Пророки Илия

    Пророки Илия

    Пророки Илия

    Пророк Илия в ветхозаветных преданиях — чудотворец, наделенный почти божественной властью. Он пророчествовал и предсказывал будущее от имени бога, исцелял смертельно больных и даже воскрешал мертвых, вызывал дождь, переходил Иордан по воде, как по суху, и карал нечестивцем небесным огнем. Этот пророк ревностно боролся с жрецами и израильскими царями, покровительствовавшими культу Баала. Илия всячески ратовал за то, чтобы народ израильский поклонялся лишь Яхве (само имя «Илия» означало: «Мой Бог Яхве»).

    Пророк Илия начинает действовать во времена израильского царя Ахава, прогневившего бога Яхве тем, что влиянием своей жены-финикиянки Иезавели стал служить Баалу, установив его жертвенник в Самарии — столице Израильского царства. Пророк предрекает царю засуху, которая может прекратиться только по его слову. Сам же он, по велению Яхве, скрывается у потока Хораф, утоляя из него жажду и получая пищу от ворон. Когда поток пересох, пророк Илия, следуя божьему приказу, направился в город Сарепту. У вдовы, приютившей его, чудесным образом не заканчивались мука и масло — так Яхве позаботился о своем пророке. Спустя три года пророк Илия предстал перед нечестивым царем Ахавом, чтобы пообещать ему дождь. Пророк собрал на горе Кармил множество народа и пригласил туда же 450 жрецов, служивших Баалу. Он предлагает им приготовить жертвенное животное и призвать своего бога, чтобы он принял жертву. Усилия жрецов остаются безответными, тогда как с жертвенника, установленного пророком Илией, Яхве поглотил и жертву, и воду, и дрова и даже камни. Тогда же все присутствующие пали ниц, признав Яхве богом, а пророк всех жрецов Ваала заколол у потока Киссон.                                                                                                          

    Спасаясь от преследований Иезавели, пророк Илия спасется бегством в пустыню и молит бога о смерти. Однако Яхве направляет его к горе Хорив, где является ему не в громовых тучах и небесном огне, а «в веянии ветра тихого» (3 книга Царств, 19, 11 — 12). После этого пророк возвращается к Ахаву. Узнав, что царь по совету своей жены нечестным путем отобрал виноградник у одного крестьянина, а самого его предал казни по ложному обвинению, пророк Илия призвал на голову правителя проклятие за невинную кровь. Он предрек Ахаву и его династии гибель, а также позорную смерть его жены-язычницы. Далее пророк Илия пророчествует о смерти Охозии, нового царя Израиля, который, заболев, послал вопрошать о своем будущем к жрецам Вельзевула, а не к пророкам Яхве.

    В день, когда Яхве захотел вознести пророка Илию на небо, перед пророком и сопровождавшим его Елисеем расступились воды Иордана. Огненная колесница в вихре унесла Илию на небо, а Елисей стал пророчествовать, приняв помазание от своего предшественника. Известно, что Елисей начинал изрекать пророчества под действием музыки — это черта, типичная для архаичных шаманских техник.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела