Биография Вивекананды

    Биография Вивекананды

    Биография Вивекананды

    Детство Вивекананды

    Вивекананда родился 12 января 1863 года в Калькуте. При рождении ему было дано имя Нарендранатх Датта.

    Вивекананда рос смышленым мальчиком и очень рано продемонстрировал свои не дюжие интеллектуальные способности, поэтому в школе был одним из первых учеников. И в немалой степени этому способствовало влияние его отца – человека весьма широких взглядов. Так, например, у них в доме, рядом со священными религиозными текстами, стояли книги и критического, атеистического содержания, что в то время, могло многих шокировать. Тем не менее, когда стало понятно, что юный Вивекананда тоже придерживается вольных воззрений на жизнь, никто не удивился, а просто говорили: «Каков отец, таков и сын».

    Чем старше становился Вивекананда, тем большие сферы жизни его увлекали. Кроме собственно школьных дисциплин, он изучал инструментальную и вокальную музыку, занимался борьбой и фехтованием, увлекался греблей и другими видами спорта. А также, еще в школе Вивекананда организовал любительскую театральную студию и гимнастический клуб. Естественно, благодаря своему острому уму и социальной активности, Вивекананда всегда был лидером среди сверстников.

     

    Юность Вивекананды

    В 1879 году Вивекананда поступил в Президентский колледж в Калькутте, но там он проучился всего одни год, осле чего перешел в Шотландский церковный колледж, чтобы иметь возможность более глубоко изучать историю, философию и логику. Это было не случайно, так как к тому возрасту Вивекананду стало остро интересовать вопрос, а действительно ли существует Бог? В чем смысл жизни и предназначение человека?

    В поисках на мучающие его духовные вопросы, Вивекананда примыкает к влиятельному в то время религиозному движению Брахмо-самадж, но там он так и не нашел ответы на свои вопросы.

     

    Встреча Вивекананды со своим гуру Рамакришной

    Вивекананда и Рамакришна впервые встретились в ноябре 1881 года. При встрече Вивекананда, как и многих духовных лидеров до этого, спросил Рамакришну, видел ли тот Бога. И великий йог ответил: «Да, видел, подобно тому, как я вижу тебя, только более ясно». Этот ответ одновременно и поразил молодого Вивекананду и озадачил, поэтому он решил какое-то время «присмотреться» к странному гуру.

    Надо сказать, что о встрече Вивекананды и Рамакришны ходит и другая легенда. Говорят, что когда они встретились, Рамакришна отвел юношу в сторону, поклонился ему, назван Нараяной (одно из имен бога Вишну), и  произнес: «Как ты мог не приходить ко мне так долго! Именно тебя я ждал все эти долгие годы!» Естественно, эта патетика также не могла не смутить Вивекананду.

     

    «Ужасная» встреча Вивекананды и Рамакришны

    Прошел практически целый месяц или даже больше, чем Вивекананда снова пришел к Рамакришне, причем визит этот был, скорее всего, продиктован любопытством, чем каким-либо другим чувством. Но вовремя второго визита происходит нечто такое, что и ужасает Вивекананду и заставляет его кардинальным образом пересмотреть свою жизнь. А именно при встрече Рамакришна прикоснулся к Вивекананде и мгновенно погрузил его в транс. Бедный молодой человек так испугался, что ему показалось, будто он умирает, но на самом деле он получил глубокий мистический опыт и увидел свои прошлые перевоплощения.

     

    Отношения между Вивеканандой и Рамакришной

    Отношения между Рамакришной и Вивеканандой были парадоксальными, со стороны последнего. Вивекананда не мог своим критичным умом до конца принять видения великого йога, но и не мог отрицать глубокий духовный опыт Рамакришны. Поэтому он то отдалялся от учителя, то вновь приближался к нему. К счастью, Рамакришна, действительно, был великим гуру, поэтому терпеливо «воспитывал» своего ученика.

    Рамакришна никогда не требовал от Вивекананды отказаться от попыток во всем досконально разобраться, мало того, даже сам поддерживал его скепсис. Все это привело к тому, что когда Вивекананда сделал свой выбор – этот выбор был полностью осознанным, выбран и умом, и сердцем.

     

    Пятилетнее обучение Вивекананды у Рамакришны

    Вивекананда пять лет проходил обучение у Рамакришны, и только когда учитель в августе 1886 года покинул этот мир, Вивекананда вдруг понял, что на самом деле гуру передал ему больше, чем он даже сейчас способен осознать. Глубокое чувство признательности и благодарности преисполнило сердце Вивекананды и он решил остаться в доме Рамакришны вместе с другими учениками. Это стало первым монастырем Ордена Рамакришны.

     

    Странствия Вивекананды

    В июле 1890 года Вивекананда отправляется в странствие, без определенной цели, без определенного маршрута, как говорится, куда глаза глядят. В этом путешествии он прошел вдоль и поперек весь Индийский субконтинент, питаясь только тем, что ему подавали как монаху. Считается, что именно в этом путешествии Вивекананда и принял для себя это имя, которое в переводе с санскрита означает «блаженство различения». Хотя есть версия, что это имя ему предложил махараджа Кхетри значительно позже, когда Вивекананда уже собрался отбыть в США.

    А пока странствия обветривали тело и душу молодого монаха, давая возможность ему глубже познавать себя и мир.

    На своем пути Вивекананда встречал бедняков и богатых, ночевал на сырой земле и во дворцах. И все это стало причиной его возмужания и зрелости. Он постиг не только духовные истины, но и увидел социальную несправедливость, царящую в Индии, и особенно кастовое неравенство.

     

    «Главная» медитация в жизни Вивекананды

    24 декабря 1892 года Вивекананда достиг Каньякумари, мыс Коморин, самой южной точки Индийского субконтинента, там он переплыл через пролив, и, уединившись на одинокой скале, предался медитации, которая непрерывно длилась три дня. Она стала кристаллизацией его внешнего и внутреннего опыта, стала поворотным моментом в его судьбе.

    Сейчас на этой скале установлен мемориал, посвященный Свами Вивекананде.

     

    Важное решение Вивекананды

    После медитации Вивекананда вернулся в мир уже совершенно другим человеком. Он отправляется в Мадрас, где практически сразу становится популярным среди молодых прогрессивно настроенных людей и ему предлагают поехать в США, чтобы представить индуизм на Всемирном парламенте религий. Вивекананда соглашается.

     

    Триумф Вивекананды в Америке

    На Всемирном парламенте религий в Чикаго, проходившем 11 сентября в 1893 году, выступление Вивекананды произвело фурор, и ему устроили бурные овации. Молодой индус очаровал Америку, да и не только ее, а и весь Запад. Поэтому он на протяжении нескольких лет ездил по США и Европе со своими лекциями, читая их в университетах, различных организациях – везде, где была возможность. Правда, иногда он встречал и враждебное отношение, чаще всего со стороны христианских миссионеров, которые видели в нем конкурента и с некоторыми, как ни странно, теософами. Вообще, надо сказать, что Вивекананда прохладно относился к теософии, обвиняя ее в том, что она создала превратный миф об Индии, гипертрофировав одни явления и «затенив» другие.

     

    Возвращение Вивекананды в Индию

    В 1897 году Вивекананда возвращается в Индию, где, к его великому удивлению, он был встречен как национальный герой. О фантастической популярности в Индии Вивекананды говорит хотя бы тот факт, что нередко люди буквально ложились на железнодорожные пути, по которым следует его поезд, чтобы остановить его, хотя бы на чуть-чуть, и услышать несколько слов мудрости.

    В том же году Вивекананда официально объявляет о создании Миссии Рамакришны – организации, которая становится одним из самых больших и авторитетных монашеских орденов индуистского сообщества в Индии и во всем мире.

     

    Вивекананда – «предтеча» Нью-эйдж

    Некоторые исследователи жизненного и творческого пути Вивекананды считают, что именно он был истинным предтечей течения Нью-эйдж, так как согласно его воззрениям существует лишь один единственный Бог, просто каждая традиция называет его по-своему. Конечно, утверждение о том, что Вивекананда был «предтечей» Нью-эйдж – момент весьма спорен, как и идея об «одном Боге», но, тем не менее, нельзя отрицать и тот факт, что Вивекананда, действительно, оказал огромное влияние на мировоззрение западных эзотериков, заложив некоторые основы эклектизма, свойственные этому мистическо-духовному учению.

     

    Литературное наследие Вивекананды

    Как уже говорилось выше, Вивекананда очень много читал лекций и некоторые, практически не измененными, впоследствии были изданы отдельными книгами. Самыми популярными среди них являются работы, посвященные различным йогическим традициям – «Раджа-йога», «Карма-йога», «Бхакти-йога» и «Джняна-йога». Но Вивекананда также написал много и других произведений.

    Книги Вивекананды очень популярны и по сей день не только в Индии, но и во всем мире. Многие из них переведены на 15 языков.

     

    Смерть Вивекананды

    Вивекананда предчувствовал свою смерть. Ровно за три месяца, до своего ухода, он начинает готовиться – давая различные важные распоряжения, заканчивая дела и, конечно же, давая последние наставления своим ближайшим ученикам.

    В пятницу 4 июля 1902 года, в день своей смерти, Вивекананда, даже, невзирая на жуткие боли, сопровождаемые его болезнью (диабет в тяжелой форме) вышел к ученикам бодрым и веселым, словно почувствовал облегчение. Весь день он занимался насущными проблемами, учил, наставлял, а вечером собрал подле себя самых близких друзей и учеников, поговорил с ними и погрузился в медитацию. Затем попросил открыть в доме все окна, лег на пол и сделал свой последний выдох…

    Свами Вивекананда покинул наш мир в возрасте 39 лет.

    © Алексей Купрейчик



    Вернуться к статьям раздела