Загадки рисунков пустыни Наска

    Загадки рисунков пустыни Наска

    Загадки рисунков пустыни Наска

    Среди множества тайн и загадок, оставленных древними цивилизациями, особое место занимают удивительные рисунки пустыни Наска, которые до сих пор поражают воображение и заставляют выдвигать все новые и новые теории об их происхождении и назначении.

     

    Что такое рисунки пустыни Наска

    Рисунки пустыни Наска – это удивительные изображения птицы, ламы, обезьяны, осьминога, ящерицы, паука, а также различных орнаментов, размером от 20 до 400 метров! Они занимают огромную площадь и их можно увидеть только с большой высоты!

    Сам по себе изображения не нарисованы на земле, а прорыты в сухом грунте в виде неглубоких бороздок шириной 20-30 см и с обеих сторон обложены камешками. Это указывает на их искусственное, то есть рукотворное происхождение.

     

    Открытие рисунков пустыни Наска

    Рисунки пустыни Наска были обнаружены совершенно случайно. Это сделал перуанский летчик в 1920  году, когда он пролетал над безлюдной Пампа Колорада (место в пустыне Наска, где находятся рисунки).

     

    «Авторство» рисунков пустыни Наска

    «Авторами» удивительных рисунков пустыни Наска считаются южноамериканские индейские племена, проживавшие на территории современного Перу. Расцвет этой древней цивилизации приходился на III в. до н.э.–VI в. н.э. Немногим ранее в Перу было обнаружено большое захоронение, которое получило название Некрополис («Мертвый город»). Это захоронение – своеобразное звено, которое связывает культуру Наска с ее предшественницей – культурой паракас.

     

    Как создавались рисунки пустыни Наска?

    Если в вопросе «авторства» рисунков Наска можно как-то установить относительно достоверные факты, то вопрос о том, как же они создавались, остается открытым до сих пор. Ведь видеть их можно только с высоты более 500 метров! А с земли они выглядят просто хаотичными тропинками.

    Некоторые исследователи утверждают, что, вполне вероятно, местные жители умели подниматься в воздух, используя для этого своеобразные дельтапланы. В качестве доказательства они приводят обнаруженные в Колумбии золотые игрушки, напоминающие по своей форме самолеты. Но… это лишь доказывает то, что так можно было увидеть — конечный результат, но не объясняет, как они создавались.

    А вот исследовательница рисунков Наска – Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Кроме того, на концах линий, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые, судя по всему, играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI веку нашей эры. К этому же периоду относятся и остатки поселений Наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.

     

    Рисунки пустыни Наска — астрономический календарь

    За всю длительную историю исследования рисунков пустыни Наска ученые и просто любители выдвигали множество версий, объясняющих предназначение этих гигантских изображений. Некоторые из этих теорий вполне логичны и могут оказаться правдой, а некоторые просто фантастические, и скорее больше похожи на надежду на чудо, чем научные гипотезы. Хотя не исключено, что именно последние и кажутся истиной…

    Одной из самых «научных» является версия о том, что рисунки пустыни Наска – это астрономический календарь, поскольку многие линии будто бы указывают на места расположения крупных звезд, созвездий, фиксируют различные лунные фазы, точки восхода и заката Солнца в дни солнцестояний.

    Но, к сожалению, эта теория так и не выдержала критики, когда американский астроном Джеральд Хокинс с помощью компьютерного анализа выяснил, что совпадения носят случайный характер и лишь незначительная часть ориентиров указывает на Луну или Солнце.

    Правда, сразу же появилась теория о том, что рисунки пустыни Наска указывают на другие планеты.

     

    Мистическая природа рисунков пустыни Наска

    Еще одна интересная версия, объясняющая предназначение рисунков пустыни Наска, говорит о том, что они могли быть  отражением религиозно-мистических воззрений древних индейцев. Многие из животных, чьи изображения на десятки метров растянулись в пустыне, являлись тотемами индейских племен. Исполинские изображения словно напоминали божествам-небожителям, что племя находится под их защитой и возлагает надежды на своих покровителей.

     

    Магическая природа рисунков пустыни Наска

    Очень интересное предположение выдвинул советский этнограф В.Кулаковский. По его мнению, рисунки пустыни Наска древние люди могли использовать в магических целях, в частности в боевой магии или в охотничьей. Согласно его представлениям, линии рисунков Наска выступали в роли магических троп на торжественных проводах войска на войну. Группы воинов следовали по определенному маршруту, повторяя линии и очертания фигур. Эти изображения и линии  могли быть своеобразными письменами, заклинавшими могущественные силы для поддержки в предстоящей войне.

     

    Рисунки пустыни Наска и магия плодородия

    Похожую теорию, но более «мирную» выдвинули другие ученые. Они считали, что да, рисунки пустыни Наска использовались для магии, но не для проводов на войну, а для проведения ритуалов плодородия. Сигналом к началу праздника мог быть тот момент, когда заходящее или восходящее солнце касалось определенного изображения или линии.

     

    Рисунки пустыни Наска как… «рекламные» огни!

    Совершенно неожиданное, но не лишенное смысла объяснение, выдвинул российский исследователь В. Давыдов. Изучая рисунки пустыни Наска, он заметил, что все рисунки имеют одну характерную особенность: канавки, образующие рисунок, обязательно пересекают каменистый верхний слой толщиной 60-70 см и добираются до следующего глинистого слоя. Верхний слой обладает низкой электропроводимостью, нижний — высокой. А так как в горах и на высоких плато при низких грозовых облаках на горных породах с высокой электропроводимостью часто загораются «огни Эльма», а, значит, когда над плато Наска собирались низкие грозовые облака, то тотемические рисунки Наска зажигались «огнями Эльма»!

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела