Тибетская йога осознанных сновидений. 2

    Тибетская йога осознанных сновидений. 2

    Тибетская йога осознанных сновидений. 2

    Всем известно, что треть своей жизни человек приводит во сне и, как правило, это время проходит напрасно, так как сон, если он не осознан, является просто некой разновидностью комы. Но тибетские йоги многие тысячи лет назад решили использовать эти часы жизни для интенсивной медитативной практики, ради достижения просветления и окончательного освобождения. И это привело к открытию трех видов снов, знание о которых и их понимание ускоряет процесс продвижения в практике осознанных сновидений.

     

    Обычные сны

    Обычные сны — это те сны, которые снятся большинству людей, их еще называют сансарическими, то есть снами мира страданий. Они, как правило, обусловлены кармическими следами. В них образы меняются очень быстро и все виденное — большей частью лишь хаотичное мельканье. Даже если приснится сон, в котором будут присутствовать какие-то мистические символы, то, все равно, это будет простой сон, поскольку эти образы — лишь проекция беспокойного ума, а не результат осознавания.

     

    Сны ясности

    Сны ясности — сны, в которые йог уже вносит уже некоторую долю осознавания, поэтому образы таких снов более устойчивы и несут какую-то важную информацию. Иногда такие сны снятся и обычным людям, чаще людям творческим. В таких снах можно поучить пророчество или откровение, если сознание будет настроено должным образом. Именно о таких снах мы нередко говорим «сон в руку».

     

    Сны ясного света

    Сны ясного света свойственны лишь очень продвинутым йогам, то есть тем, кто научился пребывать в недвойственном состоянии сознания. То есть, в таком сновидении нет никакого «я», которое бы находилось в двойственных отношениях со сновидением или его содержанием. Причем это касается как собственно сновидения, так и обычного мира. В результате йог больше не ограничен ни временем, ни пространстваом а, следовательно, может встречаться в сновидениях с реальными сущностями, получать учения от учителей и находить сведения, полезные как для себя самого, так и для других существ.

     

    Главный метод тибетской йоги осознанных сновидений

    Главная практика осознанного сновидения состоит из четырех этапов. Практикуемые последовательно, они позволяют адепту развить непрерывность восприятия и благодаря этому осознанно войти в сон, чтобы тотально изменить себя, постичь иллюзорность сна и яви и в итоге получить окончательное и полное освобождение.

     

    Введение осознавания в центральный энергетический канал

    Первый этап, как понятно из самого названия, заключается в том, что йог вводит осознавание в центральный энергетический канал. Традиционно для этого он визуализирует красный лотос, расположенный на уровне горловой чакры (в тантрической традиции – вишуддха-чакра). Лотос имеет четыре лепестка, на каждом из которых начертаны слоги: на переднем лепестке РА, на левом ЛА, на заднем ША и на правом СА. А в центре лотоса размещается святящаяся ярко-красная тибетская буква «А»

     

    Развитие ясного видения и переживания

    К этой практике йог приступает, проспав два часа. Пробудившись либо по собственному желанию, либо по будильнику, он, не вставая с кровати, сосредотачивается на точке между бровями («третий глаз»), где как можно явственнее представляет сияющий белый шар света.

    Не теряя на нем концентрации, адепт вновь погружается в сон, стараясь сохранить осознавание образа и восприятия.

     

    Развитие силы и способности сохранять контроль

    Как и в предыдущих случаях, адепт вновь пробуждается через два часа и концентрируется на сердечной чакре, визуализируя в ней слог-мантру ХУМ черного цвета. При этом йог добивается полного слияния своего сознания и мантры ХУМ.

    Мысленно повторяя «ХУМ», адепт снова старается войти в сон, сохраняя осознанное восприятие реальности, лежащей за иллюзорностью образов сновидения.

     

    Работа с гневным аспектом личности и преодоления страха

    Последний этап практики также наступает спустя два часа. Йог просыпается и фокусирует свое внимание на «тайной» чакре, расположенной позади половых органов. Он визуализирует в ней светящийся шар черного цвета. Как и в прошлом этапе, йогу нужно слить с ним свое сознание и, удерживая его, войти в сон, из которого адепт выйдет уже утром.

     

    Работа с дакиней Салчже Дудалма в тибетской йоге сна

    Одной из основных серьезных практик в тибетской йоге осознанных сновидений является метод работы с дакиней Салчже Дудалма. Традиционно адепт приходит к ее реализации, только пройдя все подготовительные упражнения и освоив базовые техники. Поэтому работа с данной дакиней сама по себе является показателем большого продвижения вперед на пути йоги сна.

     

    Кто такая Салчже Дудалма?

    Имя дакини Салчже Дудалма переводится с тибетского как «та, кто проясняет вне понятий», то есть та, что находится за пределами всех иллюзий и снов, поэтому и может указать адепту на истинную природу вещей, на истинную реальность. Салчже Дудалма — олицетворение Ясного Света.

    Салчже Дудалма является защитницей и охранительницей священного сна. Традиционно йог обращается к ней, чтобы она благословила переход от сна бессознательного к сну сознательному, в результате чего восстанавливается связь со своей истинной природой.

     

    Особенности работы с дакиней Салчже Дудалма

    Обратите внимание, что во время практики осознанных снов адепт визуализирует и контактирует не с самим образом дакини, а с ее светом, ее глубинной сутью, поскольку на уровне энергий нет формы.

    Тем не менее, у Салчже Дудалма есть и зримый образ. Как правило, она изображается со светящимся полупрозрачным прекрасным телом, восседающей на белом лунном диске, покоящемся на золотом солнечном диске, который, в свою очередь, лежит на прекрасном синем четырехлепестковом лотосе. В правой руке дакиня держит кривой нож, а в левой — чашу из черепа.

     

    Работа с дакиней Салчже Дудалма

    Работу с этой дакиней можно разделить на несколько этапов. Первый из них — визуализация лотоса с четырьмя синими лепестками в сердечной чакре. На каждом лепестке находится капля света (тигле) — желтое, красное, зеленое и синее. В центре лотоса находится сама дакиня Салчже Дудалма, в виде яркого светящегося шара голубого цвета, с которым он и сливает свое сознание.

    Затем йог возносит молитву Салчже Дудалма с просьбой, чтобы она даровала ему сон Ясного Света.

    Следующий этап – постепенный уход в Ясный Свет. Для этого йог последовательно концентрируется на тигле. Сначала на желтом тигле, в котором адепт растворяет свой ум, оперирующий понятиями. Потом сосредотачивается на зеленом тигле, в котором растворяет свое чувственное восприятие мира. Далее все внимание перемещается на красное тигле, в котором йог растворяет все опоры своей личности. И, наконец, последняя концентрация осуществляется на синем тигле, в котором растворяется последнее чувственное восприятие, и йог переходит в состояние полного покоя.

    После этого сознание йога сливается с центральным светящимся шаром, символизирующим Салчже Дудалма, точнее, оно само становится этим светом.

    По своей сути эти этапы практик соответствуют обычному процессу засыпания, вся разница лишь в том, что йог проходит их осознанно, погружаясь в Ясный Свет — состояние недвойственности.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела