Сюгендо и ямабуси

    Сюгендо и ямабуси

    Сюгендо и ямабуси

    С образом системы сюгендо неразрывно связаны монахи ямабуси, о которых до сих пор в Японии говорят с большим почтением. Но кто они, о ком идет слава как о непревзойдённых целителях и магах, просветлённых существах и непобедимых воинах? Это они сделали сюгендо легендарным или само сюгендо сделало легендарными ямабуси?

     

    Кто такие ямабуси

    Последователей легендарного Эн-но Одзуну называли ямабуси, что переводится как «спящие в горах». Так их прозвали за то, что свои суровые аскетические практики они выполняли высоко в горах, уединяясь там на достаточно длительное время. По этой же причине их еще иногда называли «сюгэндзя», что в переводе с японского значит «занимающиеся практикой для обретения магических способностей».

    Для определения тех, кто практиковал сюгендо, существовали и другие наименования, например,  «сюгёся», что, значит, - «занимающийся аскетической практикой» или «яма-но-хидзири» — «горные мудрецы».

    Но как бы не называли монахов ямабуси, все эти названия указывали на одно и тоже — на практику суровой аскезы, проводимую в горах и приводящую к обретению невероятных магических способностей.

    Надо отметить, что не все, практикующие сюгендо, все время находились в горах, часть из них  возвращались назад, проводя большую часть своего времени в храмах или просто странствуя по стране, неся весть об удивительном учении сюгендо в отдаленные края Японии.

     

    Практика ямабуси

    Суть практик ямабуси – это вызов невозможному, который приводит к полной мобилизации всех физических, психических и духовных сил адепта сюгендо. Благодаря этому осуществляется быстрый прорыв в постижении истин материального и духовного мира.

    Основу практик ямабсуси составляли различные длительные паломничества по горам и святым местам и совершение там мистические ритуалов, включающих в себя чтение заклинаний, выполнение мудр, дыхательные упражнения и так далее.

     

    Слава ямабуси

    Монахи ямабуси очень быстро сыскали народную славу и любовь, поэтому были желанными гостями в любой деревне или крестьянской семье, ведь они могли исцелять, с помощью заклинаний и тайных ритуалов помогают простым людям в их нелегкой жизни. Причем помощь ямабуси распространялась не только в сфере целительства и духовных наставлений, но и в области чисто магической. Например, ямабуси могли вызывать дожди в засушливое время или, наоборот, усмирить разбушевавшуюся стихию, могли изгонять зловредных духов и привлекать благословение богов.

    Также ямабуси владели знаниями астрологии, поэтому могли предсказывать будущее и советовать когда и что сажать, чтобы получить богатый урожай, что в те времена было очень важно, так как от этого напрямую зависела жизнь крестьян.

     

    Мировоззрение ямабуси

    Ямабуси в духовной практике на первое место ставили реализацию всей полноты буддовости, а не просто размышления о нем. Ямабуси считали, что обретение сверхспособностей доказывает то, что адепт сюгендо реализовал в «этом теле» буддовость, то есть стали истинным Буддой.

     

    Ямабуси – воины

    К сожалению, в VII-VIII веках сюгендо и ямабуси подверглись гонениям. Их лесные молельни «санриндодзё» часто подвергались налетам правительственных войск. Но, как говорится, нет худа без добра. Ямабуси, владеющие твердой волей, магическими способностями и сверхчеловеческими качествами, взялись за оружие. И вскоре слава о них как о непобедимых воинах разлетелась по всей Японии. Они были практически не убиваемы! Ведь кроме физической и духовной силы, они знали многое о человеческой природе, анатомии, поэтому их рукопашный бой не знал себе равныфх (недаром система ямабуси, как в плане подготовки, так и сражений легла в основу школ ниндзя), но они также умели прекрасно маскироваться, вести партизанскую войну, устраивать засады и так далее.

    Под давлением ямабуси стали хоть и не многочисленной, но очень грозной военной силой, поэтому правительству, протви своего желания, пришлось оставить «горных отшельников» в покое.

     

    Ямабуси и сюгендо

    Так как ямабуси практиковали сюгендо, то для того, чтобы понять их мышление необходимо уделить внимание некоторым аспектам самого учения, а в частности тому, что определяло их жизнь – священная нумерология, по которой выстраивалась система практик и собственно медитации.

     

    Ямабуси и тайна нумерологии сюгендо

    В «теоретической» части сюгендо важное место занимает понимание нумерологии, поскольку каждое число имеет то или иное мистическое соответствие. Так число 1 олицетворяет Всеохватывающее Единство (Тайкиоку), 2 — полярные принципы бытия (ин-ё-до), 3 — парадигму земля, небо и человеком (дзи-тэн-хин), 4 — четыре проявления сущего (большое Ин и малое Ё, большое Ё и малое Ин), 5 — пять первоэлементов, 6 — шесть видов координации, 7 — семь звезд Большой Медведицы, 8 — восемь триграмм, 9 —окончательное постижение истины в сочетании ее телесного, умственного и духовного компонентов.

    Из всех чисел самым священным в сюгендо и, естественно, у самих ямабуси, считалась девятка.

     

    Девять ступеней медитации в сюгендо

    В сюгендо существует девять ступеней медитации, а точнее девять уровней сознания, постигая и проходя сквозь которые ямабуси развивает в себе адекватное восприятие реальности и обретает просветление.

    Эти ступени таковы:

    Первая ступень медитации сюгендо.

    На этом этапе адепт сюгендо концентрируется на осозновании бренности человеческого тела, на том, какие ограничение оно вводит в жизнь и, конечно же, на неминуемой смерти.

    Вторая ступень медитации сюгендо.

    На этом уровне ученик понимает, что неразвитые органы чувств дают нам неадекватное восприятие реальности.

    Третья ступень медитации сюгендо.

    Эта ступень посвящена размышлениям на тему о непостоянстве и несовершенстве человеческого ума и, как следствие, важности умения концентрироваться и понимать, что взгляды и вкусы меняются, поэтому так важно иметь абсолютную ориентацию, а не относительную, то есть не идти на поводу хаотичного ума.

    Четвертая ступень медитации сюгендо.

    Теперь адепт сюгендо постигает свое существование в масштабах всей вселенной, в рамках времени и вечности.

    Пятая ступень медитации сюгендо.

    Уровень познания отношении между духовным и материальным, внутренним и внешним. Результатом этого становится избавление от рабской привязанности к плотским желаний и умственным капризам.

    Шестая ступень медитации сюгендо.

    В каком-то смысле эта ступень медитации сюгендо является более глубоким раскрытием предыдущего уровня, а именно ученик избавляется от чрезмерной зависимости от эмоций и чувств, как положительных, так и отрицательных.

    Седьмая  ступень медитации сюгендо.

    Этот этап представляет собой размышление о взаимосвязях причин и следствий для избавления от ложных суждений и умозаключений.

    Восьмая  ступень медитации сюгендо.

    Теперь адепт сюгендо учится видеть множественность проявлений первоэлементов в реальном мире и умение находит между ними взаимосвязи, для того, что бы не попадать в их ограниченность.

    Девятая ступень медитации сюгендо.

    Завершающий этап, подразумевающий полную реализацию всех предыдущих уровней и обретение полного осознавания.

    В результате, проходя все девять ступеней медитации сюгендо, ученик становился самодостаточным и понимал относительность проявлений человеческой жизни, поэтому мог проникать в суть вещей и управлять ими.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела