Сад по фэн-шуй

    Сад по фэн-шуй

    Сад по фэн-шуй

    Общие сведения о взаимосвязи фэн-шуй и сада

    В китайской культуре комплекс дом-сад является наиболее полным воплощением принципов науки «ветра и воды», то есть фэн-шуй. В нем органично слились быт и художественный идеал китайцев, причем последнее играло очень важную роль. Недаром первых европейцев попавших на Восток, больше всего из экзотического великолепия впечатлили именно китайские сады, оказавшие впоследствии немалое влияние на все европейское садово-парковое искусство, настолько была высока их эстетическая сила. А все потому, что китайцы считали сад и фэн-шуй нераздельными понятием, поэтому их сады всегда выстраивались по принципам фэн-шуй.

    Китайский сад по фэн-шуй отличается не только от традиционных западных садов (подчиненных геометрической композиции), но даже и от своего «собрата» — японского сада, у которого минимализм возведен в ранг основополагающего фактора. Это, конечно, присуще и китайскому саду, садоводы также стремились сказать как можно больше, явив как можно меньше. Но в отличие от японского, он создан не для холодного созерцания, а для раскрытия в человеке его внутренней сути.

    Собственно говоря, в отношении сада фэн-шуй и является достижения этой гармонии. И хоть ни один из китайских садов не похож на другой, их объединяет важный принцип — соответствие композиции и декора сада ландшафту местности и природным свойствам материалов, что, и обуславливает индивидуальностью каждого сада. В фэн-шуй этот принцип называется соотнесением своих действий с «дыханием земли». Мастер фэн-шуй не изменяет мир, а помогает наиболее полно раскрыться «духу» той территории, на которой разбивается сад по фэн-шуй.

    Китайский классический сад и фэн-шуй

    Китайский сад по фэн-шуй — это вечное самообновление, непрерывная и изменчивая игра сил природы, проявляющихся в различных формах. Их созерцание должно помогать постичь «сути всех вещей». И на первом месте тут выступала красота, утонченность и изящество оформления.

    Еще одним отличием китайского сада по фэн-шуй является стремление не столько «подражать» природе, то есть создавать миниатюрные копии, сколько создавать бесчисленное множество символических миров. Поэтому, с точки зрения китайцев, сад — это место уединения, где человек погружается в глубины самого себя, познает истину, посредством созерцания красоты, воплощенной в растениях и камнях. Не зря древние знатоки садов и фэн-шуй рассматривали садовое пространство как совокупность мест, каждое из которых обладает самостоятельной эстетической ценностью. Например, известный литератор эпохи Мин, Чэнь Цзижу, упоминал о том, что в его саду имелось 16 прекрасных видов, а его современник, ученый Чжан Миньчжи, с гордостью отмечал, что в его саду можно насчитать 12 закрытых видов, 7 открытых видов и 6 миниатюрных видов. При этом каждый пейзажный фрагмент был самодостаточным и полностью исчерпывал взор.

    Традиционно в саду по фэн-шуй создавались уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Зимние пейзажи составлялись из сосен, слив и морозоустойчивых растений и цветов. Весной доминировали цветущие в эту пору вишни, жимолость, миндаль, ранние розы, фиалки, нарциссы и тому подобное. Летом превалировали яркие цветы и лиственные деревья (бук, платан, тунговое дерево). И, наконец, в осеннюю пору китайцы любовались в саду красотой пышных хризантем и благоуханием мандариновых деревьев. Все это должно было иллюстрировать изменчивость природы, мимолетность бытия, на фоне вечной игры инь и ян.

    Китайский классический сад по фэн-шуй никогда не рассматривался как нечто отдельное от дома. Он, скорее, был его естественным продолжением, по этой причине невозможно однозначно сказать, где же собственно заканчивается жилое строение и начинается сад. К примеру, некоторые комнаты в китайских домах, примыкавшие к основному корпусу, оставляли без крыши, чтобы высаживать в них деревья. В других случаях внутренние помещения использовались как галереи и павильоны, в которых хозяева и гости располагались для созерцания изысканных пейзажей.

    Такое отношение к саду не случайно, оно отражало еще один принцип Фэн-шуй — все едино, ибо только единое может быть гармоничным.

    Две линии развития сада по фэн-шуй

    Если заглянуть в отдаленное прошлое, можно довольно отчетливо проследить две основных линии развития искусства сада — императорский сад и сад ученого человека.

    Императорский сад по фэн-шуй

    Сад про фэн-шуй при дворцовом комплексе рассматривался как модель космоса (микрокосм) и считался одним и неотъемлемых атрибутов вселенской власти правителя, поэтому в нем старались максимально полно воплотить космологическую символику. Для этого в саду обязательно должно было присутствовать озеро с искусственной горой. Сочетание «гор» и «вод», напоминало о Мировой горе и Мировом океане — два символа мироздания. Согласно древнему преданию, мифические властители Китая держали в прудах своих парков двух драконов. Фигурки стражей, и поныне устанавливаемые у порога или в саду в защитных целях, явно восходят к этому обычаю, запечатленному в легендах.

    Дворцовые сады по фэн-шуй выполняли и магическую функцию. Сооружавшиеся «божественные горы» — обители бессмертных небожителей — засевали «волшебными» травами и грибами, на их вершинах устанавливали медные зеркала для сбора росы — нектара богов — и даже воздвигали бронзовые статуи небожителей. Все это делалось ради того, чтобы привлечь ко дворцу небесных покровителей, используя закон симпатической магии гласящий «подобное притягивается к подобному».

    Мастера фэн-шуй и по сей день, придерживаются мнения, что в саду обязательно должен присутствовать водоем и сооружения из камней.

    Сад по фэн-шуй для «ученого» человека

    Вторая линия развития садового искусства, также ориентированного на законы Фэн-шуй, возникла в какой-то мере как противовес роскоши дворцовых комплексов. Классический сад по фэн-шуй — это сад ученого человека — вырос из хозяйственного двора в усадьбах служилой знати. Естественно, он подчинялся несколько иным, более практичным принципам, и в нем совершенно не было необходимости, а зачастую и места, воссоздавать в подробностях космогонические модели, характерные для императорских парков.

    Основной акцент в таком саде по фэн-шуй сместился на естественные свойства вещей. Любовь к непритязательной красоте природы подкреплялась неприятием ученой элитой Китая роскошных и дорогостоящих парков. Так сад  стал владением ученого, и устроение сада по фэн-шуй вошло в быт образованных верхов общества, среди которых появляется множество утонченных знатоков садового искусства.

    Само устроение сада по фэн-шуй требовало свободного обдумывания, что само собой подразумевала ученость его владельца. К тому же, в этой сфере стало возможным  проявить свой уникальный вкус, воображение и мастерство. Появилась возможность воплотить эстетическую идею сада даже на крохотном участке земли и с минимальными затратами. Этому обстоятельству обязаны своим появлением сады с такими красноречивыми названиями как Сад с Горчичное Зерно, Сад Отдохновения или Сад в Полдесятины. Таким образом сад стал общедоступной частью быта, что укрепило связи садового искусства с жизненным укладом китайцев.

    Для ученой знати сад по фэн-шуй помогал обрести уединенный покой без выезда в малообитаемые места. Отшельничество, необходимое для плодотворной работы, означало не собственно образ жизни, а состояние духа, которое можно обрести в своем саду, где-нибудь в павильоне у пруда.

    В минскую эпоху создание садов превратилось в повальное увлечение ученой знати и верхов китайского общества. Сады по фэн-шуй стали средоточием культурной жизни, излюбленным местом игр, прогулок, музицирования, чтения, занятия живописью, ученых бесед, встреч литераторов и художников. Немало ученых людей пускались в дальние странствия с намерением посетить знаменитые сады и разгадать секрет их очарования, восславленного в литературных произведениях, картинах и легендах.

    Со временем обе эти линии перестали быть чем-то противоположным, тем более что в их формировании использовались одни и те же принципы Фэн-шуй. В результате многие атрибуты царских садов — искусственные горы, экзотические растения и камни — перекочевали в частные сады. И теперь, сад по фэн-шуй, представляет собой синтез обоих этих направлений, он не только приводит к гармонии различные сферы бытия, но и позволяет максимально проявить свою индивидуальность, развернуть свой внутренний мир вовне, чтобы увидеть его и постичь.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела