«Джуд-ши» - «библия» тибетской медицины

    «Джуд-ши» - «библия» тибетской медицины

    «Джуд-ши» - «библия» тибетской медицины

    Естественно, самым известным трактатом по тибетской медицине является «Чжуд-ши» («Четыре Тантры»), дающий не только всеохватывающую картину врачебных достижений того времени, но и ставший ядром многочисленных исследований и комментаторских сочинений. Кроме этого, иллюстрации к «Чжуд-ши» собраны в единый «Атлас тибетской медицины», включающий более 10 тысяч цветных рисунков. 

     

    21_atlas.jpg

    Название и особенности трактата «Джуд-ши»

    Полное название этого трактата в переводе на русский язык звучит как «Сущность нектара бессмертия, Тантра восьмичленного сокровенного наставления». «Чжуд-ши» представляет сущность нектара бессмертия потому, что, вкушая нектар изложенного в них наставления, человек становится способным реализовать пять целей:

    1) жизнь без болезней и излечение уже имеющихся заболеваний;

    2) продление жизни;

    3) достижение совершенства в Учении;

    4) достижение благополучия в жизни;

    5) избавление от болезненных страданий всех живых существ.

    Восьмичленное наставление касается восьми основных разделов медицины или восьми ее частей: болезни тела, болезни детей, женские болезни, напасти, раны, отравления, старость, потенция.

    Это наставление является Тантрой (букв. «нить»), то есть подразумевает непрекращающуюся передачу секретов медицины от Учителя к ученику. Это слово также указывает на необходимость связи сознания ученика и затем Врача с духовностью Будды — Учителя Врачей.

     

    24044_900.jpg

    Происхождение трактата «Джуд-ши»

    Происхождение текста «Чжуд-ши» окутано легендами, и существует немало различных версий, поддерживаемых как тибетскими историками, так и современными исследователями. Часть из них признает текст трактата за откровение Будды, другие же считают его автором тибетского врача Ютог Йондан-гонпо. Итак, согласно первой версии, Будда изложил «Чжуд-ши» в Уддияне  риши Манасидже. Затем, когда Будда мистическим путем прибыл на Кайлас, то из его лика вырвались лучи, и появился Манасиджа, который изложил «Чжуд-ши» Кумарадживаке, тот в свою очередь передал учение своему преемнику. На тибетский язык «Чжуд-ши» был переведен Вайрочаной в 747 г. Далее известно, что Вайрочана преподнес переведенный трактат царю Трисонг Децену и своему учителю Падмасамбхаве. Гуру Римпоче («Драгоценный Учитель») счел, что пока рано распространять это учение и велел его спрятать в священном месте. Таким образом трактат на последующие три века стал «скрытым сокровищем»-«тэрма». Предание гласит, что царь Трисонг Децен на церемонии закладывания «Чжуд-ши» в «тэрма», произнес молитву-пожелание: «В будущем, когда [последующие поколения] обретут счастливую карму, то извлекут из «тэрма». Пусть безмерно используют для блага живых существ!» «Чжуд-ши» спрятали внутри верхней части колонны храма Самье. Открывателем «Чжуд-ши» является тэртон (букв. «открыватель сокровищ») Дапа Онше, с малых лет обучавшийся в Самъе, и произошло это чудесное событие в 1038 году.

    1423019599_atlas.jpg

    Однако существует одно немаловажное обстоятельство, которое подвергает сомнению вышеизложенную хронику событий. Дело в том, что в индийской медицинской литературе «Чжуд-ши» (по-санскритски это было бы «Чатуштантра») совершенно неизвестно. Зато его структура и многие разделы практически идентичны  «Аштанга-хридая-самхите», перевод которой с санскрита был сделан в VII веке. Сторонники идеи о том, что автором «Чжуд-ши» является тибетец, утверждают, что врач Ютог Йондан-гонпо изучил труд кашмирского врача Вагбхаты — «Аштанга-хридая-самхиту» — и составил небольшую, удобную для запоминания сутру, причем в некоторых главах он ввел дополнения и исправления, так что впоследствии этот «конспект» стал основным учебником тибетской медицины и получил известность под кратким названием «Четыре медицинские тантры» («Чжуд-ши).  И действительно, текст «Чжуд-ши» явно предназначен для заучивания наизусть, поскольку в нем чрезвычайно сжатое изложение материала, используется рациональное построение смысловых блоков (например, беглое перечисление вопросов в теме высказывания) и  применяются мнемонические приемы (например, введение образа древа с корнями, ветвями и ответвлениями). Насыщенность философскими, религиозными и мифологическими ассоциациями создает определенные трудности для восприятия «Чжуд-ши». Но вместе с тем, материал, связанный с практической врачебной деятельностью (клинические проявления болезней, способы и средства лечения) описываются достаточно профессиональным языком и доступны современным специалистам без подробного филологического комментария.

     

    pgmdKxx7JL4.jpg

    Структура трактата «Джуд-ши»

    Теперь вкратце остановимся на структуре «Чжуд-ши».

    Первый том «Чжуд-ши» называется «Цза-чжуд» (букв. «основа корня») и состоит из 6 глав. Содержание этого тома в предельно сжатой форме передает основы тибетской медицины в целом. Для этого автор построил три группы чрезвычайно кратких схем, приводимых одна за другой в логической последовательности. Каждая группа построена в виде корня дерева, из которого вырастают стволы деревьев с разным числом ветвей и листьев.

    Второй том — «Шад-чжуд» (букв. «объяснительная основа») состоит из 31 главы, в которых излагаются теоретические основы норм жизнедеятельности организма и его патологии, эмбриологии и анатомии, фармакогнозии, здесь также даны методы и способы лечения, сообщается об этике врача.

    Третий том «Манаг-чжуд» (букв. «основа наставлений») — практическое руководство по терапии, состоит из 92 глав, включающих 15 разделов. Это самая объемистая часть трактата «Чжуд-ши». По существу в этих разделах освещена вся общая и частная патология по систематике тибетской медицины. В этих 92 главах описаны 404 группы болезней, классифицируемые по этиологии, патогенезу, локализации, полу и возрасту, симптоматике и лечению.

    В «Манаг-чжуде» рассматриваются 15 разделов клинических дисциплин, которые свидетельствуют о высоком уровне развития клинической мысли, о накоплении и обобщении медицинских знаний.

    Эти разделы размещены в следующем порядке:

    1. Раздел (или учение) о лечении болезней трех первооснов.

    2. Раздел о лечении внутренних болезней (грудной и брюшной полостей).

    3. Раздел о лечении лихорадок (инфекционного и воспалительного происхождения).

    4. Раздел о лечении болезней верхней части тела (шеи и головы).

    5. Раздел о лечении плотных (легких, сердца, печени, селезенки, почек) и полых органов (желудка, толстого и тонкого кишечника, мочевого пузыря).

    6. Раздел о лечении тайных органов (мочеполовых).

    7. Раздел о лечении разнородных (по причине и локализации) болезней.

    8. Раздел о лечении врожденных язв.

    9. Раздел о лечении детских болезней.

    10. Раздел о лечении болезней женщин,

    11. Раздел о лечении болезней от злых духов (нервно-психических).

    12. Раздел о лечении ран от холодного оружия.

    13. Раздел о лечении отравлений.

    14. Раздел о лечении недугов старческого возраста.

    15. Раздел о стимуляции (функция половых органов, лечение бесплодия).

     tree-of-healthy-unhealthy-body-state-in-Tibetan-Medicine-e1383738479579-863x1024.jpg

    Лечение того или иного заболевания, согласно «Манаг-чжуд», подразумевает корректировку диеты и режима, назначение лекарственного сырья (но без рецепта приготовления самого лекарства, и, наконец, процедуры (компрессы, кровопускание, прижигание, клизмы и тому подобное), способствующие выздоровлению.

    Четвертый том — «Чимэй-чжуд» (букв. «дополнительная основа») состоит из 27 глав. В этих главах описываются вопросы диагностики по пульсу, по исследованию мочи, фармакотерапии и рефлексотерапии.

    Завершающие главы «Чжуд-ши» содержат наставления о традиции непрерывной передачи учения искусства врачевать, о соответствующей подготовке и отборе учеников.

    © Алексей Корнеев.


    Возврат к списку