Монастырь Сера находиться в Тибете и является одним из крупнейших монастырей-университетов традиции гелуг-па и одним из самых почитаемых буддистами мест. А также в нем и около него находится множество буддийских святынь, о которых рассказывают удивительные истории, как, например, о большой каменной глыбе, которая по преданию, сама прилетела сюда из Индии, привлеченная святостью этого места.
Легенды о возникновении монастыря Сера
Там, где сейчас находится монастырь Сера, некогда была ровная каменистая пустошь, которую называли «Местностью диких роз» и, даже когда в 1419 году Сакья — последователь Цонкапы — основал монастырь Сера, дикие розы еще долгое время служили ему надежной оградой от непрошенных гостей.
Главная святыня монастыря Серы
Главная святыня Серы — статуя одиннадцатиликого бодхисатвы Авалокитешвары. Легенды утверждают, что она была чудесным образом получена йогиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере в окрестностях монастыря Сера. Много лет спустя в этом месте пас стада коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла, пастух бросил ей вслед камень, который обо что-то звякнул в темноте. Это оказалась золотая статуя, которая заговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов.
Жезл пхурбу
Среди других реликвий, хранящихся в монастыре Сера, также стоит упомянуть жезл пхурбу, иначе называемый дордже, некогда принадлежавший индийскому святому и волшебнику Дарчарве. Предания гласят, что он перенесся по воздуху в Тибет и воссел на холме поблизости от монастыря Сера. В целом, происхождение дордже — популярного в Тибете магического оружия — связывают с Хаягривой (по-тибетски — Тамдин — грозное тантрическое божество с лошадиной головой), особо почитаемым в монастыре Сера.
Ритоды монастыря Сера
Ритоды — это высеченные в скалах близ монастыря небольшие хижины-пещеры, предназначенные для отшельников, уходивших в добровольное затворничество. С того момента, как закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в течение всего избранного срока испытания. Обет был очень строгим — затворник не только не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет, но даже принимать в перчатке передаваемую пищу, чтобы лучи солнца случайно не коснулись его тела. На все время испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.
Сейчас из некоторых ритод сделали места для паломничества, как, например, наиболее известный в конце XIX века ритод «Пабон-ха», принадлежавший Далай-ламе. Этот двухэтажный дворец выстроен над пещерой, где когда-то практиковал один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет.
© Алексей Купрейчик