Биография Моисея

    Биография Моисея

    Личность пророка Моисея стоит у истока национальной история евреев. Моисей — библейский вождь и законодатель, освободивший свой народ от египетского рабства, предводительствовал им в скитаниях по аравийской пустыне, дал ему установления и умер в преддверии обетованной земли. Таков запечатленный в ветхозаветной книге «Исход» путь этого легендарного пророка, чья жизнь с первых же дней была отмечена многими чудесами и знамениями, выдававшими в нем носителя великой миссии. Но не смотря на все эти почести, в первую очередь Моисей является мистиком.

    Согласно биографии Моисея он родился в Египте, где находился в рабстве еврейский народ. Он изначально был обречен на смерть, потому что, согласно приказу фараона, всех новорожденных еврейских мальчиков бросали в воду.

    Мать Моисея три месяца после рождения прятала сына, а когда стало невозможным скрывать его дольше, она уложила в ребенка в корзину и отнесла на берег Нила в заросли тростника. Всевышний распорядился так, что в тот день дочь фараона Рамзеса II (по другим вариантам — сестра) пошла к реке купаться и заметила корзину. Она догадалась, что младенец, который в ней находился, из еврейских детей, и решила оставить его при себе. Обстоятельства сложились так, что родную мать Моисея выбрали в качестве его кормилицы — это уникальные условия, особенно если вспомнить об ужасной участи тысяч других новорожденных.

    Когда Моисей подрос и его привели ко двору фараона, он получил имя Мосе, Моисей («взятый из воды»). Поскольку он стал членом царственной семьи, то его воспитанием занимались жрецы и, возможно, Моисей получил посвящение в тайные мистерии Изиды.

    Одним из ключевых моментов в биографии Моисея является исключительное обстоятельство в его жизни, а именно — непредумышленное убийство, совершенное в гневе, поставило его в крайне затруднительное, если не сказать безысходное положение: ему предстоял выбор между смертной казнью, самоубийством или изгнанием в пустыню, в храм посвященный Амону-Ра. Верховный жрец этого храма, Иофор, славился на весь Египет жестокостью своих испытаний, которые никто не мог выдержать. А так как все не выдержавшие этих испытаний умерщвлялись, то этот вариант выбора считался равносильным самоубийству. Моисею приснился вещий сон, из которого он узнал о своем предназначении — стать хранителем Предания и вывести еврейский народ из Египта, поэтому он удалился в пустыню. Неканонические предания говорят, что Моисей понравился дочери Иофора — Сефоре, которая помогала ему при прохождении испытаний. Вернувшись впоследствии в Египет на законном основании, он уже чувствовал в себе достаточный запас знания и мистической власти, чтобы выполнить миссию, некогда возвещенную ему во сне.

    В это время умер фараон. Египет был ослаблен войнами и восстаниями. Моисей воспользовался этим, чтобы предстать перед преемником фараона и попросил его отпустить народ израильский. Ему пришлось вступить в состязание с придворными магами, и вот как это описывается в книге Исход: «Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами. Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исход 7:10-12.).

    Но фараон не выполнил просьбу пророка, и тогда пришла очередь следующего чуда: «И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же» (Исход 7:20-22.).

    И опять фараон не изменил своего мнения. Тогда «сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую» (Исход 8:5-7).

    Все равно фараон не хотел отпускать народ израильский. И тогда Моисей и его помощник, наконец-то сделали такое, что уже не могли повторить египетские маги: «Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли» (Исход 8:17-18).

    Результат состязания решил судьбу целого народа, и евреи во главе с Моисеем отправились в родные земли. Этот путь растянулся на сорок лет, в ходе которых пророк неоднократно убеждался в трудности своей мисси. Когда караван беглецов оказался у горы Синайской, Яхве явился Моисею в грозовых тучах, повисших над вершиной горы. Он обещал народу свое покровительство, если тот будет соблюдать его заповеди. Заповеди были начертаны на двух каменных скрижалях. В них предписывалось поклоняться лишь одному Яхве, не делать изображений божества, почитать священный день?? субботы, чтить родителей, не убивать, не красть, не предаваться разврату, не клеветать, не давать в своем сердце места зависти.

    Эти простые заповеди отличались от других религиозных кодексов древности тем, что они не делали ударения на культе и обрядах. Но именно в этом и была вся их сложность. Если вспомнить из последующей истории, на сколько веков растянулась христианизация народов Европы, так же придерживавшихся языческих культов, как и древние евреи, то станет ясно, насколько сложно всего за сорок лет внедрить в сознание народа совершенно новую религию. Моисей слишком скоро убедился, насколько далек народ от возвещенного им учения. Пока он молился на вершине горы, израильтяне сделали себе идол Яхве в виде быка и совершали ему поклонения как язычники. При виде этого зрелища Моисей в гневе разбил скрижали и лишь после всеобщего покаяния восстановил их. Дальнейшее скитание по пустыне проходило в постоянной борьбе пророка с толпой, не желавшей исполнять его волю и нередко восстававшей против его власти.

    По истечении сорока лет скитаний еврейский народ достаточно окреп и умножился для того, чтобы предпринять завоевание Ханаанской земли. Эта земля была «обетованной», то есть обещанной Яхве праотцу израильтян Аврааму. Самому пророку Моисею не суждено было войти в Ханаан. Он умер у самого его рубежа, лишь окинув взором с вершины горы плодородные долины.

    © Святослав Горский



    Возврат к списку