История тибетской медицины

    История тибетской медицины

    История тибетской медицины

    Как и у любого другого народа, у тибетцев с древнейших времен существовали зачатки медицинских знаний, которые, волей-неволей, вырабатывают люди, поставленные в условия выживания в суровом климате. Вот поэтому тибетская медицина представляет собой такое уникальное явление в мире целительства. А сама по себе история тибетской медицины также представляет собой удивительный мир мифов, легенд, и подвигов врачевателей и исследователей.

     

    Мифы и легенды о возникновении тибетской медицины

    Великий тибетский ученый прошлого Дэсрид Санчжай Чжамцо в своем произведении «Кхогбуг», посвященном истории тибетской медицины, начинает с изложения индийских мифов о появлении аюрведы, поскольку она во многом легла в основу тибетской медицины.

    Так согласно легендам наука исцеления («науки жизни») имеет божественное происхождение. Сначала Брахма, явил в своем сознании науку жизни, а потом обучил ей Дакшу, который, в свою очередь, передал это знание близнецам Ашвинам, а те уже преподали ее богу Индре. Когда же люди начали болеть, великие мудрецы собрались на вершине Гималаев и попросили Индру научить их науке жизни. Бог откликнулся на просьбу, но объяснил, что для прохождения полного курса обучения, кто-то должен подняться на небеса. Такая задача была поручена мудрецу Бхарадвадже. Он достиг обители Индры, был обучен им, вернулся на землю и передал учение остальным мудрецам.

    Тибетская традиция говорит о том, что уже сами боги создавали письменные медицинские источники. Так Брахме приписывается написание трактата «Гунашатра» из 300 разделов и «Краткое изложение тайного смыла значений», Праджапати — «Волшебное зерцало», Ашвинам — «Значение совершенства» и так далее.

     

    Буддийские истоки тибетской медцины

    После богов науку тибетской медицины с каждым поворотом колеса Дхармы, людям передавал Будда.

    При первом повороте колеса Дхармы наряду с четырьмя благородными истинами Будда также изложил «Лечебное дело Вимала-гутры». При втором повороте наряду с учением о пустоте, Авалокитешваре был передан «Памятник лечения». С третьим поворотом, наряду с проповедью различных сутр, Будда изложил лечебно дело в «Суварнапрабхасе». И, наконец, при четвертом повороте колеса Дхармы миру была поведена «Чжуд-ши».

    «Эстафету» от Будды приняли бодхисаттвы. В частности создание двенадцати трактатов приписывают Манджушри, девяти трактатов Авалокитешвары, семи трактатов Ваджрапани и трех трактатов богине Таре.

    Очень важно место в мифологической истории индо-тибетской медицине отводиться фигуре Кумарадживаке, который, согласно легендам, был лекарем самого Будды.

    Некоторые легенды утверждают, что первые медицинские знания принес в Тибет основатель религии бон — Шенрабом, чье имя в переводе значит «совершенный жрец», живший за 5000 лет до Будды Шакьямуни.

     

    «Официальное» начало тибетской медицины

    Полноценное же «официальное» формирование  тибетской медицины связывают с возникновением письменности во времена царя Сонгцен Гампо. Именно он пригласил в Тибет трех известных врачей из других стран: из Индии — Бхарадхваджа, из Китая Хэн Вэн Хангдэ и из Персии — Галено.  Вместе они написали большой медицинский трактат в семи томах, под названием «Неустрашимое оружие» и преподнесли его царю. Этот коллективный труд, сочетающий в себе медицинские традиции трех стран, послужил базой для дальнейшего развития медицины в Тибете.

    После этого, Бхарадхваджа, и Хэн Вэн Хангдэ уехали, а Галено остался в качестве главного лекаря при дворце Сонгцен Гампо.

    Некоторые исследователи говорят, что на самом деле никто врачей не приглашал, а указанные имена служат лишь символами тех традиций, которые оказали влияние на формирование тибетской медицины. В доказательство этого предположения приводят тот факт, что имя Галено в данной интерпретации ассоциируется с именем известного греческого врача Галена, что указывает на отголоски греческого влияния, через арабские завоевания Персии, достигшего Тибета во времена царских династий VII-IX вв. По другим данным, в VI веке некоторые греческие врачи иммигрировали в государства Средней Азии, Индию и Китай. Там они основывали свои школы, которые очень тесно контактировали с индийскими и китайскими целителями

    Похожая ситуация и с именем Бхарадхваджа, которое уж очень напоминает имя мудреца Бхарадваджа, которому, согласно индийским легендам, были переданы секреты врачевания от самого Брахма.

     

    Девять лекарей тибетской медицины

    В дальнейшем традиция приглашать врачей из других стран, в Тибете продолжилась, особенно в период правления Мэагцома, а также при его сыне — Трисонг Децен, который также приглашает выдающихся ученых. Правда, как утверждают легенды, он нередко устраивал им испытания, что бы на деле проверить их профессионализм.

    Так однажды, чтобы проверить новых лекарей, он притворился больным, а им предложил провести его диагностику по пульсу. Но потом царь показалось, что это слишком просто для настоящих специалистов и он поступил следующим образом. Он остался внутри дворца, обвязал они конец шелковой ленты вокруг запястья, напротив пульса, а второй конец протянул лекарям, предложив  им выйти из помещений наружу, что б они не моли его видеть и так определить его состояние его здоровья. А пока они выходили, Трисонг Децен снял с себя ленту и привязал ее к лапе кошки.

    Врачи принялись измерять пульс. Прошло пару минут, и они уже могли вынести свой вердикт: «Судя по пульсу, царь умирает, — произнесли они, а потом, улыбнувшись, добавили, либо этот пульс принадлежит кошки».

    Пораженный таким уровнем профессионализма, царь не только принял их на службу, но также издал указ, в котором говорилось, что этих лекарей следует всячески почитать, сравнивать их с Буддами, усаживать на мягкие подушки, стелить перед ними ковры, не перечить их словам и не штрафовать даже в том случае, если лечение оканчивалось смертью больного, дарить им дроги подарки, угощать лучшей пищей и так далее и тому подобное.

    Данный царский эдикт служит свидетельством возрастания социальной роли врачей, признания их государственной властью Тибета в VIII веке.

    Впоследствии группа этих врачей стала называться «Девять личных врачей царя». Кроме своих прямых обязанностей, каждый из них также обучил своему искусству по одному ученику, отобранному из наиболее одаренных детей. Потом их стали называть «девять тибетских ученых врачей».

    Эти девять тибетских врачей были разделены на три категории — верхний ряд (Чэрдже Шигпо, Угла Чойбсан, Бэче Леггон), средний ряд (Ютогба (Ендон) Гомпо, Миньаг Рондже, Брангги Чжалцан) и нижний ряд (Ньапа Чойбсан, Тхаши Дарпо, Тонба Дагчжал).

     

    © Алексей Корнеев.


    Возврат к списку