Лось вошел в? религиозно-мифологическую систему северных народов Старого и Нового света еще в эпоху неолита, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные изображения этого животного. В традиционно шаманских культурах этих народов лосю отводится заметная, если не основная? роль в космологии. Так, у апачей лось выступает в роли культурного героя, а согласно легенде индейцев ото лось дает людям огонь и посылает их в построенное для них селение. У индейцев омаха лосю принадлежит демиургическая функция: он приказывает ветрам прогнать воды, покрывавшие в начале землю, воды отступают, а выступивший из-под них холм становится началом земли.
У эвенков зафиксирован архаичный миф о космическом лосе? — Хэглэне, похищающем солнце и уносящем его в небесную тайгу, и богатыре Маине, который устанавливает и? охраняет смену дня и ночи. Маин бросается в погоню за Лосем на крылатых лыжах, к полуночи настигает его и возвращает людям очередной день. У кетов и самодийских существует миф, который объясняет возникновение Большой Медведицы, а также Млечного пути в результате погони охотников за лосем. Кстати, в русской народной традиции созвездие Большой Медведицы? также? иногда? называется «Лось».
В шаманских культурах, особенно в Северной Америке в мифах лось часто выступает как тотемное животное, а также как дух-помощник шамана, его ездовое животное. Согласно эвенкийской? традиции,? дух-предок уводит человеческую душу будущего шамана в нижнее царство, населенное духами в облике и являющееся шаманской родовой территорией. Там душу приводят к священному дереву, где ее встречает мать-зверь шамана в образе лосихи. Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги).??????????????????????????????
Вместе с медведем в мифологии Лось образует у эвенков пару основных зооморфных образов? космологической схемы: погоня медведя (манги), находящегося в верхнем мире, за Лося (хэглэн) порождает чередование дня и ночи; лосиха (харги), находясь в нижнем мире у корней мирового дерева, рождает для земли (средний мир) зверей и людей, души которых после смерти уводятся духом предков и хозяином нижнего мира — медведем (манги) обратно в нижний мир.
В целом же, у северных народов в мифах лось был неотъемлемой частью шаманского культа включавшего ритуал охоты на лося, его убийство, разделка туши с соблюдением определенного порядка и правил, пиршество всей общиной, «кормление» духа лося, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей лося, ритуал «поднимание костей» на особый помост, обычай передачи убитого лося в дар чужому роду и так далее.
© Алексей Корнеев
Copyright ? 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.