СССР в поисках Шамбалы

    СССР в поисках Шамбалы

    СССР в поисках Шамбалы

    Тайны оккультного мира интересовали многие правительственные организации по всему миру, поэтому не удивительно, что даже в СССР были созданы специальные секретные институты по изучению всего, что связанно с эзотерикой вплоть до феномена НЛО. Но особенно советские спецслужбы, как, впрочем, и нацистские, манил к себе Тибет и, в частности, загадка Шамбалы.

     

    Первые искатели Шамбалы

    Интерес к Шамбале на территории бывшего СССР возник еще задолго до его возникновения, поскольку в дореволюционной России буйным цветом расцветали различные оккультные кружки, общества и ордена, подогреваемые увлечением книгами Папюса, Блаватской и многих других. Постепенно в «кипящем котле» очарования эзотерикой стали появляться личности, не только мечтавшие увидеть Шамбалу, но и предпринимающие для этого вполне конкретные шаги. И среди таких личностей следует выделить Александра Васильевича Барченко, Козлова и, конечно же, Николая Рериха.

     

    Несостоявшаяся экспедиция Барченко

    Александр Васильевич Барченко — яркий представитель «советского оккультизма», увлекался идеей найти остатки древних цивилизаций, и особенно его привлекал Тибет, поскольку он верил, что именно там находятся центры интеллектуальной культуры, сохранившие тайные знания доисторических эпох.

    Он сумел убедить в важности такой экспедиции молодое правительство, которое так же было заинтересовано в этом.

    Само же по себе мероприятие готовилось в строжайшем секрете, так как представители Советской власти надеялись установить контакт с духовными учителями Тибета с целью получения от них оккультной силы и тайных знаний управления массовым сознанием. То есть цели были те же самые, что и у нацистов.

    На реализацию этого проекта ОГПУ выделило огромное количество денег, и штат был тщательно подобран. В течение некоторого времени все участники усердно готовились к предстоящей экспедиции — изучали язык, осваивали верховую езду и получали специальный инструктаж. Но, к сожалению, всему этому не суждено было реализоваться из-за интриг внутри самого ОГПУ.

     

    Неудача Якова Блюмкина

    По одной из версий, экспедиция Барченко на Тибет не состоялась по вине Якова Блюмкина, указавшего на то, что Барченко, все-таки, был ученым, а не шпионом. А он сам, наоборот, отличался тем, что являлся специалистом по подрывной деятельности, с опытом работы на Востоке. В итоге, Блюмкин отправился на Тибет, но не в составе экспедиции, а персонально, под видом хромого дервиша. Но его одинокая экспедиция потерпела провал. Местные власти заподозрили в нем шпиона, когда «дервиш» почему-то в одном из городов зашел в почтовое отделение, чтобы отправить послание в Россию. В результате под конвоем британских властей (оккупировавших в то время Тибет) горе-исследователь Шамбалы был выдворен из страны.

    Необходимо отметить, что существует и другая версия этого же провала. Согласно ей, Блюмкин под видом буддийского монаха поехал в Тибет, где сопровождал экспедицию Николая Рериха.

    Но и в том, и другом случае, лично для него все закончилось печально.

     

    Экспедиция Козлова

    Следующая попытка отправить экспедицию на Тибет в поисках Шамбалы связана с именем П. К. Козлова (1863-1935) — учеником самого Н. М. Пржевальского.

    Выбор на Козлова пал не случайно, поскольку помимо успешной деятельности как ученого и путешественника, он также являлся одним из немногих экспертов по тибетским делам, который был также весьма уважаем правительством СССР, ибо в прежние годы дважды встречался с Далай-ламой и сумел завязать с ним дружеские доверительные отношения.

    И вот Козлову предстояло уже в достаточно почтенном возрасте (в шестьдесят лет!) возглавить экспедицию, целью которой было пройти в запретную для европейцев столицу Тибета Лхасу.  Такая экспедиция должна была состояться в 1923 году, но… опять ничего не получилось, все по той же причине — из-за внутриполитических интриг в самом ОГПУ.  А именно: поначалу к ней отнеслись как к несвоевременному проекту, а потом буквально в канун ее старта некоторым участникам экспедиции, без всяких объяснений, просто не выдали заграничные паспорта. Затем в экспедицию назначили «сверху» идеологического контролера.

    Но, как потом выяснилось, реальной причиной стал банальный донос на самого Козлова, в котором говорилось, что тот является бывшим полковником царской службы, поэтому доверять ему нельзя. И, мол, Козлов (ученый с мировым именем!) может просто сбежать с деньгами, выделенными ему Советской Властью. Да и вообще, он отправляется в Тибет «не столько для того, чтобы производить научные изыскания, сколько для ведения контрреволюционной агитации против России, не без содействия, может быть, англичан».

    Пока с этим разбирались – время шло. И когда уже 21 июля 1923 года наконец-то было дано разрешение на осуществление экспедиции, и ее участники двинулись в путь, вновь случились неприятности со стороны ОГПУ — из состава в срочном порядке были отозваны некоторые важные ее участники, что не прерывало самой экспедиции, но сводило ее научную ценность фактически к нулю.

    Затем делается все, чтобы экспедиция вообще не могла сдвинуться с места, а тем временем, продукты и припасы для животных подходили к концу. И в конечном итоге, после всех перипетий, экспедиция была фактически свернута.

     

    Семья Рерихов

    Наиболее успешная экспедиция СССР в поисках Шамбалы связана с именем Николая Константиновича  Рериха — выдающегося художника, писателя, археолога, мыслителя, путешественника, общественного деятеля и исследователя Тибета. А также с его супругой Елены Ивановны Рерих — создательницей философской системы Агни-йога.

    В пору их молодости вся творческая интеллигенция России увлекалась оккультными науками, теософией и особенно традициями Индии. Николай и Елена Рерих (в девичестве Шапошникова) не были исключением. Но в отличие от остальных, их интерес с годами не пропал, а наоборот окреп, и особенно это касалось Шамбалы.

     

    Не осуществленное путешествие

    Мечты юных исследователей и мистиков не были бесплотными, супруги много делали для того, что бы осуществить свои планы. Первоначально они сами хотели попасть в Индию, а оттуда в Тибет. Супруги много работали, стараясь приблизить заветный миг, но когда казалось, что вот-вот все получится, — ничего не вышло. Деньги, на которые они рассчитывали – не пришли. Разочарование было велико, но Рерихи не отчаялись. Николаю Рериху предложили турне с его картинами и лекциями по 29 городам Америки. Он принял предложение, чтобы таким образом набрать достаточную суму для путешествия.

     

    Под американским флагом

    Как ни старались Рерихи собрать деньги для экспедиции своими силами, у них ничего не получилось, нужной суммы не хватало. И тогда пришлось обратиться за помощью к Американскому правительству…

    И вот, в возрасте пятидесяти лет Николай Рерих, наконец-то, возглавил экспедицию на Тибет. И хоть она финансировалась не СССР, он, все равно считал ее «советской», поскольку мечтал все раскрытые тайны отдать молодому правительству. Сам он не принял революции, но надеялся, что коммунизм поможет огромному числу людей стать на духовный путь.

    В 1924 году, в сопровождении жены и их сын Юрия, закончившего к тому времени индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета, Рерихи двинулись в путь.

    Также в экспедиции участвовали Рябинин К. Н., много лет изучавшего тибетскую медицину, полковник Кордашевский Н. В. и другие энтузиасты.

    По мере продвижения экспедиции, ее участники проводили много этнографических исследований, посещали монастыри и памятники искусства, собирали коллекции минералов, растений и проводили много другой полевой работы.

     

    Неожиданный визит в Москву

    29 мая 1926 года трое Рерихов в сопровождение двух тибетцев перешли советскую границу в районе озера Зайсан. И уже 13 июня их неожиданно видят в Москве.

    Естественно, данный факт повлек за собой огромное количество разнообразных слухов и обвинений в том, что Рерихи продались большевикам.

    Что же на самом деле делал Николай Рерих в Москве, бросив на полдороге экспедицию своей мечты?

    В столице СССР Николай Константинович посетил высокопоставленных советских чиновников для того, чтобы, во-первых, получить разрешение властей на продолжение экспедиции на территории советского горного Алтая, а, во-вторых, передать советским властям приветственные письма от тибетских Учителей (Махатм) и маленький ящичек со священной землей из тех мест, оттуда был родом Будда Шакьямуни. А в записке, приложенной к этому дару, говорилось: «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина, — говорилось в одном из писем. — Примите привет наш».

    Но, как и следовало ожидать, бюрократы не уделили должного внимания этому акту внимания и приглашения в Тайну. Документы пролежали в архивах сорок лет, прежде чем были опубликованы!

    Но сам этот акт как раз и подтверждает, что Рерихи, действительно, воспринимали свою экспедицию как экспедицию СССР, а не США.

    Впоследствии, Рерих объяснял, что священная земля, переданная в дар, была своего рода «магнитом», притягивающим из пространства положительные энергии света. Таким образом, этот подарок содержал в себе Тайну, способную привести искренних путников в Шамбалу!!!

     

    Снова в экспедиции

    Вернувшись из Москвы, Рерих повел свою экспедицию дальше — в самое сердце Тибета.

    Идти было тяжело, участники терпели много лишений — помимо отсутствия элементарного комфорта, путешественники постоянно сталкивались с сильными дождями, наводнениями, песчаными бурями и камнепадами. Но, невзирая ни на что, в августе 1927 года экспедиция Рериха по тибетскому нагорью двинулся в сторону крепости Нагчу, после чего они собирались двигаться прямиком в Лхасу. Но туда их не пустили из-за бюрократической волокиты. Участникам путешествия пришлось остановиться буквально в нескольких шагах от заветной цели. Николай Рерих решил не отступать, а попытаться урегулировать вопрос.

     

    Вынужденное отступление

    Пока происходило разбирательство, участники экспедиции параллельно занимались исследовательской  деятельностью. В частности выясняли в монастырях и среди ученых лам, как найти путь в Шамбалу.

    Конечно, никто и ничего конкретного не говорил, но Николай Константинович был настойчив. Он всячески отклонял версии о том, что Шамбала — лишь символ духовного просветления и внутреннего мира.

    А тем временем тибетская зима делала свое дело – превращая быт путешественников в ад. Поэтому проведя много недель на пороге своей мечты, Рерихи были вынуждены отступить и вернуться назад в Индию.

     

    Новый виток

    Оставив Елену Рерих в Индии, Николай Константинович отправился в Америку, чтобы найти новые возможности для финансирования экспедиции в Шамбалу. Речи о сотрудничестве с СССР не было, поскольку она была заинтересована в том, чтобы направлять туда своих шпионов, а не поддерживать материально.

    Профинансировать экспедицию  вызвался министр земледелия США Генри Уоллес. По этой причине официальная задача перед исследователями была сформулирована, как сбор засухоустойчивых трав, предотвращающих эрозию почвы.

     

    Вторая экспедиция Рериха

    И снова, на этот раз в возрасте шестьдесяти одного года в 1935 году Николай Рерих повел свою вторую экспедицию в Тибет. Путь лежал из Маньчжурии к пустыне Гоби.

    Казалось, судьба, наконец-то улыбнулась Николаю Константиновичу, но.. из Америки поступило требование срочно сворачивать экспедицию и возвращаться назад, потому что один из его учеников (бизнесмен Луиса Хорша) не только украл деньги экспедиции, но и за одну ночь вывез почти все картины Рериха и ценные экспонаты, привезенные им из путешествий. Но мало того, он с помощью клеветы и доносов спровоцировал нездоровый интерес налоговой полиции к тибетской экспедиции своего учителя.

    Этот поступок, к сожалению, не только «убил» экспедицию, но и глубоко ранил Николая Константиновича.

    Рерих не стал спасать украденные картины, а вернувшись в Индию к своей супруге, основал исследовательский институт, занимавшийся вопросами Древнего Наследия Востока.

    Больше попыток организовать экспедицию в Шамбалу он не предпринимал. От чего проиграли не только США, но и СССР, а, может быть, и весь мир.

     

    Версия вместо эпилога

    Существует предположение, что сами супруги Рерихи все же достигли Шамбалы, что нашло отражение в его картинах и в книгах «Агни-йоги». Но это, как говориться, совсем другая история…

     

    © Алексей Корнеев

    Фильм «Тайны Шамбалы 1»

    Агарта — тайный город магов в Гималаях

    Тибетские пирамиды

    Тайны скрытых долин Тибета

    Тайны священной горы Кайлас

    Асгарта и Шамбала – обитель тайн
    Тайны кармы


    Вернуться к статьям раздела