изучения лекарственных растений и, конечно же, тибетской медицины.
Благодаря активной деятельности Рериха и некоторых других исследователей, в Ленинграде в мае 1935 года создается инициативная группа по изучению восточной медицины и физкультуры. В нее вошли такие видные учены и академики, как Ф. И. Щербатской и В. М. Алексеев, знаток тибетской медицины, доктор П. А. Бадмаев и многие другие.
Пройдет совсем немного времени и энтузиасты добьются того, что 30 декабря 1936 года на заседании ученого совета Института востоковедения АН СССР будет объявлено о создании специальной клиники восточной медицины. Сама клиника будет открыта в Ленинграде в бывшем дворце Бобринского в 1937 году, а директором ее станет активный популяризатор тибетской медицины доктор П. А. Бадмаев.
?
Бадмаев Александр Александрович был выходцем из Табтаная, расположенного неподалеку от «священной горы» Алхана.
В 1853 оду он был приглашен русскими властями в Читу для подавления вспышки эпидемии тифа, а после того, как он добился в этом успеха, его пригласили в Петербург для лечения знатных особ.
Кроме этого он открыл в Петербурге первую тибетскую аптеку, которая успешно просуществовала вплоть до середины 30-х годов.
Бадмаев своими уникальными средствами помог тысячам людей, и даже тем, от которых отказалась официальная медицина.
Вместе с Бадмаевым в Россию приезжает и его младший брат Петр Александрович, который в 1871 году окончил Иркутской гимназию и на факультет восточных языков Петербургского университета. Во время учебы в университете он по примеру старшего брата принимает православную веру и становится крестным сыном наследника престола — будущего императора Александра III.
Старший брат обучает младшего секретам тибетской медицины. После окончания университета П. А. Бадмаева работает над вольным переводом первых двух томов трактата «Чжуд-ши».
Бадмаев всячески пропагандировал тибетскую медицину, пытаясь ввести ее методы официальную медицину, за что и был всячески осуждаем ретроградами.
?
В дальнейшем исследование тибетской медицины, более менее, были регулярны, правда, в осиновом это касалось лекарственных средств, а теория и другие ее области, как-то диагностика, массаж, лечение мантрами — осталось в стороне, либо изучалось крайне мало. Зато активно переводились целиком или отдельными частями такие классические трактаты по тибетской медицине, как «Чжуд-ши», «Вайдурья-онбо», «Дзейцхар мигчжан» и так далее.
В начале 1991 года был создан Международный институт тибетско-монгольской медицины с центром в Улан-Удэ и филиалами в ряде городов СНГ и Монголии. В его задачи входит изучение теоретического богатства традиционной тибетской медицины и внедрения его в практику.
© Алексей Корнеев.
Copyright ? 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.