Воины-йоги древнего Тибета

    Воины-йоги древнего Тибета

    Воины-йоги древнего Тибета

    Одной из множества загадок Тибета до сих пор остается воинское искусство, которое настолько специфично, что порой сложно понять – это йога или физическая подготовка, магия или стратегия, шаманизм или смертельное искусство, но на самом деле это все вместе взятое, и называется оно Маг-цзал.

     

    Что такое Маг-цзал

    До недавнего времени мало кто слышал о древнем тибетском воинском искусстве Маг-цзал, невзирая на то, что оно оказало огромное влияние на боевые системы. Долгое время система маг-цзал была закрыта для европейцев, чем и обусловлено ее слабое распространение по сравнению с теми же китайскими и японскими боевыми искусствами.

    Маг-цзал — весьма мощное боевое искусство, в которое большое внимание уделяется психофизической подготовке бойца, в результате чего он становится не только мастером владения оружием и собственным телом, но и в каком-то смысле магом и йогом, ведь в практику обучения воина входят многие весьма специфические методы. Недаром китайцы считали воинов, владевших маг-цзал, небожителей, которые, якобы, и обучали тибетцев.

    Воинская традиция маг-цзал, была направлена на подготовку воинов-профессионалов, которые выполняют функцию не только солдат и наемников, но и охранников монастырей. Не стоит забывать о том, что в монастырях, как правило, хранилось множество бесценных сокровищ, вожделенных для разного рода грабителей.

     

    История развития Маг-цзал

    Для создания боевой системы маг-цзал было несколько предпосылок, первая из которых собственно суровая природа Тибета, требующая от человека ежедневных усилий для выживания. Очень часто эти условия защищали тибетцев лучше всяких боевых систем. Так в начале XIII века армия Чингисхана завоевывают Тибет, однако, они не находят там не только каких-либо сокровищ, но даже и пищи для своих лошадей и воинов. Победоносная монгольская армия потеряла в Тибете тысячи своих солдат без всяких сражений: голод и холод скосили захватчиков надежнее всякого оружия.

    А, кроме того, суровые природные условия позволили изначально формировать тренировки воинов маг-цзал с расчетом боевых действий в тяжелых условиях, что сказалось на эффективности их общефизической и психологической подготовки.

    Во-вторых, важной предпосылкой для создания системы маг-цзал явилось то, что Тибет сам по себе был открытой странной и тибетца всегда были открыты ко всему новому, что позволило им ассимилировать и углубить многие традиции окружающих стран, в частности Индии, Японии и Китая и в какой-то степени традиций средней Азии.

     

    Влияние мистических традиций на маг-цзал

    Одним из самых главных центров обмена тайнами боевых искусств между Китаем и Тибетом стали горы Эмэй, священные как для тибетских йогов, так и для китайских даосов. На этих горах обитало много монахов, которые обменивались друг с другом своим опытом.

    В результате синтез собственных шаманских и боннских традиций, в купе с йогическими и буддийскими дисциплинами Индии, даосскими методами Китая породили такой невообразимый «коктейль», что дало возможность разработать тибетцем уникальные и невероятно эффективные дисциплины во многих дисциплинах — духовны, медицинских, магических и маг-цзал.

    Не малое влияние на создание системы маг-цзал оказала тибетская медицина, которая сама по себе уже является уникальной традицией, основанной на индийском и китайском влиянии, а также на собственном исконном целительстве.

     

    Маг-цзал и тантра

    Но особенно на формирование маг-цзал оказала система буддийской тантры с ее мощными психофизическими методами, позволяющими человеку очень быстро добиться различных сверхвозможностей.

     

    Центры развития маг-цзал

    В основном центрами развития воинского искусства были буддийские монастыри, причем монастыри, в которых практиковались методы маг-цзал, были не многочисленны, и, естественно, закрыты для широкого посещения даже самих тибетцев.

    Тем не менее, кроме монастырской традиции маг-цзал, существует еще мирская школа и собственно воинская (для профессиональных воинов).

    Монастырское направление маг-цзал отличается тем, что в нем на первое место выходит всестороннее развитие адепта сообразно буддизму. Поэтому воинское искусство является не целью, а лишь средством для достижения просветления.

    Кроме собственно монастырей, это направление маг-цзал также разрабатывалось и отдельными отшельниками или маленькими закрытыми общинами.

    Боевое искусство практиковалось и в обычных монастырях, при этом мастера нередко передавали свое искусство избранным ученикам-монахам в такой тайне, что даже монастырская братия часто даже не догадывалась, что среди нее находятся адепты маг-цзал.

     

    Воины маг-цзал

    Воинов-монахов маг-цзал, монастырская братия в шутку называла «лентяями», ведь они были освобождены от большинства монашеских обязанностей для того, чтобы они могли больше тренироваться и выполнять свои прямые обязанности по охране.

    Кроме обучения рукопашному бою, монахи-воины маг-цзал, также учились владеть подручными средствами — посохом, связкой ключей (которая обычно была весьма тяжелой и действительно могла послужить в качестве оружия), а также мечами, копьями и луками, применяемыми в случае действительно серьезного нападения на монастырь.

    Были и такие монастыри, между которыми регулярно устраивались соревнования монахов-воинов. Самыми именитыми среди таких монастырей были Сера и Брайбун. Их монахи-воины встречались раз в семь лет и потому, кто из них займет первенство, определяли, будет ли урожай или нет, ведь названия монастырей переводились как «Град» и «Куча риса».

     

    Мирская традиция маг-цзал

    Что касается мирской традиции маг-цзал, то здесь, конечно же, на первое месте выходила важность обучения методам самообороны. Поэтому сюда в основном входили приемы, не требующей особой физической и психической подготовки, то есть доступные для простого человека. Поэтому в арсенал входили в основном действия, поражающие, в первую очередь, глаза, горло, пах и так далее. Также много внимания уделялось различного рода обманным маневрам, уклонениям и прочим приема, позволяющим противостоять более сильному противнику.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела