Сюгэндо – экстремальная йога духа и тела

    Сюгэндо – экстремальная йога духа и тела

    Сюгэндо – экстремальная йога духа и тела

    Сюгендо – уникальная синкретическая японская система, соединяющая в себе элементы буддизма, синто и даосизма и дающая возможность адепту за очень короткий путь развить в себе невероятные духовные и оккультные силы, поэтому сюгендо называют путем героев, ибо не каждый человек способен пройти через его экстремальные испытания и ритуалы.

     

    Ритуал сюгендо Кайхогё

    Одним из самых важных ритуалов системы сюгендо является ритуал Кайхогё. Данный ритуал ввел в практику сюгендо монах Соо. Со временем, конечно же, его некоторые условия менялись, но в целом основная часть его сохранилась до сих пор.

    Собственно говоря, Кайхогё – это не столько ритуал, сколько мощная психофизическая практика в рамках системы сюгендо, поскольку она представляет собой аналог обхода статуи Будды, только вместо статуи адепт сюгендо обходит несколько храмов, расположенных на священной горе Хиэй. Но, на самом деле, не все так просто. Особенностью этой практики в сюгендо является то, что протяженность пути, который следует пройти, равняется приблизительно 30 километрам, естественно, по достаточно сложной местности. Мало того, обход необходимо совершить несколько раз, за четко установленное время.

    Таким образом, в этой практике сюгендо изображение Будды заменяется горой, а молельня или храм — открытым небом. Все остальное остается таким же – обязательное внутреннее сосредоточение, медитативное состояние, полное осознавание, молитвы и так далее. В результате адепт сюгендо всем своим существом «усваивает» истину, что все есть Будда

     

    Модификации практики Кайхогё в сюгендо

    В сюгендо существуют различные модификации практики Кайхогё, заключающиеся в установленных границах времени. Самые популярные среди них две – обход в 100 или в 1000 дней (последний, фактически длится 3 года!!!) Естественно, на это отваживаются не многие, но те, кто проходит его, становятся мастерами сюгендо, ведь на этом пути адепт подвергается множеству испытаний и искушений. Обход не должен прерывать ни в снег, ни в дождь – вообще никогда. Разрешаются лишь совсем небольшие перерывы для отдыха. И если адепт сюгендо не укладывается в срок, то ритуал сюгендо Кайхогё считается не выполненным и надо начинать все сначала.

     

    Особенности практики Кайхогё в сюгендо

    Тот, кто выполняет практику Кайхогё, в сюгендо называется гёдзя (что в переводе значит «практикующий), но по-настоящему таковым он станет лишь тогда, когда выполнит 100 дневную Кайхогё.

    В самом начале ритуала Кайхогё адепт сюгендо получает от своего наставника тайное задание, которое ему необходимо переписать от руки. В тайное задание ученика сюгендо входят указания, какие места он должен посетить (с указанием точного маршрута следования), какие там повторять заклинания, молитвы и какие ритуалы выполнить, что делать во время самого пути, какие внутренние медитации практиковать постоянно.

    После этого адепт сюгендо отправляется намеченным маршрутом и тщательно его готовит – очищая тропы от завалов, слишком острых камней и таких, под которыми могут скрываться скорпионы и так далее. Это важно, поскольку условия выполнения Кайхогё в сюгендо и так сложные, тропы нелегкие, поэтому стоит хоть отчасти обезопасить себя.

    В день начала этой практики сюгендо, гёдзя надевает белую одежду, обувает на ноги специальные соломенные сандалии и берет с собой большой их запас. Считается что для выполнения 100 дневного Кайхогё адепту сюгендо необходимо около 80 пар этой обуви, поскольку она изнашивается буквально за пару дней.

    Также ученик сюгендо повязывает пояс веревкой смерти сидэ-но химэ и вешает на нее нож в ножнах гома-но кэн. Все это символизирует решимость гёдзя умереть во время ритуала, но не отступить перед трудностями. Учитывая этот факт, адепт сюгендо также кладет в специальную шляпу монетку. Согласно поверьям, она ему пригодится расплатиться с перевозчиком в потусторонний мир в том случае, если же он все-таки погибнет. В любом случае, все эти сложные приготовления и символы помогают ученику осознать, насколько серьезен путь сюгендо и насколько он должен быть полон решимости и мужественности, чтобы достигнуть поставленной цели. Таким образом, для сюгендо духовный путь не является светскими рассуждениями о «тайнах мироздания», а серьезной работой по трансформации себя.

    Сама по себе практика сюгендо Кайхогё начинается ровно в полночь. После часовой службы в зале Будды, гёдзя проглатывает 1-2 рисовых колобка или выпивает суп мисо и отправляется в свое паломничество.

    Итак, сложность данной практики сюгендо заключается еще в том, что на 30-километровом пути, есть множество точек (священные камни, деревья, молельни, могилы подвижников, статуи будд, ручьи, водопады, рощи и так далее), возле которых нужно совершать еще дополнительные мистические действия (сложить руки в определенную мудру, прочитать молитву или заклинания и прочее). И подход к каждой из таких точек тоже строго регламентирован по времени, а этих «точек» не 1-2, а не менее 250!!! Поэтому у адепта сюгендо не остается времени на досужие размышления, блуждание ума и просто мечты. Сложность горных троп и ограничение по времени заставляет его все время находиться практически в трансовом состоянии, в противном случае он действительно может умереть. Представьте, какие кардинальные изменения за это время происходят с адептом, поэтому сюгендо и называют путем героев, ибо слабый духом его просто не пройдет, поскольку мало просто «хотеть» духовности, в сюгендо надо стать самим духом, чтобы выполнить Кайхогё.

    Но и это еще не все!!! Во время своего паломничества, адепт сюгендо мало спит и мало ест. Так, совершив дневной круг, он возвращается в монастырь, чтобы еще выполнить службу в зале Будды, затем он трапезничает (ест  очень простую пищу), опять молится, спит всего несколько часов и опять отправляется в паломничество. И так день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем!

    Эта практика сюгендо — истинное испытание для духа, поскольку вначале, еще недостаточно четко зная маршрут, гёдзя часто сбивается с пути, поэтому должен торопиться, чтобы успеть к следующему святому месту, при этом никакая погода не считается оправданием, поэтому он идет в снег и дождь, в туман и мороз, следовательно, то постоянно мокрый, то обмороженный, то иссушенный жарой, то ослабленный сыростью. А это делает его путь реально рискованным. К этому стоит прибавить, что адепт сюгендо постоянно получает царапины, которые воспаляются, поэтому первый период адепт сюгендо проходит путь в постоянной лихорадке, с жуткой болью в мышцах и сухожилиях от постоянно хождения по горным тропам, мучаясь расстройством кишечника и так далее и тому подобное. А на лечение времени нет, поэтому ему приходится мобилизовать все скрытые ресурсы своего организма, которые «включатся», только если человек отличается духовной силой.

     

    Практика доири в сюгендо – испытание истинных героев

    Если кому-то практика Кайхогё кажется сложной и экстремальной, то он еще не знает сюгендо! Существует также практика доири, которая непосредственно ставит адепта перед лицом смерти. Причем в самом прямом смысле этого слова – шансы погибнуть у монаха сюгендо очень и очень высоки.

    Сама же по себе практика доири в сюгендо – это самая сложная часть 1000 практики Кайхогё, которая наступает после 700 дней с начала выполнения. Собственно, последние 300 дней и есть доири.

    Практика доири в сюгендо начинается с того, что ученик должен провести без еды, воды, сна и отдыха девять дней и это после 700 изнурительных дней Кайхогё! При этом адепт сюгендо должен повторить 100 000 раз мантру.

    На пятый день такой изнурительной практики наступает почти полное обезвоживание, поэтому монаху сюгендо позволяют прополоскать водой рот, но сплюнуть ее нужно всю до капли. Также разрешено выйти подышать горным воздухом и как-то смочить свою кожу влагой тумана или росы. Некоторые гёдзя вспоминали, что в этот период они ощущали, как физически уже могли впитывать кожей влагу дождя и росы, то есть могли поглощать влагу как растения!

    И, обратите внимание, весь период доири адепт сюгендо обязан сохранять правильную осанку и не спать!

    Когда ученые заинтересовались феноменом сюгендо, они провели ряд исследований и наблюдений и выяснили, что на финальных стадиях практики доири у адептов сюгендо обнаруживаются множество симптомов… трупов! Но, вместо того, чтобы умереть, под воздействием силы духа ученик сюгендо начинает преображение!

    По окончанию практики доири, адепт сюгендо приходит в монастырь Энряку-дзи, где ему присваивают почетное звание «Тогёман адзяри», что переводится как «Святой наставник суровой аскезы».

     

    «Сумасшедшие» марафоны адептов сюгендо

    Также в системе сюгендо есть практика, когда ученик в течение 100 дней каждый день пробегает примерно по 84 километра, на что в среднем уходит по 16-18 часов. Иногда эти «сумасшедшие» марафоны являются частью 1000 дневной практики сюгендо Кайхогё.

    Кстати, существует поверье, если кто-то застанет бегущего адепта сюгендо, то стоит хотя бы какую-то част пути пробежать с ним. И тогда на тебя перейдет доля его магической и духовной силы.

     

    Сюгендо и «аскеза воды» (мисоги и таки-сюгё)

    Еще одной легендарной экстремальной практикой сюгендо, широко известной во всем мире, стала аскеза воды — мисоги и таки-сюгё, которые впоследствии вошли в арсенал подготовки ниндзя.

    Суть практики сюгендо мисоги-хараи заключается в длительном, многочасовом пребывании в ледяной воде. Как правило, для усиления эффекта, данная практика осуществлялась в зимнее время. Она не только вызывала физические изменения в теле, но и способствовала развитию психоментальных способностей, так как во время выполнения мисоги-хараи адепту сюгендо необходимо было отождествлять себя с огнем, вызывая такой жар в теле, чтобы вокруг отшельника, погруженного в воду немного выше пояса, клубился пар!

    Мисоги-хараи – эта практика очищения, «смывающая» с человека всю негативную карму. Тут следует вспомнить, что для приверженцев сюгендо заболевания, злость, страх — все это «нечистоты», которые необходимо смыть.

    Таки-сюгё — еще одна разновидность аскезы воды, и внешне она похожа на мисоги, но в данном случае акцент делается на медитативном состоянии ученика.

    Как и в предыдущей практике, адепт сюгендо становится под водопадом, и поток воды с высоты нескольких метров падает на точку байхуэй (область макушки), активизируя тем самым духовные и ментальные энергию, что быстро приводит к прояснению сознания.

    Существует более щадящий вариант этой практики – ритуал сенсин-но-гё, который заключается в том, что адепту сюгендо на голову выливают несколько ведер ледяной воды.

    К аскезам воды также стоит отнести и практики стояние по пояс в холодной воде с одновременным чтением «искупительных» мантр.

     

    Сюгендо и «аскезы огня» (гома и хиватари-мацури)

    Каждый адпет сюгендо должен стать нечувствительным к холоду и жаре. И к последнему имеет прямое отношение аскеза огня, представленная двумя основными практиками — гома (возжигание священных костров) и хиватари-мацури (хождение по раскаленным углям).

    Практика гома – это медитация на огне. Во время медитации адепт сюгендо сжигает в огне свою «тьму». При этом он повторяет звук «ра», позволяющий ему войти в унисон с вибрациями огня и тем самым на самом глубоком уровне преобразить себя, то есть стать огнем, испепелить в себе все тленное и отрицательное. А когда все будет уничтожено, он возрождается огненным, то есть просветленным.

    Чаще всего ритуал гома проводят путем сжигания дощечек. Причем количество их достаточно большое – 8 000! Это в чем-то напоминает изнурительные ритуалы паломничества (Кайхогё). Только тут приверженец сюгендо сидит на месте, очень близко возле огня, и у него нет времени ни на сон, ни на отдых.

    Это очень серьезное испытание, которое могут пройти только истинные герои, те, кто твердо решил достичь просветления и обрести сверхспособности.

    Название практики хиватари-мацури можно перевести как «празднование переправы через огонь». Оно заключается в коллективном шествии адептов сюгендо по горящим углям.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела