Разновидности кармы

    Разновидности кармы

    Разновидности кармы

    Если изучать феномен кармы более глубоко, не удовлетворяясь поверхностным знанием, то мы можем обнаружить, что во многих индийских и тибетских школах существует устоявшаяся классификация различных видов кармы, что поможет не только более объемно взглянуть на данное явление, но и даст шансы разобраться в собственном бытие, не ограничивающимся лишь нынешним воплощением.

     

    Три основных вида кармы

    Карму принято разделять на три вида:

     

    Саньчита-карма («накопленные действия») — сумма всех карм этой и прошлой жизни;

    Прарабдха-карма («начавшиеся действия») — часть саньчита-кармы, приносящая плоды и оформляющая события и условия текущей жизни, включая природу наших тел, личные склонности и привязанности;

    Криямана-карма («делаемое сейчас») — карма, которая создается и добавляется к саньчита-карме в этой жизни нашими мыслями, словами и действиями или во внутренних мирах в промежутке между жизнями.

     

    Для понимания этих трех аспектов кармы традиционно проводят аналогию с рисом, то есть каждый из аспектов кармы соотносится с одной из стадий развития этого растения.

     

    Саньчита-карма — рис, сжатый и засыпанный в амбар, ассоциируется с накопленными последствиями наших прошлых действий.

    Прарабдха-карма — очищенный от шелухи и обработанный специальными методами для употребления в пищу рис символизирует прошлые действия, придающие форму сегодняшним событиям.

    Криямана-карма — новый рис, в основном взятый из самого последнего урожая, сеют на поле. Это последствия текущих действий.

     

    Саньчита-карма

    Саньчита-карма создается в предыдущих воплощениях, это как бы суммарный итог всех поступков и действий в прошлом. Ее иногда еще называют скрытой кармой или «приостановленной», то есть не полностью реализованной в отдельно взятом воплощении. Это связано с тем, что некоторые кармические узлы не могут быть развязаны одновременно по разным причинам, поэтому часть «кармических семян» откладывается до следующего перерождения.

    Таким образом, не все то, что ушло из жизни человека, действительно «ушло». Любая проблема, напряженная ситуация, внутренний или внешний конфликт, вытесненный на периферию сознания, все равно остается в «кармическом багаже», правда, теперь кармический узелок затянется туже и развязать его будет сложнее.

     

    Прарабдха-карма

    Прарабдха-карма — зрелая и реализующаяся, то есть прошлая карма, чьи плоды пожинаются в настоящем. К таким кармическим плодам можно отнести жизненные условия, в которых рожден человек, его природные склонности, различного рода таланты и дарования, в некоторых случаях экстрасенсорные способности, неосознанные влечения и так далее.

    Данный вид кармы традиционно разделяют на два подвида – положительная и отрицательная. К первой относятся благоприятные условия рождения, ко второй — неблагоприятные. Но всегда нужно помнить, что подобное разделение относительное, как сказано в Библии: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль».

    Большинство мастеров в отношении прарабдха-кармы говорят, что ее невозможно отвратить, но всегда можно смягчить. И самый действенный способ — принимать все мудро и бесстрастно, и это позволит «истощить» кармические элементы, то есть лишит их энергии.

     

    Криямана-карма

    Криямана-карма — это действия и поступки, совершаемые в настоящем и создающие либо моментальную кармическую зависимость, определяющую поведение и привлекающую события в этой жизни, либо приплюсовывают кармические узелки к саньчита-карме, то есть формируют карму будущего воплощения.

    Можно сказать, что криямана-карма — область, где возможны самые радикальные изменения, территория, на которой человек может «маневрировать», меняя негативную карму на положительную или вовсе освобождаясь от нее. Это — самая «подвижная» карма, то есть податливая к трансформации.

    Именно в рамках криямана-кармы человек получает свободу совершать поступки по своему желанию, то есть совершать выбор, который может кардинально изменить судьбу не только в этом, но и последующих перевоплощениях.

     

    Самые трудные виды кармы

    В некоторых эзотерических школах карму принято разделять в соответствии с уровнем последствий того или иного поступка, и в первую очередь речь идет о тех действиях, которые «завязывают» такие узлы кармы, что их очень сложно искупить (развязать). Среди них особо выделяется пять «трудных карм»:

     

    1. Убийство отца.

    2. Убийство матери.

    3. Исторжение плода.

    4. Ранение будды.

    5. Раскол в духовной общине.

     

    Естественно, в каждой традиции этот список варьируется, но одно остается неизменным – лучше всего избегать тех поступков, которые на многие перевоплощения привязывают вас к колесу сансары.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела