Мифы и легенды о горном хрустале

    Мифы и легенды о горном хрустале

    Мифы и легенды о горном хрустале

    Древние греки называли этот камень «кристаллосом», что в переводе означает «лед». Это название связано с одной из легенд о горном хрустале, в которой утверждается, что горный хрусталь образуется под действием холода и является «вечным льдом», замерзшим настолько, что его невозможно растопить.

    В древности из крупных кристаллов изготавливали вазы, кубки, сосуды, которые инкрустировались золотом и серебром. Подобная утварь считалась настолько совершенной и красивой, что в греческих мифах и легендах о горном хрустале боги пили только из хрустальных кубков.

    Согласно одной из легенд о горном хрустале, изложенной греческим поэтом Ономакритом (V в. до н. э.), боги не в силах отказать человеку, если он пришел в храм, держа в руках горный хрусталь. Даже реальные исторические личности, например, римский император Нерон пользовался двумя кубками для питья, изготовленными из кристаллов горного хрусталя.

    Римские патриции летом охлаждали руки шарами из горного хрусталя.

    Жрецы и служители различных культов вырезали из кристаллов горного хрусталя шары для ритуальных и магических целей, линзы, с помощью которых зажигали огонь на жертвенниках, поскольку согласно легендам о горном хрустале этот минерал обладает мощными оккультными свойствами и в частности очень сильной усиливает пророческие способности. Вот поэтому все предсказатели так любят хрустальные шары.

    В Древнем Китае, начиная с V века, этот минерал использовался для изготовления очков и шаров, многие из которых сейчас экспонируются в музеях всего мира. В Национальном музее США в Вашингтоне хранится шар китайской работы диаметром 327 мм, представляющий собой идеальную сферу.

    В средние века горный хрусталь применялся для изготовления церковных чаш, светильников и для украшения одежды и сбруи. С XVI века в Италии из него делали прозрачные сосуды и «стекла» для зеркал. Затем обработка горного хрусталя стала развиваться в Германии, где хрустальные сосуды обрамляли в золотую оправу, украшали эмалью, алмазами, рубинами и изумрудами. И только в XVIII веке горный хрусталь заменили стеклом.

    Существуют легенды о горном хрустале, в которых говорится, что мистические свойства этого минерала помогают магу видеть незримое и вступать в контакт с различными существами потустороннего мира, поэтому кристаллы горного хрусталя активно использовались в средневековых магических практиках, особенно для вызывания существ из астрального мира. В этом плане широко известны опыты средневекового ученого и мистика Джона Ди. Легенды о горном хрустале утверждают, что он использовал круглое хрустальное зеркало, оправленное в чистое золото, а также священный стол, изготовленный под руководством архангела Гавриила.

    Свой первый опыт Джон Ди провел в 1581 году в возрасте 54 лет. В процессе магических манипуляций он увидел в хрустальном шаре существо, по­хожее на человека. Это был ангел. На следующий день видение повторилось. Но Ди не мог сам установить с ним контакт, поэтому пригласил в помощники бывшего адвоката Эдварда Келли, уже имевшего немалый опыт в оккультных практиках. Вдвоем они продолжали свои опыты с 1582 по 1587 годы. За это время Ди и Келли вступили в контакт с двумя существами: девочкой-эльфом по имени Мадина и ангелом по имени Аве.

    Девочка-эльф отвечала на вопросы в том же духе, что и обычные медиумы. Но Келли использовал для общения с ней необычную технику. Однажды он увидел в кристалле обширное поле, разделенное на квадраты с буквами, числами и символами. По его указанию Ди сделал такое же поле. Общение с ангелом проходило путем диктовки буквы за буквой. При этом ангел диктовал их в обратном порядке (как тут не вспомнить Алису из Зазеркалья). Интересно, что язык, на котором произносились фразы, не имел аналогов ни в одном известном на земле языке.

    Спустя два года после этих экспериментов, в 1589 году, Джон Ди увидел в хрустальном шаре ангела Рафаэля. Ангел научил его читать будущее с помощью магического кристалла. В скором времени слава о предсказательных способностях Ди достигла царских особ, и после череды жизненных перипетий Джон Ди стал придворным астрологом Елизаветы I, которой он с помощью шара составлял гороскопы, как потом оказалось, на удивление точные.

    Сейчас шар из горного хрусталя, использовавшийся этим великим мистиком, хранится в Британском музее.

    Рыцари средневековой Франции прикрепляли ремешком или цепочкой к рукояти меча хрустальные шарики в расчете на то, что те придадут силу удару. Особенно долго это поверье продержалось в Шотландии — до XIX века. Там «камень победы» — хрустальный шарик диаметром 4-4,5 см — укрепляли на воинском штандарте так, чтобы его сверкание, видное издали, воодушевляло воинов на поле брани.

    В России месторождения горного хрусталя были открыты на Урале в середине XVIII века. Из него преимущественно вырезали табакерки, пуговицы, печатки и церковную утварь.  В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I, бочонок, перечница, кружка, чаши, «рукомой» и так далее.

    А в Музее естественной истории в Нью-Йорке имеется печать русской работы в виде Атланта, держащего на плечах земной шар.

    А в африканских легендах о горном хрустале, он предстает, как минерал, обладающий такими оккультными свойствами, что он должен быть обязательным «инструментом» профессионального колдуна, мага или шамана, поэтому африканские колдуны носят в сумочках хрусталь как важнейшую часть своего профессионального снаряжения.

     

    © Святослав Горский


    Возврат к списку