Пророк Даниил

    Пророк Даниил

    Пророк Даниил

    Пророк Даниил ветхозаветный праведник и мудрец является автором канонической «Книги пророка Даниила», в которой запечатлены его видения и богатая событиями судьба. Даниил жил в эпоху вавилонского пленения израильтян, и вместе с тремя другими иудейскими юношами знатного происхождения был доставлен в Вавилон ко двору царя Навуходоносора. Там он, сообразно вавилонским обычаям, получил новое имя — Валтасар (вспомните дарование египетского имени Иосифу, находившемуся в услужении фараона). За то, что пророк Даниил при царском дворе вел очень скромный образ жизни и питался в соответствии с иудейскими предписаниями питания, Яхве наградил его не только мудростью, но умением толковать различные видения и сны. Именно этот дар и сыграл ключевую роль в легендарной биографии пророка.

    Подобно Иосифу, который был единственным, кто смог истолковать вещий сон фараона, пророк Даниил рассказывает и поясняет сон, приснившийся вавилонскому правителю Навуходоносору: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, животом и бедрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавший от горы камень разбил ноги истукана, после чего раздробилось и было развеяно ветром все остальное. Пророк Даниил толкует этот сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых — царство Божие — не разрушится вовеки. Пораженный царь поклоняется пророку Даниилу, признает Яхве богом богов и назначает праведника главным начальником над всеми вавилонскими мудрецами. Спустя некоторое время пророк истолковывает еще один вещий сон Навуходоносора, согласно которому царь будет отлучен от людей на семь лет и станет жить со зверями, питаясь травой, пока не постигнет величие Всевышнего.                                     

    Еще один эпизод «Книги пророка Даниила» повествует о том, как он разгадал таинственные письмена, появившиеся на стене во время последнего пира вавилонского царя Валтасара. На этом пиршестве гости пили из золотых сосудов, захваченных в иерусалимском храме, и восхваляли вавилонских богов. Надпись «Мене, мене, текел, упарсин» не могли истолковать придворные прорицатели и халдеи, и по совету царицы Валтасар обратился к пророку Даниилу. Пророк Даниил предрек скорую гибель царя и падение Вавилона под натиском персов и мидян (надпись расшифровывалась следующим образом: «мене» — исчислил бог твое царство и положил конец ему; «текел» — ты взвешен на весах и найден очень легким; «упарсин» — разделено царство твое и дано персам и мидянам (Книга пророка Даниила, 5, 26 — 28). Персидский правитель Дарий, захвативший Вавилон, оставил пророка Даниила при своем дворе, а также пророк застал царствование Кира.

    Вторая часть «Книги пророка Даниила» содержит апокалиптические видения и пророчество о приходе мессии: «с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится» (Книга пророка Даниила, 7, 13 — 14). Примите во внимание, что в древнееврейском подлиннике книги пророка Даниила говорится о   пришествии «мошиах ханогид» — мессии-богача, причем слово «ногид» можно понимать в переносном смысле — «сильный, богатырь». Эти слова относятся к некоему избраннику, помазаннику, и в них нет упоминания о конкретной личности Христа.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела