Три ветхозаветных пророка

    Три ветхозаветных пророка

    Три ветхозаветных пророка

    Древняя иудейская традиция сохранила имена многих пророков в текстах Ветхого завета. Но надо знать, что в разные периоды истории еврейского народа фигура пророка неоднократно претерпевала изменения — от придворного предсказателя до воинствующего праведника, поднимающего израильтян на борьбу с язычниками, от вождя Моисея до чудотворца Илии. Собственно, практически все ветхозаветные пророки в основном толковали происходящее и давали оценку текущим событиям. Они не колеблясь предрекали бедствия, когда богоизбранный народ перечил воле своего Небесного Отца — Яхве.

    Пророчица Девора

    Девора — одна из семи пророчиц Израиля (наравне с Саррой, Мариам, Анной, Авигеей, Олдамой и Эсфирью). Девора была одной из «судий израилевых» (судьями назывались вожди, выбиравшиеся на время войны, а в мирное время они разбирали споры между соотечественниками), а ее авторитет основывался на пророческом даре. Она принимала спорщиков и тех, кто искал ее совета, на своем ритуальном месте — под пальмовым деревом на горе Ефремовой. Интересно, что подобный обычай — пророчествование на возвышенности под священным деревом — можно встретить практически повсеместно (от могильных курганов Скандинавии до священных рощ друидов и древнегреческих оракулов).

    Ветхозаветная «Книга Судей Израилевых» свидетельствует, что Девора спасла еврейский народ, когда он в очередной раз отвернулся от Яхве и стал поклоняться другим богам. Девора совместно с военачальником Вараком возглавила израильское войско в борьбе с хананеянами, жестоко притеснявшими евреев в течение двадцати лет. Она предрекла, что слава победы над Сисарой — военачальником хананеев — достанется женщине, а не Вараку, потребовавшему от пророчицы лично участвовать в военной кампании. После победы Девора и Варак исполнили благодарственную песнь Яхве, и этот текст считается самым древним в Ветхом завете.

    Пророк Самуил

    В ветхозаветных преданиях Самуил — великий пророк, последний из «судей Израилевых». Мать Самуила, Анна, скорбя о своей бездетности и молясь в Силоме перед скинией завета, услышала от первосвященника Илия предсказание о рождении сына. С малых лет Самуил был посвящен в назореи и стал служить при скинии, помогая Илию. Однажды Самуил услышал голос бога, возвещавший будущее — так он удостоился быть пророком. Его первое пророчество касалось ковчега завета — в битве с филистимлянами святыня попадет в руки врагов, а сыновья первосвященника будут убиты. После того, как филистимляне вернули ковчег израильтянам (он принес в их страну бедствия), Самуил призывает евреев отвернуться от чужих богов. Помощь Яхве обеспечила им победу над филистимлянами, и сам Самуил стал судьей Израиля.         

    Впоследствии он помазал на царствование Саула — первого царя израильско-иудейского государства. Бог открыл Самуилу, что именно этот человек из колена Вениаминова должен стать царем. Вышло так, что Саул вышел искать пропавших ослиц, и пророк, повстречавшийся на его пути, предсказал ему будущее и полил его голову священным елеем — «помазал» в правители. На обратном пути Саулу встречаются поющие пророки, на него нисходит дух господень и он сам начинает принародно пророчествовать, то есть прорицать в состоянии божественной одержимости (все эти знамения ему предрек Самуил). Избранность Саула также подтвердилась во время жребия, брошенного Самуилом при большом собрании народа. В дальнейшем Самуил служил при царе, объявляя ему волю Яхве. После того, как Саул стал неугоден богу, совершив ряд недопустимых проступков, пророк Самуил по велению Яхве тайно помазал на царство юного певца Давида и, отвернувшись от раскаивающегося царя, оплакивал его до конца своей жизни как мертвого.

    Накануне решающей битвы с филистимлянами Саул, тоскуя о былых днях и чувствуя себя покинутым богом, решается вызвать дух Самуила, уже давно умершего к тому моменту. Он обращается к чародейке из Аэндора, и призванная тень пророка мрачно предрекает ему и его сыновьям грядущую смерть на поле боя. Этот фрагмент лишний раз подтверждает, что представления о сохранении провидческих способностей пророка и после его смерти, имеет широкое распространение у разных народов (достаточно вспомнить древнегреческие оракулы на могилах прорицателей).

                                                                                    

    Пророки Нафан и Гад

    У Давида, сменившего на престоле Саула, также находились в услужении пророки — Нафан и Гад. Пророк Гад, «прозорливец царев», подавал ему важные советы и возвестил божью кару за перепись народа (на выбор — 7 лет голода, 3 месяца сплошных военных поражений или 3 дня мора). По окончании мора, выбранного Давидом в качестве наказания, пророк Гад велел построить жертвенник в благодарность за окончание бедствия.

    Пророк Нафан получал откровения от бога, которые затем передавал Давиду. Он пророчил непоколебимость рода давидова на царствовании и сообщал царю о поддержке свыше. Пророк Нафан также изобличает Давида, когда тот «совершил злое перед очами господа»: царь, возжелав жену своего начальника Урии, отправил его на верную гибель, чтобы заполучить красавицу Вирсавию. В наказание за содеянное, Нафан пророчит смерть первому ребенку, родившемуся от брака Давида с Вирсавией. Зато второго их сына — Соломона — Господь возлюбил и послал пророка Нафана дать ему имя Иедидиа («Возлюбленный Богом»). Впоследствии пророк Нафан принимал участие в помазании Соломона на царствование.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела