Основные трактаты по тибетской медицине

    Основные трактаты по тибетской медицине

    Основные трактаты по тибетской медицине

    Тибетская медицина, располагает богатым, накопленным на протяжении веков, письменным наследием, поэтому для изучающих это направление целительства будет остаточно книг и трактатов по тибетской медицине, начиная от классической и уже известной по всему миру книге по тибетской медицине «Джуд-ши» и заканчивая множеством различных комментариев, рецептурных сборников и справочников, руководств по отдельным методам лечения, диагностике и так далее и тому подобное.

    Начать знакомство основными трактатами и книгами по тибетской медицине следует с «Аштанга-хридая-самхита», «Сомараджа», которые оказали решающее воздействие на становление всей тибетской медицины. История их возникновения связана с индийским врачом Жасаа Гонжой (Бхарадваджа), ставшим личным врачом царя Тибета. Вместе с приглашенными медиками из Китая Кенто Лонханом (Хуан-ханом), из Персии Данциг Ланой (Галенос) Бхарадваджа перевел множество индийских медицинских трактатов. Включая упомянутые выше.

     

    182_4050_lg_DSC02611_b.JPG

    Ранние трактаты и книги по тибетской медицине

    Самые ранние тибетские переводы иноязычных медицинских трактатов включены в «Данчжур» — собрание переводных сочинений по «пяти большим наукам» буддизма (религиозно-философская система, логика, грамматика, технологии, искусство и медицина) в 225 томах.

    В 118-119 тома «Данчжура» взяты медицинские работы индусского врача и ученого Нагарджуны и основные труды его преемника Вагбхаты-младшего  — широко известная «Аштанга-хридая-самхита» и «Аштанга-хридая-вайдьяка-бхашья». Последнее произведение представляет собой подробный комментарий к вышеупомянутому сочинению «Аштанга-хридая-самхита».

    Сборник «Коричневая книга» включает основные переводные медицинские теоретические тексты, собранные воедино во времена правления царей Тидэ-Цугдан Мей-Агцома и Трисонг Децена. Рукописи были помещены в дощечки-папки, изготовленные из акации катеху, отсюда и название сборника. 

    В его состав входит порядка 70 книг разного объема различных медицинских систем и направлений. Чтобы представить себе примерный уровень  медицинских знаний того времени, упомянем, что среди рукописей были работы, касающиеся исследований пульса, мочи, ядов, процедур прижигания, укалывания, кровопускания, и прочее.

    Основную массу переводческой и компилятивной работы выполняли приглашенные из Индии  «девять врачей царя», в частности, уже упоминавшийся выше Бхарадваджа, наряду с которыми трудились и тибетские переводчики-лоцзавы.

     

    «Джуд-ши» — самый авторитетный трактат по тибетской медиицне

    Самым известным трактатом по тибетской медицине, безусловно, является «Чжуд-ши» («Четыре Тантры»), дающий не только всеохватывающую картину врачебных достижений того времени, но и ставший ядром многочисленных исследований и комментаторских сочинений. Кроме этого, иллюстрации к «Чжуд-ши» собраны в единый «Атлас тибетской медицины», включающий более 10 тысяч цветных рисунков. 

    Полное название этого трактата в переводе на русский язык звучит как «Сущность нектара бессмертия, Тантра восьмичленного сокровенного наставления».

    Не менее популярным трактатом по тибетской медицине является «Чжалаг-чочжад». Он составлен Ютогбой-младшим, чтобы дополнить недостающее и разъяснить непонятное в трактате «Джуд-ши». Надо сказать, что «Чжалаг-чочжад», состоящий из 18 глав, пользуется у тибетских врачей огромным авторитетом. Материал, изложенный в «Чжалаг-чочжаде», представлен в виде энциклопедического справочника. Здесь дано подробное толкование различных терминов и понятий по всем аспектам тибетской медицины, включая буддийские представления на медицинскую науку с точки зрения религиозно-философской системы.

     

    0_167f02_ed95f757_orig.jpg

    «Комментирующие» трактаты и книги по тибетской медицине

    Следующий трактат по тибетской медицине, достойный упоминания, является «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл»), который также представляет собой комментарий к тексту «Джуд-ши». Его автором является  регент V Далай-ламы Чжамцо, известный как врач и политический деятель. В «Вайдурья-онбо», по словам его создателя, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Надо сказать, что Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо действовал как реформатор (подобно ламе Цонкапе, реформировавшему буддийскую доктрину в Тибете), чтобы избежать идеологического раскола между существовавшими в Тибете медицинскими школами. В этом трактате по тибетской медицине был обобщен почти тысячелетний опыт тибетской медицины, рассмотрены все известные к тому времени вопросы, вызывающие разночтения. Известно, что «Вайдурья-онбо» по своему объему превосходит «Джуд-ши» почти в три раза.

    После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически запрещены для использования. После «Вайдурья-онбо» попыток создать столь монументальный комментарий к «Чжуд-ши» больше не предпринималось. В какой-то мере это можно объяснить тенденцией к дифференциации медицинской науки, в которой начинают отделяться в самостоятельные отрасли клиника и терапия, фармакогнозия и фармация. Определенную роль сыграл и энциклопедический характер «Вайдурья-онбо». Вряд ли частному лицу удалось бы повторить или превзойти труд, автором которого является регент далай-ламы, имеющий неограниченный доступ к самым редким источникам и могущий привлечь к своей работе компетентных специалистов в разных отраслях медицины.                                                                                                                                            

    Помимо этого, Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо отдельным трактатом издал комментарии к III тому «Чжуд-ши», который он назвал «Лхантаб». Необходимость в этом дополнительном комментарии была вызвана тем, что в «Вайдурья-онбо» содержалось множество теоретических выкладок, и это делало его не очень удобным для практикующих врачей невысокого уровня. Поэтому основные вопросы в «Лхантабе» посвящены исключительно лечению болезней. В последующем именно «Лхантаб» стал настольной книгой практических врачей.

     

    Атлас тибетской медицины

    «Атлас тибетской медицины» является иллюстративным учебным пособием, наглядно отображающим все четыре тома «Чжуд-ши» и его комментария «Вайдурья-онбо».  «Атлас» был выполнен медиками и художниками по заказу самого Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо в медицинском монастыре Сэртог-манба в Восточном Тибете. Полный комплект  «Атласа» состоит из 77 листов, в которых насчитывается более 10 тысяч рисунков.                                                                                                                                   

    Структура «Атласа тибетской медицины» повторяет в целом композицию основного канона «Чжуд-ши» и его комментария «Вайдурья-онбо». В связи с этим рисунки на таблицах «Атласа» выполняют свою обучающую роль только при непосредственном изучении текстов трактатов «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо». Среди иллюстративного материала, собранного в «Атласе» — схемы топографических точек для физического воздействия на биорегуляторные механизмы различных подсистем человеческого организма посредством акупунктуры (иглоукалывания), мокса (прижигания) и кровопускания; схемы кровообращения, причем в тибетской системе медицины знания о сосудистой системе человека были близки к современным; графическая схема мест скопления гнойных жидкостей во внутренних полостях организма и топографических точек для прокола с целью их удаления; свыше 1200 рисунков, посвященных диагностике по пульсу; а также анатомические схемы топографических точек для лечения болезней посредством акупунктуры (иглоукалывания), мокса (прижигания) и кровопускания, согласно теории трактата «Лунная владыка» с учетом циклической активности Солнца, Луны, Юпитера и других космических тел.

         

    Add_1668_web.jpg

    Дополнительные трактаты и книги по тибетской медицине

    Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд «Шэлпрэнг» приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В «Шэлпрэнг» описывается 2294 вида лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и так далее). Надо заметить, что труды тибетских лекарей XVIII века, подобно «Шэлпрэнг» Данзин Пунцога хотя и традиционно привязаны к соответствующим главам «Чжуд-ши», но, тем не менее, они являются уже самостоятельными произведениями со своей внутренней логикой и своим, во многом отличным от классического трактата, фактическим материалом.

    «Кхогбуг» — один из самых значительных исторических трудов по истории тибетской медицины. Он принадлежит перу уже неоднократно упоминавшегося выше Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо. Вот уже на протяжении трех веков тибетские авторы признают «Кхогбуг» самым надежным источником, составленным с учетом всех достижений и ошибок предшественников. Трактат написан с привлечением большого числа тибетских источников, часть которых неизвестна современной науке. Его автор, Дэсрид Санчжай Чжамцо был энциклопедически образованном ученым и имел доступ к самым лучшим монастырским библиотекам своего времени.

    Главная черта содержания «Кхог-буга» — конкретное освещение становления и развития тибетской медицины. Гражданская и политическая история страны, не имеющая прямого отношения к истории медицины, в трактате никак не обозначена.

    © Алексей Корнеев


    Возврат к списку