Орел в мифологических представлениях многих народов связывался с небесной или солнечной силой, огнем и бессмертием. Кроме этого, орел зачастую выступает символом верховных божеств или их посланцем. В Древней Месопотамии орел был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции — Зевса, в Риме — Юпитера. В Древней Греции орел (иногда с молнией в когтях) — важнейший атрибут Зевса-громовержца.
В библейской символике орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни (последнее значение соответствует роли этих птиц в средневековой легенде об Александре? Македонском, пытавшемся достичь неба с помощью двух Орлах). Кроме этого, орел является символом евангелиста Иоанна и одним из «четырех апокалиптических зверей».
У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ орла был связан с представлением его как тотемного предка, духа-помощника или воплощения самого шамана (отсюда часто встречаемые на шаманской одежде изображения орла) и культурного героя.
Одним из главных подвигов орла как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно орел помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке. У якутов орел связан с легендой о принесении им огня.
У индейцев Северной и Южной Америки сюжет одного из основных мифов связан с разорителем орлиного гнезда, который в откуп за непричинение вреда птенцам получает от орла средство для добывания? огня. В других вариантах того же мифа человек выступает уже защитником детей орла. По мифу индейцев кроу, жил некогда человек. который мальчиком, играя, упал в огонь и обжег половину лица. С горя он решил уйти из дома. Духи-помощники? посоветовали ему попросить помощи у орла, и тот обещал помочь герою при условии, что он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и орел привел его к солнцу, чьи дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их разным играм и вернулся к Орлу. Вскоре он убил водное чудовище, поедавшее орлят. Когда дети орла подросли, они отвели героя домой.
Помимо мифов, связывающих орла с добыванием огня, встречаются и такие сюжеты, в которых орел связан с противоположной стихией — водой. У некоторых индейских народов он фигурирует как добыватель пресной воды. Так, у тлинкитов орел предстает хозяином колодца с пресной водой. В ведийском гимне Орел приносит священный напиток сому с неба для бога Индры. На связь орла с водой указывает и в хурритском мифе о Гурпаранцаху, в котором Аранцах (хурритское? название реки? Тигр) превращается в орла и по воздуху летит на Аккад. Связью орла с водой объясняется одно из индоевропейских табуистических названий орла — латинское слово «aquilo» (орел) образовано от «aquа», то есть «вода».
Довольно часто в мифологических сюжетах орел противопоставляется ворону, это противостояние характерно для некоторых североамериканских индейских, североазиатских (в особенности якутских) и австралийских мифов. По мифу индейцев хайда, ворон, украшавший птиц в свое доме, устал и оттого сделал орлу плохой клюв. Обратная ситуация представлена в юкагирском предании, согласно которому черный цвет ворона объясняется тем, что его клевал Орел. В мифе якутов противопоставлено светлое божество Хомпорун Хотой — прародитель людей и глава верхних злых духов Хара Суорон — прародителю воронов и той части якутов, чьим тотемом некогда был ворон. С Орлом были связаны белые шаманы, с вороном — черные.?
В грузинской легенде орел в преисподней пожирает детей грифа: когда царевич убивает Орла, благодарный гриф вывозит царевича из преисподней. В идентичных чукотском и эскимосском мифах жена Орла является одновременно женой Ворона. У нее двое детей — орленок и вороненок. Орел запрещает детям летать в опасную для них сторону, но они трижды нарушают запрет, и на третий раз орленка похищает чужой орел. Орлу удается вернуть сына толь ко с помощью Ворона, который у восточных палеосибирских народов обычно выступает как добыватель огня или света. Наряду с сюжетами, где орлу противопоставлена другая мифологическая птица, достаточно широко распространены и такие мифологические мотивы, в которых орлу противопоставляются другие животные, в особенности нижнего (водного) мира.? Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии имеет мотив борьбы орла и змеи. Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и орел дружили, но затем стали врагами после того, как орел, боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеенышей.
Два наиболее распространенных мифологических символа животных — самого мощного в мире зверей — льва и самого сильного в царстве птиц — орлов нередко соединяются в едином смешанном образе львиноголового орла (орлиного льва).
© Алексей Корнеев
Copyright ? 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.