В силу того, что жемчуг известен человеку с незапамятных времен, поэтому неудивительно, что и легенды о жемчуге также очень древние и существует практически у всех народов, знавших этот минерал.
Первые легенды о жемчуге мы встречаем в древнейших индийских священных книгах, которые говорят о том, что жемчуг высоко ценился уже? тысячи лет назад.
Термин «жемчуг» происходит от китайского «чжень-джу», но в каждой стране его называли по- своему. Арабам он известен под именем «зеньчуг», индийцам — как «маньяра», славянам — как «перл», а грекам — как «маргарит».
В древнегреческих легендах о жемчуге он фигурирует как символ родившейся из морской пены Афродиты.
Существует множество легенд о жемчуге, рассказывающих о его происхождении, одну из них в своей поэме «Малавика и Агнимитра» излагает индийский поэт Калидаса: «Когда первые дождевые капли ударяются о поверхность моря, из его синих глубин медленно поднимаются раковины-жемчужины. Они раскрывают свои перламутровые ладони и ловят одну дождевую каплю и затем медленно опускаются на дно. В темноте моря, под шорох песка и плеск волн дождевая капля и превращается в ни с чем не сравнимый жемчуг...».
Существует и другая легенда о жемчуге, изложенная в древнем минералогическом сочинении «Ратнапарикша», где говорится, что жемчужины произошли от слона, облака, кабана, рыбы, змеи и устрицы.
Согласно же китайской версии легенды о жемчуге – этот минерал появился после того, как ?моллюски оплодотворяются грозой (громом), и потом при свете Луны в них вырастают жемчужины.
Кстати, в Китае жемчужина служила отличительным знаком высокопоставленной должности. Человек, обладавший высокой властью, носил жемчужину на головном уборе, похожем на шапочку-дыньку.
В японской легенде о жемчуге говорится, что жемчужины были изготовлены богом Таманоя и имеют форму глаз.
Согласно славянским легендам о жемчуге, не всякая капля воды, попавшая в створки распахнутых раковин, могла стать жемчужиной, а только та, которая стекла с венчика лотоса или кувшинки.
Существуют и христианские легенды о жемчуге, в частности в одной из них говорится: «Есть моллюск в море, который зовется пурпурный моллюск. Он поднимается со дна морского... открывает рот и пьет небесную росу и лучи Солнца, Луны и звезд и таким образом создает жемчужину из высших источников света... Две створки раковины моллюсков сопоставимы с Ветхим и Новым заветом, жемчужина — с нашим Спасителем Иисусом Христом. Другие моллюски в Красном море находятся вблизи от берега, все с открытым ртом, чтобы в него входило что-либо съедобное... Когда, что бывает там часто, разражается гроза, сила молнии проникает в нутро моллюска, который пугается и захлопывает створки... Он удерживает молнию в себе. Она вращается вокруг глазных яблок моллюска и этим вращением делает глаза жемчужными. Моллюск печально погибает, но жемчужины светятся в Красном море... Божественная молния с неба вошла в совершенно невинный моллюск — Божью родительницу Марию, и из нее произошла самая драгоценная жемчужина, как написано: Она родила Жемчужину, Христа, из божественной молнии».
Вообще, надо сказать, символ жемчужины в мистическом христианстве встречается довольно часто. Например, в «Евангелии от Матфея» мы читаем: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими...». А согласно Откровению Иоанна Богослова, ворота небесного Иерусалима состоят из жемчужин.
Согласно множеству легенд о жемчуге, он обладает высоким уровнем духовной силы и воздействием на дух человека, поэтому в эзотерических традициях жемчуг выступает символом духовного просветления, превращения обычного человека в «короля Духа». Например, в одном из произведений ранних христианских мистиков излагается история о ребенке, который отправился в Египет, чтобы достать жемчужину из глубокого колодца, охраняемого страшным и свирепым драконом. Но, отведав экзотичные яства этой сказочной страны, он забывает о цели своих поисков, пока ему о ней не напоминает письмо, доставленное орлом. И тогда ребенок сражается с драконом и побеждает его, после чего достает из колодца жемчужину. В данном случае орел символизирует тайное мистическое учение, открывающее человеку глаза на истинную реальность, а жемчужина является олицетворением? просветления, достижения Божественного Плана.
Армянский историк XVII века Аракел Таврижеци образование жемчуга представлял так: «Жемчужные устрицы, подобно рыбам, мечут семя в море, отчего происходит и перламутр. Когда в мае идут дожди, устрицы выплывают на поверхность и греются, а на ночь снова отправляются в море. Так они делают до сорока дней, и тогда только образуются жемчужины».
О том, почему же жемчуг так трудно добывать, повествует филиппинская легенда о жемчуге: раньше раковины располагались на поверхности рифов, и любой мог достать их без труда. И вот однажды, обуреваемые жадностью, вожди племен решили собрать весь жемчуг, но вместо этого они поссорились из-за того, что не могли поделить между собой сокровища. Вожди повели племена в бой и началось кровопролитие. Увидев это, раковины ушли на дно. С тех пор, чтобы взять жемчуг, за ними нужно глубоко нырять.
Существовали легенды о жемчуге, в которых говорилось, что он помогает душе в ее загробных странствиях, поэтому в древние времена в некоторых культурах жемчужину клали в рот умершим в качестве платы загробному перевозчику, переправляющему души в мир мертвых.
У мусульман жемчужина служит символом неба, поскольку в их легендах о жемчуге говорилось, что что блаженные пребывают заключенными в жемчужины, каждый со своей гурией. Они также верят, что жемчужина есть продукт «свадьбы» двух стихий —? огня и воды. Поэтому в легендах о жемчуге она нередко отождествляется с человеческой душой.
Очень любили жемчуг в Центральной Америке, где им украшали не только стати, но даже стены и потолки храмов.
В Древней Руси жемчуг был одним из самых популярных украшений. Им отделывали не только одежды государя, князей, бояр и священников, церковную утварь, царскую и боярскую посуду, но и наряды простых граждан.
На Севере России существовала легенда о жемчуге, в которой говорилось о том, что жемчуг появляется только в тех реках, куда заходит царская рыба — семга. Верили, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Семга, несколько лет плавая в море, носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии нежно-розовая, иссиня-черная, золотистая или темно-серая жемчужина.
Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость.
В старинных русских сказах и былинах скатный жемчуг упоминается часто. Так, Илья Муромец, желая задобрить злого царя Калина, подносит ему «полную миску чиста серебра, другую — красна золота, третью — скатного жемчуга».
Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. Примером тому может служить крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом, дарованный в 1562 году Иваном Грозным Соловецкому монастырю. Кстати, мантия и шапка этого царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех.
В России добычей жемчуга занимались в основном монастыри, а также частные лица. Но в 1712 году был издан указ о запрещении добычи жемчуга частными лицами. Правда, ожидаемого результата это не принесло и добычу вновь разрешили, но ввели правило — сдавать в казну наиболее крупные и чистые жемчужины. Но, к сожалению, из-за того, что ради нескольких жемчужин вылавливали и уничтожали сотни моллюсков, запас жемчужных раковин истощился, что, естественно, привело почти к полному прекращению их промысла к концу XVIII в. Особенно богаты жемчугом в то время были реки Терского берега Кольского полуострова, в частности, река Муна, давшая много жемчуга высокого качества.
Со временем в России широкое распространение получило жемчужное шитье. Богатая коллекция подобных изделий хранится в Оружейной палате: это шитье жемчугом оплечья — широкие поднятые воротники, фелони — одежды священников XVII века. На оплечье фелони (вклада Екатерины II) шитье выполнено разноцветным жемчугом (вторая половина XVIII века).
Богато украшены и саккосы — также из облачения духовенства. Для патриарха Никона в 1563 году был сделан саккос с изображением креста на груди, украшенный жемчугом, бирюзой и шпинелью. Но лучшим произведением жемчужного шитья XVII века считается палица из облачения митрополита Фотия, на которой золотой нитью вышит многофигурный орнамент, вписанный в круг. Контуры всех предметов, фигур и сам круг обнизаны жемчугом.
Жемчуг любили многие правители. Из истории известно, что жена императора Калигулы носила жемчужное ожерелье, а сами римские императоры предпочитали украшать жемчугом не только одежду, но также обувь, мебель и другие предметы.
Император Аврелий украсил жемчугом диадему, которая, став короной, усложнилась целым рядом подвесок, спускавшихся над ушами и унизанных жемчугом и драгоценными камнями.
В короне шахиншахов Ирана дома Пехлеви насчитывается 369 жемчужин.
Любили жемчуг и западноевропейские монархи. Мария Медичи на крещение будущего короля — сына Людовика XIII — надела платье, украшенное 3000 алмазов и тридцатью тысячами маленьких жемчужин.
Самой дорогой в мире считается жемчужина «Ля Режант» — яйцеобразной формы, массой 15,13 грамма из собрания французской короны, которая в 1988 году на аукционе Кристи в Женеве была продана за 864 300 долларов США.
Другая известная жемчужина, состоящая из девяти сросшихся в виде креста крупных жемчужин, называется «Большой Южный Крест». Она была обнаружена в раковине жемчужной устрицы, выловленной в 1886 году у побережья Западной Австралии.
Не меньший интерес представляет и белая жемчужина «Пеллегрина», имеющая совершенную сферическую форму. Сферичность ее настолько идеальна, что она скатывалась с любой плоскости при малейшем наклоне, за что и получила название «Пеллегрина», что означает «путешественница». Масса жемчужины составляет 111,5 жемчужного грана. Некогда она принадлежала монашескому братству святого Зосимы в Москве.
В государственном Эрмитаже хранится подвеска «Жемчужный лебедь», где тело птицы состоит из жемчужины длиной более двух сантиметров, а шея, крылья и хвост сделаны из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Фигура на золотой цепочке подвешена к розетке, украшенной белой эмалевой гвоздикой с сердцевиной из темно-красного альмандина. Оправа жемчужины снизу покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, напоминающей гладь вод, по которой плывет грациозная птица.
В Персидской галерее Лувра в Париже есть жемчужное ожерелье, найденное в бронзовом саркофаге в Сузах — зимней резиденции персидских царей. Это ожерелье, сделанное в IV веке до н.э., а возможно, и раньше, не просто украшение, а амулет.
Однако самой большой в мире жемчужиной считается «Жемчужина Аллаха». В 1934 году ее извлекли из гигантской тридакны массой более 300 килограммов, пойманной у берегов Филиппинских островов в Южно-Китайском море. Внутри тридакны была жемчужина массой 6,5 килограмма. Но история ныряльщика, который ее обнаружил, трагична: гигантская тридакна зажала своими створками его руку, и он не смог всплыть на поверхность.
© Святослав Горский
Читать также:Copyright ? 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.