Тибетская йога осознанных сновидений. 1

    Тибетская йога осознанных сновидений. 1

    Тибетская йога осознанных сновидений. 1

    Обзор подготовительных практик тибетской йоги сна

    Традиционно считается, что для успешного продвижения по пути йоги осознанных сновидений, необходимо научиться выполнять четыре подготовительные практики, позволяющие сконцентрировать волю и сознание ученика на поставленной перед ним цели, а также сфокусировать всю свою энергию на то, чтобы поддерживать непрерывность осознанного восприятия. В результате адепт тренируется вводить больше осознанности в свои действия и видеть иллюзорность мира сновидений и мира бодрствования.

     

    Практика 1. Изменение кармических следов. Суть данной подготовительной практики заключается в том, что йог на протяжении всего дня старается осознать, что жизнь подобна сновидению. Для этого рекомендуется сразу после пробуждения зафиксировать сознание на установке, что йог не проснулся, а, наоборот, заснул в мир бодрствования. При этом здесь должно иметь месте не просто самовнушение, не банальное называние черного белым, а понимание глубинной сути происходящего, попытка уловить эфемерность обыденной жизни. В этой практике йог в течение дня старается осознать, что жизнь подобна сновидению. Благодаря этому достигается глубокое понимание и видение иллюзорности и эфемерности суеты, а также у адепта формируется склонность воспринимать переживания как нечто незначительное, преходящее. В результате, привязанность и беспокойство по этому поводу ослабевают. При успехе в данной практике начинает возникать подобное ощущение и во сне, что способствует появлению большей осознанности в сновидении.

    Практика 2. Устранение влечения и неприязни. Это вторая базовая подготовительная практика тибетской традиции осознанных сновидений. По сути, она является логическим продолжением и углублением предыдущего метода. Отличие заключается в том, что йог концентрируется на иллюзорной природе своих эмоций и вообще психических состояний как таковых, пытаясь постичь их обманчивость. Это – логическое продолжение предыдущей практики. Ее суть сводится к тому, что йог концентрируется на иллюзорной природе своих эмоций и психических состояний. Усердно практикуя этот базовый метод, адепт приходит к осознанию того, что эмоциональные реакции возникают не «где-то там» в объектах, а зарождаются, переживаются и прекращаются непосредственно в самом человеке.

    Практика 3. Укрепление намерения. Третий метод, подготавливающий ученика к полноценной практике осознанных сновидений, заключается в том, что йог укрепляет свое намерение сохранять непрерывное осознавание в любых ситуациях и состояниях, а также  укрепляется в понимании иллюзорности прожитого дня. Третий метод направлен на то, чтобы йог укрепил свое намерение сохранять непрерывное осознавание в любых ситуациях и состояниях, стараясь подниматься над иллюзорностью дуального (двойственного) восприятия бытия. В итоге намерение и концентрация становятся настолько устойчивыми, что адепт больше не проваливается в бессознательное состояние, а входит в него, сохраняя полное восприятие и осознавание, как, собственно, в сновидении, так и в яви.

    Практика 4. Развитие памяти и радостного усилия». И, наконец, завершающая практика всего подготовительного курса тибетской йоги осознанных сновидений, направлена на то, чтобы йог после пробуждения мог вспомнить все мельчайшие подробности своего сна, тем самым восстановив разрывы в непрерывности своего осознавания бытия. Завершающая практика подготовительных методов направлена на развитие способности йога помнить все, что с ним происходило в сновидении. Это, в свою очередь, закрепляет все результаты предыдущих практик и позволяет усилить непрерывность восприятия и осознавания, как такового, что является большим шагом на пути серьезной практики осознанных сновидений.

     

    Осознанные сновидения и шесть йог Наропы

    Практика осознанных сновидений является одной из йог, входящих в комплекс психофизических методов, называемых шестью йогами Наропы. Она не рассматривалась как нечто отдельное, а являлась неотъемлемой частью общей традиции духовного преображения. Иными словами, практика осознанных сновидений – лишь один из методов, приводящих к просветлению и полной трансформации человеческого существа.

    Конечно, сами практики осознанных сновидений изобрел не Наропа, но именно он сделал их более системными и «официально» включил в общий духовный путь тибетской йоги.

     

    Основа практик осознанных сновидений

    В основе практик осознанных сновидений лежит представление о том, что человеческие чувственные переживания бодрствующего состояния являются иллюзорными, но и иллюзорными являются все чувственные переживания состояния сна. Если говорить коротко, то сон и явь в равной степени являются иллюзорными состояниями. Причем речь идет не о «содержании» обоих состояний, а об их сути, их истинной природе. А раз все иллюзия, то задача йога — выйти за пределы «тумана» посредством обретения ясности и непрерывности осознавания. Для этого и используется практика осознанных сновидений.

     

    Основные направления практик осознанных сновидений

    Основное направление тибетской йоги осознанных сновидений — это внесение все большей осознанности в процесс сна, то есть повышение способности воспринимать иллюзорность происходящего. Параллельно йог вносит осознанность и в свою обычную жизнь. Этому способствует тот момент, что в сновидении, из-за его эфемерности, легко постичь что такое иллюзорность. Это понимание потом применяется к бодрствующему сознанию. Таким образом, йог освобождается как от иллюзии сна, так и яви.

     

    Преимущества практики осознанных сновидений

    Духовная практика во сне дает более быстрые результаты, поскольку в это время контроль бодрствующего сознания становится минимальным, а так как сон — это область подсознательного, то йог получает уникальную возможность соприкоснуться с глубинными слоями своего сознания. Этим и обусловлено, что многие йоги во сне (точнее практикуя осознанный сон) получали различные мистические откровения и знания.

    В Тибете отмечались неоднократные случаи получения какого-либо тайного учения посредством практики сновидения. Как правило, это те случаи, когда сны идут чередой — каждый последующий начинается с того, чем закончился предыдущий. Так происходит подробная передача всего учения, вплоть до самого завершения, после чего череда сновидений прекращается. Так были открыты целые тома учений.

     

     

    Эффекты подготовительных практик тибетской йоги сна

    Йогу, делающему достичь совершенства в практике осознанных сновидений, традиционно предлагается выполнять четыре подготовительных практики. И чем больше ученик будет понимать суть этих практик, и знать к какому эффекту они ведут, тем стремительнее и основательнее будет его прогресс.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела