Пророки Древних иудеев

    Пророки Древних иудеев

    Пророки Древних иудеев

    Для обретения знаний о будущем евреи, как и другие семитские народы, широко практиковали разнообразные магические способы получения пророчеств, включая толкование сновидений, общение с духами умерших и гадание по жертвенным животным. В силу того, что древние евреи находились в окружении значительно более культурных народов, они многое заимствовали из их религиозных представлений, мифов и культов, в частности, израильтяне применяли многие мантические практики, бывшие в ходу у вавилонских и египетских прорицателей.

    Собственно, именно у древних евреев сложилось понятие «пророк» в его современном понимании — «вестник» или «глашатай». Ветхозаветные пророки были не столько ясновидящими, сколько народными ораторами и поэтами. Они обращались к людям нередко от лица божества с требованием полного переустройства жизни.

    Священное писание иудеев — Тора (Ветхий завет) включает в себя несколько пророческих книг, наиболее важным из которых считаются книги Исаии, Иеремии, и Иезекииля. Кроме них, в тексты Ветхого завета включены книги двенадцати так называемых «малых пророков» — Осии, Иоиля, Исаия, Амоса, Аввакума, Малахии и других.

    Обретение магических знаний

    В до-библейские времена, пока не установился монотеистический культ Яхве, иудеи следовали оргиастическим культам божеств плодородия. Когда же начал набирать силу монотеистический культ Яхве, то его правоверные последователи получали откровения непосредственно через божественную «одержимость», когда дух господень нисходил на избранного.

    В апокрифической «Книге Еноха» излагается совершенно иная легенда о том, как евреи получили тайную науку магии. Однажды ангелы так увлеклись красотой земных женщин, что преисполнились желанием быть с ними вместе. И тогда они сказали друг другу: «Пойдемте и выберем себе жен из земных женщин, и пусть они понесут от нас детей». Лишь один ангел Самуаз попытался их предостеречь от необдуманного поступка, но те уверили его, что в любом случае не станут раскаиваться в содеянном. И было этих ангелов число двести, и клялись они в этом на горе Армон. С тех пор она так и называется — Гора Клятвы. Ангелы спустились на землю и взяли себе в жены земных женщин. Их они обучили искусству колдовства и разнообразным тайным наукам. Один из ангелов, Акибеель открыл значения знамений, а Баркаиаль научил тайнам звезд.

    Придворные прорицатели и гадатели-язычники

    Как показывает история, при дворах правителей практически повсеместно обязательно находились прорицатели или пророки. Это были своего рода чиновники, не обычные, конечно, а знавшие магические способы получения прорицаний (в число последних входило умение толковать сны и знамения, а также искусство гадать с помощью зеркал или воды). Их обязанность заключалась в том, чтобы давать царю советы в необходимых случаях, прорицая будущее. Служба придворного пророка была трудной и небезопасной, ибо в тех случаях, когда царь, воспользовавшись его советом, попадал в тяжелое положение или терпел поражение, прорицатель подвергался наказанию вплоть до смертной казни.

    У евреев, ведших изначально образ жизни скотоводов-кочевников, правителей и, соответственно, придворных пророков в те времена еще не было. Разного рода гадатели и чародеи предоставляли свои услуги всем желающим. Однако впоследствии цари, поддерживавшие культ Яхве, изгнали их и объявили вне закона. При этом в ходу оставались так называемые узаконенные виды гаданий — по сновидениям, через урим и тумим (жребии для определения божьей воли, которые первосвященник носит в нагруднике) или через провидцев. Тем не менее, многие израильские правители отступали от Яхве, обращаясь к культам языческих богов и чародеям. В этом отношении показателен эпизод с царем Саулом. Потеряв расположение бога и убедившись в бесполезности узаконенных видов гаданий (отсутствие ответов обуславливалось тем, что Яхве отвернулся от Саула), он решается вызвать дух умершего пророка Самуила и обращается к некромантийке. Его пример типичен, поскольку в народе тенденция возврата к язычеству проявлялась с особой силой как раз во время бедствий — евреи искали защиты у старых богов, отступаясь от Яхве. В частности, спустя много лет после правления Саула царь Манассия восстановил многие языческие обычаи, в том числе и некромантию. Но его преемник, благочестивый царь Иосия, стремясь очистить народную веру и укрепить культ Яхве, снова отнес всех некромантов, ведьм и колдунов к разряду преступников.

    Пророческие дарования патриархов

    Патриархами в принято называть праотцов еврейского народа, которые еще до Моисея, первого «официального» пророка, способствовали установлению царства единого бога — Яхве.

    Авраам — родоначальник евреев, а также различных арабских племен, и в ветхозаветных преданиях он — первый избранник Яхве, заключивший с ним «завет» (союз). Авраам был уроженцем города Ура из южной Месопотамии и происходил из семьи ваятеля идолов. Едва родившись, он становится жертвой гонений со стороны царя Нимврода, устрашенного астрологическими предсказаниями (Нимврод пал от руки внука Авраама — Исава). За отказ поклониться идолам, Нимврод бросил Авраама в раскаленную печь, но его спас из огня Яхве. Всю свою последующую жизнь Авраам исполнял волю Яхве, неоднократно являвшегося ему. Таким образом, знанием своей судьбы и будущего Авраам всецело обязан божественным откровениям. В завершении его земного пути архангел Михаил явился к Аврааму по велению божьему, чтобы возвестить ему о наступлении смерти, но не смог. Архангел попросил послать какое-нибудь знамение, чтобы Авраам сам догадался о близкой смерти. Вещий сон видит его сын Исаак — с головы отца снято находившееся над ней солнце.

    Как повествуют библейские легенды, бог посылает вещие сны и Иакову, внуку Авраама. Опасаясь гнева своего брата-близнеца Исава, у которого он хитростью отнял право первородства, Иаков отправился в город Харран. По дороге, в месте, которое он потом назвал Вефиль («дом божий»), Иакову приснился вещий сон: лестница, стоящая на земле, касалась неба, и по ней поднимались и спускались ангелы Яхве. Сам же Яхве, стоящий на лестнице, предрекает Иакову обилие потомства (его двенадцать сыновей дали начало двенадцати коленам Израиля) и обещает свое покровительство (Бытие, 28, 12 — 19). В другом вещем сне бог открывает ему, каких животных взять себе, чтобы его стадо быстро возросло, а также велит возвращаться на родину, в Ханаан. Из Ханаана Иакову тоже приходится уйти по велению бога. Придя в Вефиль, он ставит там жертвенник Яхве, зарыв по пути идолов чужих богов, которых взяла с собой его жена Рахиль. В конце жизни Иакову предстоит отправиться в Египет, к своему сыну Иосифу, и снова бог является ему, чтобы пообещать свою поддержку и предречь мирную кончину на руках любимого сына.

    Иосиф, сын Иакова, отличался умением толковать самые запутанные сновидения, а кроме этого, он и сам часто видит пророческие сны. Будучи проданным в рабство в Египет, он сумел возвыситься там до титула царского везира, истолковав сон фараона, который не в силах были объяснить все царские жрецы и гадатели. Фараон сам попросил Иосифа, пребывавшего в заключении по ложному обвинению, объяснить тревоживший его сон — семь тощих, голодных коров съели семь тучных, а семь высохших колосьев пшеницы уничтожили семь хороших колосьев. Иосиф сказал, что сон этот — предупреждение: семь лет изобилия сменятся семью годами голода. Фараон дал ему экстраординарные полномочия, поставив над всей землей египетской, и нарек его почетным египетским именем Цефенат-панеах («говорит бог: да живет он»). В дальнейшем Иосиф сумел грамотно распорядиться запасами зерна, собрав огромные богатства на продаже хлеба.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела