Заклинания магов Северной Европы

    Заклинания магов Северной Европы

    Заклинания магов Северной Европы

    Гальдр и бог Один

    Одним из наиболее распространенных магических искусств Северной Европы являлся гальдр, не уступающий в своей силе и популярности рунической традиции, а в чем-то и дополняющей ее хотя бы потому, что Один (верховный бог скандинавского пантеона, являющийся одновременно и богом войны, и богом-мистиком, в частности шаманом) в одинаковой степени владел как рунами, так и гальдром, ибо ему приписывается факт «изобретения» обоих. 

    В одном из текстов «Старшей Эдды», в частности в «Речах Высокого» он сам перечисляет заклинания, которыми владеет. Всего их семнадцать, и они могут помочь при печалях, заботах, горестях, могут исцелять, защищать в битве с врагами, освобождать от пут, обезвреживать стрелу, пущенную врагом, устранять порчу, управлять огнем, усмирять спорщиков, повелевать бурей и волнами, быть невредимым в бою, оживлять покойников, понимать тайный смысл чисел, владеть искусством поэзии и красноречия (очень высоко ценилось на Севере), управлять людьми и осуществлять любовные чары.

    А восемнадцатое заклинание Один отказывается комментировать, поскольку оно настолько могущественно, что о нем, кроме него самого, никто не должен знать, разве что, оговаривает он, «только жене иль сестре расскажу».

    Что такое гальдр.

    Гальдр — это практика произнесения сакральных и заклинательных песен. На это указывает сам термин, который происходит от глагола «gala», что в переводе, значит— «петь» или «кричать». Это указывает на то, что пение гальдра представляло собой достаточно громкое и весьма резкое произношение священных формул. Юлий Цезарь писал, что слышал, как на другом берегу Рейна германцы пели песнопения, «похожие на резкие крики птиц».

    Интересно отметить, что от этого же глагола произошло и слово «galinn», обозначающее сумасшедшего, а дословно — «запетого» до безумия. Что, уже в свою очередь, отсылает нас к древним шаманским традициям камлания и многочасового пения, приводящего человека к трансу и открывающего перед ним невероятно мощные магические силы. Недаром до сих пор многие мистические традиции, как, например, суфийская и тантрическая, все еще используют подобный подход в своих школах.

    Гальдр использовался и как отдельное магическое воздействие, и как часть общего процесса. Так, например, создание рунических амулетов часто сопровождалось распеванием гальдра, так как это не только наполняло амулет необходимой магической силой, но и способствовало созданию сакральной атмосферы во время изготовления чародейского предмета.

    «Кузнецы» заклятий.

    Магов, практиковавших гальдр, называли гальдарсмид, что можно перевести как «кузнец заклятий». Гальдарсмидов очень боялись, поскольку данный вид магии считался невероятно могущественным — только от одного произнесения гальдра могла портиться погода, а в целом же могло произойти все что угодно – от исцеления до смерти того, на кого было направлено колдовство. Причем объект воздействия в любом случае впадал в оцепенение, и неважно был ли он рядом или находился на значительном расстоянии от мага.

    Гальдралаг.

    Для гальдра существовали особый поэтический размер, называемый гальдралаг. Он отличался повышенной и утонченной звуковой упорядоченностью, что способствовало частому использованию аллитераций (звукописи). А также для него было характерно то, что каждый конец строфы усиливался повтором либо смысловым, либо  аллитерационным.

    Разновидности гальдра.

    Искусство гальдра разделяется на три основные группы:

    1. Руническая песня — заклинание записанное рунами и не допускающее вольной трактовки или каких-либо изменений;

    2. Поэтическое заклинание — магия «связанной речи», представляющая собой ритмизованный и произнесенный особым образом текст. В некотором смысле это магия поэзии, поскольку в отличие от магических формул, она допускала импровизацию и даже всячески приветствовала ее;

    3. «Интегрированный» гальдр — заклинания, одновременно произносимое вслух и записанное (закрепленное) руническими символами.

    Гальдр и скальдическая поэзия

    К магии гальдра как разновидности одного из направлений чародейства Северной Европы, тесно примыкает искусство скальдической поэзии, суть которой заключается в создании заклинаний, состоящих не из отдельных знаков, а слов и целых фраз.

    В каком-то смысле можно сказать, что скальдическая поэзия — это логичное и более полное развитие «интегрированного» гальдра, поскольку она родилась из слияния рунической и вербальной (словесной) магии. Об этом, например, говорят некоторые надписи на шведских рунических камнях, где сам резчик называет себя скальдом, то есть и мастером рун, и мастером скальдической поэзии.

    Кроме того, в «Младшей Эдде» сочетание «руническое искусство» и «искусство скальда», нередко выступают как синонимы.

    В мистических практиках Севера Слово и Руна всегда шли рядом и сливались в единую магическую практику.

    Скальды

    На Севере Европы поэтическое (скальдичекое) искусство было глубоко уважаемо, ибо его основателем также считался Один. Поэтому поэтическое ремесло принадлежит «чужому» миру, а значит поэт (скальд) владеет страшной силой менять вокруг себя мир.

    Адептов скальдического искусства называли скальды. Термин, предположительно, означает «сочинитель хулительных стихов». Другие исследователи говорят о том, что слово «Skald» в древнеисландском языке было среднего рода и обозначало сверхъестественное существо.

    В древности верили, что хороший мастер скальдической магии может запросто наслать болезнь  или, наоборот, исцелить. Существует легенда о великом скальде Хатльгриме Пьетурссоне, который своим четверостишием убил лисицу.

    Разновидности скальдической магии

    Существовало три разновидности скальдической магии.

    Драп — хвалебная песня, которая при прочтении вслух или при вырезании ее рунами, оказывала благотворное воздействие на того, о ком в ней шла речь. Но, как уже говорилось, любой магический прием мог быть использован и как в добрых целях, так и во зло. В частности, изначально мирный драп мог принести и вред, если в нем шла речь о подвигах, не совершенных конунгом, то есть, если он был чистой воды выдумкой.

    Мансег — любовная песнь. С помощью этого вида скальдической поэзии можно было приворожить понравившегося человека, либо, наоборот, разлучить влюбленных. Покровительницей мансега богиня любви Фрейя.

    Нид — хулительная песнь и одновременно страшное магическое проклятье. Яркой иллюстрацией могущества нида является история о скальде Торлейве. Однажды, правитель Норвегии ярл Хакон приказал своим воинам разграбить судно, на котором плыл с товаром Торлейв. Так оно и произошло, корабль был сожжен, а большая часть команды повешена. Но, в отличие от своих товарищей Торлейву удалось избежать этой печальной участи. Прошло немного времени, и вот, переодевшись нищим, Торлейв попадает в замок своего обидчика, как раз в тот день, когда тот устроил пир. Чтобы привлечь к себе внимание, скальд устроил среди приглашенных потасовку, и тогда Хакон приказал привести его к себе. Он распорядился, чтобы ему дали еды в надежде, что гость расплатится за гостеприимство и исполнит в его честь хвалебную песнь. Так и произошло за тем лишь исключением, что слова в песне были какими-то странными. Поначалу во хмелю этого не заметили, но постепенно стали происходить удивительные вещи — все тело Хакона зачесалось, да так сильно, что ему пришлось приказать слугам расчесывать его гребнями. Только после этого все поняли, что нищий пел не хвалебную, а хулительную песню. Но мало того, гость вдруг произнес некие туманные стихи (висы) и в палате стало темно, оружие слетело со стен, на которых оно было развешано, и начало само по себе разить людей ярла. У самого Хакона от заклинания скальда выпали все волосы из бороды и он чудом отделался от смерти.

    Кеннинг

    Во всех формах скальдической магии часто использовался кеннинг. Кеннинг — это замена существительного обычной речи двумя существительными, из которых второе определяет первое, например, корабль — «дракон моря», секира — «ведьма щита».

    Применение кеннинга было обусловлено тем, что изощренность форм скальдических заклинаний должна была не столько обнаруживать смысл, сколько  скрывать его.

    Практически все формы вербальной магии, а в особенности нид и мансег, со временем стали запрещаться из-за их сильного воздействия. Так, например, в Исландии за создание и произнесение нида скальд, в том случае если ему не удавалось привести неопровержимых доказательств того, что он не мог поступить иначе и предоставить двух свидетелей происшедшего, мог быть приговорен к пожизненному изгнанию из страны и даже объявлен вне закона.


    Вернуться к статьям раздела