История тибетской медицины в России

    История тибетской медицины в России

    История тибетской медицины в России

    Тибетская медицина в России не сразу нашла свой путь, для ее распространения и популяризации многие выдающие умы приложили не мало усилий. История «открытия» тибетской медцины в России сопряжена с различными тайнами и подвигами отдельных личностей.

     2_3.jpg

    Тибетская медицина и Н. В. Кириллов

    Много для популяризации тибетской медицины сделал Н. В. Кириллов, написавший свыше ста научных статей и книг по тибетской медицине, а также собравший большую библиотеку оригинальных  текстов на эту тему.  В своей брошюре «Современное значение тибетской медицины как части ламаистской доктрины», вышедшей в свет в 1892 году, он изложил общее представление о главных медицинских теориях и способах лечения в тибетской медицине.

     

    Тибетская медицина и Г. Ц. Цыбиков

    Практически до начала XX столетья Тибет был закрытой страной, особенно его святой город Лхаса. Лишь некоторые паломники из ближайших стран имели счастье посетить его, пройдя множество трудностей. А что говорить о тех, кто жил далеко. Но находились смельчаки. Именно благодаря им нам удалось узнать о медицинских традициях Тибета.

    Так 3 августа 1900 года по заданию Русского географического общества Г. Ц. Цыбиков под видом паломника вступил в Лхасу — столицу Тибетского государства.

    В Тибете Цыбиков пробыл два года, а по возвращению домой привез из далекой и загадочной страны более 330 томов книг-ксилографов на тибетском языке, в числе которых было множество трактатов, посвященных тибетской медицине. А также впоследствии Г. Ц. Цыбиков опубликовал книгу под названием «Буддист-паломник у святынь Тибета», в которой рассказал о своем путешествии во всех подробностях.

     102.jpg

    Другие русские исследователи  тибетской медицины

    С 1901 по 1903 год в свет выходят переводы некоторых трактатов по тибетской медицине и фрагментов из них, выполненные Д. Ульяновым. Это, естественно, снова подогрело интерес общественности к тибетской медицине.

    Неоценимый вклад в ознакомлении с наследием тибетской традиции внес дословный перевод первых двух томов «Чжуд-ши», осуществленный в 1908 году монголоведом профессором А. М. Позднеевым.

     

    Тибетская медицина и Н. К. Рерих

    Естественно в ряду «первооткрывателей» Тибета нельзя обойти внимание такую личность как  Николая Константиновича Рериха

    Николай Константинович Рерих родился в 1874 году. С юных лет интересовался искусством и мечтал стать художником. Так и вышло. 28 октября 1901 году он женился на Елене Ивановне Шапошниковой — дочери известного петербургского архитектора, а также двоюродной правнучкой русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

    Молодую пару, кроме любви, еще объединяло общее страстное увлечение Востоком. Они изучали восточную философию, читали «Бхагавадгиту», книги Вивекананды и так далее. А потом супруги увлеклись Тибетом. При этом интерес был настолько сильным, что в 1914 году Николай Рерих даже вошел в комитет содействия строительства первого в Петербурге буддийского храма. Благодаря этому он познакомился с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. После этого у них появилась мечта — собрать экспедицию и побывать в Тибете, который тогда являлся частью Великобритании (его колонией).

    Ему пришлось пройти множество испытаний. Прежде, чем его мечта осуществилась.

    Основу экспедиции на Тибет составили, конечно же, сами супруги Рерихи, а также их сын Юрий, который уже к тому времени закончи индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета. Кроме того, участвовали Рябинин К. Н., много лет изучавшего тибетскую медицину, полковник Кордашевский Н. В. И другие энтузиасты.

    И вот путешественники двинулись путь…

    По мере продвижения экспедиции, ее участники проводили много этнографических исследований, посещали монастыри и памятники искусства, собрали коллекции минералов, растений и проводили много другой полевой работы. Вот тогда то и были собраны уникальные сведения о тибетской медицине.

    Также, после многочисленных перипетий в своей жизни, Рерихи остались жить в Индии, где и организовали гималайский Институт научных исследований, названный «Урусвати». В переводе с санскрита это слово означает «свет утренней звезды». Институт формально возглавил сын Рериха — Юрий Николаевич Рерих. К сотрудничеству с гималайским институтом были привлечены десятки научных организаций по всей Европе, Азии и Америки.

    В первую очередь, в институт обрабатывались данные полученные в первой экспедиции, проводились новые исследования, особенно в области изучения лекарственных растений и, конечно же, тибетской медицины.

    Благодаря активной деятельности Рериха и некоторых других исследователей, в Ленинграде в мае 1935 года создается инициативная группа по изучению восточной медицины и физкультуры. В нее вошли такие видные учены и академики, как Ф. И. Щербатской и В. М. Алексеев, знаток тибетской медицины, доктор П. А. Бадмаев и многие другие.

    Пройдет совсем немного времени и энтузиасты добьются того, что 30 декабря 1936 года на заседании ученого совета Института востоковедения АН СССР будет объявлено о создании специальной клиники восточной медицины. Сама клиника будет открыта в Ленинграде в бывшем дворце Бобринского в 1937 году, а директором ее станет активный популяризатор тибетской медицины доктор П. А. Бадмаев.

     1423443949_jhado-tulku.jpg

    Тибетская медицина и П. А. Бадмаев.

    Бадмаев Александр Александрович был выходцем из Табтаная, расположенного неподалеку от «священной горы» Алхана.

    В 1853 оду он был приглашен русскими властями в Читу для подавления вспышки эпидемии тифа, а после того, как он добился в этом успеха, его пригласили в Петербург для лечения знатных особ.

    Кроме этого он открыл в Петербурге первую тибетскую аптеку, которая успешно просуществовала вплоть до середины 30-х годов.

    Бадмаев своими уникальными средствами помог тысячам людей, и даже тем, от которых отказалась официальная медицина.

    Вместе с Бадмаевым в Россию приезжает и его младший брат Петр Александрович, который в 1871 году окончил Иркутской гимназию и на факультет восточных языков Петербургского университета. Во время учебы в университете он по примеру старшего брата принимает православную веру и становится крестным сыном наследника престола — будущего императора Александра III.

    Старший брат обучает младшего секретам тибетской медицины. После окончания университета П. А. Бадмаева работает над вольным переводом первых двух томов трактата «Чжуд-ши».

    Бадмаев всячески пропагандировал тибетскую медицину, пытаясь ввести ее методы официальную медицину, за что и был всячески осуждаем ретроградами.

     

    Современное положение тибетской медицины в России

    В дальнейшем исследование тибетской медицины, более менее, были регулярны, правда, в осиновом это касалось лекарственных средств, а теория и другие ее области, как-то диагностика, массаж, лечение мантрами — осталось в стороне, либо изучалось крайне мало. Зато активно переводились целиком или отдельными частями такие классические трактаты по тибетской медицине, как «Чжуд-ши», «Вайдурья-онбо», «Дзейцхар мигчжан» и так далее.

    В начале 1991 года был создан Международный институт тибетско-монгольской медицины с центром в Улан-Удэ и филиалами в ряде городов СНГ и Монголии. В его задачи входит изучение теоретического богатства традиционной тибетской медицины и внедрения его в практику.

    © Алексей Корнеев.


    Возврат к списку