Два направления тибетской медицины

    Два направления тибетской медицины

    Два направления тибетской медицины

    Существует два главных направления, школы тибетской медицины — Чжан и Сур. Первая школа тибетской медицины называется тодлуг, что значит «верхняя школа», а вторая мадлуг — «нижняя школа». Иногда направления тибетской медицины также разделяют на Северную школу (чжан) и Южную школу (сур).

    Причиной разделения тибетской медицины на школы стали различные комментарии на основной канон тибетской медицины «Чжуд-ши». Но следует отметить, что вражды между двумя школами не было. Это иллюстрирует тот факт, что выдающийся врач школы тибетской медицины сур без проблем получал медицинские наставления у представителей школы Чжан.

    Обе школы тибетской медицины в своем развитии обогащали друг друга, в целом развивая традицию тибетской медицины. А к концу XVII века вообще наметилась стойкая тенденция к сближению двух школ, в результате Дэсрид Санчжаю Чжамцо просто объединил их и уже с создания медицинского центра Чагпори в 1696 году началась унификация всех медицинских традиций Тибета.

     

    Школа тибетской медицины Чжан

    Школа тибетской медицины чжан получила свое название от имени ее основателя — Чжанба Намчжал Дагсана.

    Он родился в 1395 году в центральной провинции Цзан. В возрасте четырех лет он был отдан на обучение Чжанчуб Цземо, который научил мальчика письму и чтению.

    Через шесть лет Чжанба приступил к слушанию и освоению наук, Сутр, Тантр, в которых значительно преуспел, особенно в учении Калачакры.

    За всю свою жизнь он написал более сотни произведений на различные темы, от астрологии до грамматики. И тринадцать из них были посвящены медицине.

    В возрасте восьмидесяти одного года Чжанба в 1475 году покинул этот мир, но его идеи продолжали жить, развиваемые учениками. Среди них особо следует выделить прямого приемника  Миинима Тхонба Дондан. Именно ему Чжанба перед своей смертью, передал «специальные» наставления и даровал посвящение в «царя лекарей».

    Миинима Тхонба Дондан принадлежал к роду тибетских царей «дхарма раджей». С самого детства он отличался тягой к знаниям, прилежностью, состраданием и развитым интеллектом. Ему легко давались различные науки.

    Первым наставником для Тхонба Дондана стал его собственный отец, который передал ему родовые, посвящения «хранителя сокровищ наставлений»,  инициацию в практику «садханы богини воды», и «благословение устной традиции».

    Также Миинима обучался у индийского пандита Ванаратны, у Содном Чжамцо и многих других выдающихся людей своего времени. Особенно его интересовали медицинские науки.

    Миинима оставил после себя двенадцать 12 медицинских работ — «Царь врачевания», «Четыре вида потока», «Особые и обычные лекарства» и так далее.

    Дальше линию школы тибетской медицины чжан развивал его сын Лхабцзун Даши Балсан (Чжанба Даши Балсан), который также написал несколько комментариев к «Чжуд-ши».

    Еще одной яркой фигурой школы тибетской медицины чжан был Намчжал Дорчже. Он оказал большое влияние на тибетскую медицину не только своими знаниями, но и иллюстрациями, отображающими сведения из «Чжуд-ши». Эти иллюстрации известны как «Атлас тибетской медицины».

     

    Школа тибетской медицины Сур

    Школа тибетской медицины сур связана с именем Сурхарба Ньамнида Дорчже, родившегося в 1439 году в местности Сурхар.

    Как и многие выдающиеся личности того времени, он с самого раннего детства получал различные наставления и учился у множества учителей.

    Стремление мальчика получить знания проявилось очень рано и уже в возрасте десяти лет он проводит троек суток в молитвах, после чего ему лично является сам Ютогба и дает наставления по всем основным частям «Чжуд-ши». Но самое главное, указывает на то, что многие комментаторами были неверно понятые некоторые принципы «Чжуд-ши» и его задачей является исправление их.

    Сурхарба Ньамнид Дорчже был настойчив и усерден в своем обучение и поэтому уже к шестнадцати года полностью сформировался как ученый, готовый, как тогда говорили, к трем деяниям ученого мужа — объяснению, дискутированию и составлению сочинений, коих он оставил после себя не мало. Среди них «Солнечный луч назидательных изречений», «Обучение полезное всем», «Комментарий к Калачакре» и многое другое, и также обширный комментарий к «Чжуд-ши» под названием «Разноцветная связка книг».

    В возрасте двадцати лет, он начал заниматься тантрой, йогой и предаваться различным практикам аскезы, благодаря чему приобрел некоторые сверхспособности.

    Сурхарба Ньамнид Дорчже так и не обзавелся семьей, а вел жизнь буддийского монаха и умер в 1475 году в возрасте 37 лет.  

    Немаловажная заслуга этого врачевателя заключается в том, что благодаря его инициативе было организовано собрание врачей из разных областей Тибета. В результате этой встречи, прошедшей в плодотворных дискуссиях, на свет появился серьезный медицинский труд под названием «Драгоценные формы произрастания или (трактат), разъясняющий лекарственные средства».

    Поздняя традиция, отмечая вклад Сурхарба Ньамнида Дорчже, говорила о нем, как об открывателе «ста дверей сокровенного учения для всех тибетских врачей».

    Сурхарба Ньамнид Дорчже, кроме своих письменных работ, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно отличились четверо — Минчжур Цедан, прославившейся своими наставлениями, Прагпон Содном Даши, известный своими деяниями, Кьемба Цебум Дорчже, сыскавший себе славу выдающегося врача-практика и Личунг Бадмажаб — великий комментатор.


    © Алексей Корнеев



    Возврат к списку