Тайны славянских заговоров

    Тайны славянских заговоров

    Тайны славянских заговоров

    Одним из самых распространенных приемов славянской магии было чтение заговоров. Но что они собой представляют на самом деле? Это особые священные тексты или персональное творчество каждого отдельного колдуна? Какие заговоры бывают и откуда вообще они возникли?

     

    Что такое заговоры

    Заговоры — это особые тексты, которым народная молва приписывала волшебную силу.

    Славяне пользовались заговорами с древнейших времен. Но, к сожалению, до нас дошли записи заговоров не ранее XVII—XVIII века. Тем не менее, сами они уходят корнями в глубокую архаичность.

     

    Легенда о происхождении заговоров

    У славян существовало поверье, что изначально слова заговоров принадлежали исключительно Господу Богу и Его святым, и только потом стали достоянием старых людей, которые передавали их из рода в род. Именно поэтому их иногда еще называют «заповедные слова».

     

    Как передавались заговоры

    Заговоры у славян очень ценились, поэтому во многих семьях они передавались от матери к дочери, от свекрови — невестке и так далее. Было множество случаев, когда «заповедным словам» обучались у инородцев. Заговор принимался от каждого, кто его знал.

    Естественно, по возможности заговоры записывались. До нас они дошли не только как тексты тайных книг магов, знахарей и колдунов, но и приложения к судебным делам (как доказательство виновности подсудимого).

     

    Виды заговоров

    Существовало огромное количество заговоров, направленных на исцеление, на удачу в охоте, защиту от пожара и вражеской пули и так далее.

    Также существовал и особый вид заговора, который по своей сути являлся смесью молитвы и заклятья. Например, заговор для тех, кто идет на суд. В нем человек, произносящий заговор, испрашивает себе всех благ, а на противников своих и неправедных судей накликает все возможные бедствия и несчастья.

     

    Особенности применения заговоров

    Несмотря на то, что заговоры использовались повсеместно, их все равно побаивались, поскольку они могли причинить вред тому, кто их использовал. По этой причине, было «разработано» большое количество предосторожностей относительно их употребления. Так, например, воспрещалось произносить заговор в полный голос, только шепотом или мысленно.

    Кроме того, заговоры рекомендовалось читать натощак, повернувшись лицом на восток.

    Для некоторых заговоров обязательно указывалось место прочтения (на пороге дома, в чистом поле, на перекрестке, в лесу). Иногда обязательным условием был определенный день недели и время (рассвет, полночь, четный или нечетный день). Порой даже учитывалось астрологическое влияние убывающей или растущей Луны.

    Обычно, каждый заговор сопровождался определенными действиями. При этом, чем крепче связан заговор с действием, тем он короче и проще. И, наоборот, при утрате связки «слово-действие» текст заговора становился все более описательным, пространным и, как следствие, длиннее.

     

    Структура заговора

    Заговор, как правило, состоит из пяти частей:

     

    1 часть — перечисление действий, которые делает тот, кто читает заговор;

    2 часть — оглашение цели заговора;

    3 часть — символический образ желаемого действия;

    4 часть — «мифология», появление (перечисление) различных сверхъестественных существ — от духов до ангелов;

    5 часть — «печать». Например, «заговор мой крепок и могуч, запираю его на семьдесят семь ключей» или просто «Аминь».

     

    Заговоры и христианство

    Как и всякий другой вид колдовства, с приходом христианства заговоры стали преследовать. Например, за хранение текстов заговоров или колдовских книг, их сжигали на спине того, у кого их находили. Когда же устанавливали злонамеренное использование заговорных слов, подозреваемый подвергался пыткам и «сожжению в срубе».

    Только в XVIII веке, за хранение «воровских писем» (так еще называли заговоры) казнь через сожжение стали заменять ссылкой в монастырь, чтобы чернокнижник, упражняясь в посте и молитвах, просил Бога простить его преступления.

     

    «Персонажи» заговоров

    До христианства в заговорах к силам Природы обращались «напрямую», и только с принятием христианства стали прибегать к «посредникам» — всевозможным святым,  великомученикам, Пресвятой Богородице и ангелам. Например, святые мученики Антипа, Ануфрей, Борис и Глеб, арх. Гавриил, Георгий, арх. Михаил, Иоанн Креститель, Илья Пророк и так далее.

    Когда на окончательно утвердилось христианство, в формулы заговоров стали привноситься христианские мотивы: элементы молитв, обращение к Господу и даже христианской символике. Кроме того, в качестве заговоров со временем стали использоваться и тексты апокрифических сказаний, библейских легенд, псалмов, духовных стихов и так далее. Но, не смотря на это, основа заговора, его структура, так и осталась по сути языческой.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела