История и суть аюрведы

    История и суть аюрведы

    История и суть аюрведы

    Если окинуть взглядом историю целительства и знахарства от древности до наших дней, то, пожалуй, ничего более продуманного и при этом максимально гибкого в данной области, чем аюрведа, не сыскать.

    Методы аюрведы позволяют для каждого человека подобрать абсолютно индивидуальный тип питания, с учетом его психофизических качеств. А этим могут похвастаться далеко не все целительные  системы.

    Аюрведа включает в себя целый комплекс очистительных практики и прочих процедур, направленных на подержание полноценного психического и физического здоровья человека. Одним словом, аюрведа — это универсальная наука о том, как правильно вести здоровый образ жизни.

    В настоящее время принципы аюрведы активно используются в современной западной медицине. По всему миру создаются аюрведические клиники или специальные отделения в центрах здоровья. Также необычную популярность ныне получили классические аюрведические препараты. Но наибольшее влияние аюрведа оказала на науку диетологии. Ее универсальные принципы и гибкая система индивидуального подбора личного рациона, позволяет использовать ее всем без исключения, как профессиональным врачам, так и простым людям.

    Аюрведа — это древнее индийское учение, включающее в себя теоретические и практические медицинские знания, а также научно-философские принципы, затрагивающие все области человеческого существования.

    В переводе с санскрита слово «аюрведа» буквально означает «знание жизни» или «наука жизни».

    Как и всякой аутентичной науке, аюрведе приписывалось божественное происхождение. Одна из легенд гласит, что право создания аюрведы принадлежит богу Брахме, который обучил ей Дакшу (прародителя человечества), передавшего это знание близнецам Ашвинам (лекари полубоги), которые в свою очередь обучили аюрведе Индру. Когда же люди начали болеть, великие мудрецы собрались на вершине Гималаев и попросили его научить их принципам аюрведы. Индра согласился, но с одним условием — один из них (Бхарадвадж) поднимется на небо и там проведет некоторое время, обучаясь аюрведе. Так и вышло. Когда же Бхарадвадж вернулся на землю, он передал знание другим мудрецам, так аюрведа стала распространяться между людей.

    Легенды говорят, что Бхарадвадж прожил жизнь длительностью в три поколения людей и был великим мудрецом, наставником и врачом. Многие лекарства и лекарственные составы в аюрведе до сих пор носят его имя.

    Если же опираться исключительно на исторические факты, то первые упоминания об аюрведе, в той или иной степени, мы уже встречаем во всех четырех Ведах, но особенно следует отметить Атхарваведу, содержащую 5977 гимнов, описывающих анатомию, физиологию, типы конституции, различные моменты использованием трав и многое другое.

    Знание аюрведы стремительно развивалось и очень быстро превратилось в стройную, хорошо продуманную системы, оказавшую огромное влияние на развитие медицины близлежащих стран (в Тибете она легла в основу Джуд-ши), и сама распалась на несколько направлений — сиддха медицина, юнани медицина и так далее.

    Изначально аюрведа состояла всего из восьми разделов, но впоследствии их стало шестнадцать. Тем не менее, с древности и до наших дней аюрведа уделяла огромное внимание диетологии, считая неправильную диету причиной заболеваний, а правильную — инструментом исцеления. При этом под неправильной диетой понимается не столько перечень различных запретов, как это распространенно в западных системах, сколько вообще неграмотный подход к самой культуре питания. В аюрведе вы практически не найдете каких-либо запретов, ее подход к составлению рациона очень индивидуален и опирается исключительно на психофизические характеристики личности, которые в рамках аюрведы высчитываются довольно с высокой точностью.                                                                                                                               

    Также следует отметить, что для аюрведы, впрочем, как и для всей восточной диетологии, очень важно не только что употреблять в пищу, но как и где. Причем на два последних момента внимание концентрируется особо. Это связано с тем, что на аюрведа воспринимает человека как целостное существо и берет в расчет его психику, физиологию и духовность в целом. То есть, в случае заболевания врач лечит не больной орган, а человека полностью. На западе же наоборот, медик полностью концентрируется на локальном проявлении недуга. А это в корне не верно, поскольку человек изначально целостное существо и любая болезнь затрагивает его полностью, даже если этого на первый взгляд не видно. Таким образом, отличие аюрведического подхода от западной медицины заключается в простой фразе — на западе учат не болеть, а на востоке — быть здоровым.

    © Алексей Корнеев


    Возврат к списку