Перерождение и карма

    Перерождение и карма

    Перерождение и карма

    Понятие кармы восходит отчасти к архаичным представлениям о посмертной судьбе человека, который отправляется по «пути богов» или «по пути предков». И само это странствие обусловлено его поведением при жизни. Как же связаны между собой карма и перерождение и почем почти во всех культурах такое пристальное внимание уделялось тому, как человек живет и тому, что случиться с ним потом.

     

    Идея кармы и перерождения (реинкарнации)

    Идея кармы неотделима от теории реинкарнации. Иногда карму и реинкарнацию считают символами гораздо более тонкого космического процесса, чем это кажется из общепринятого и упрощенного употребления этих слов. Большинство людей, которые приняли доктрину реинкарнации и кармы как жизненную реальность, обходятся именно очевидным значением этих понятий, не усложняя их. Суть процесса реинкарнации сводится к периодическому явлению душ в среду физического мира, чтобы усвоить определенные уроки и подготовиться к высшему состоянию существования.

     

    Бог, человек, карма и перерождение

    Доктрина о перевоплощении решает этическую проблему отношения Бога с миром и человеком через каркмические взаимоотношения. Как часто думают, что управление Вселенной сводится к космическому вознаграждению за добродетель и наказанию за грех. Но на нашей сложной и хаотичной земле все не так. Мы видим доброго человека, раздавленного несчастьями, и процветающего злодея, вовсе не погибающего жалким образом. Если хороший человек не имеет достаточно удачи, это потому, что он негодяй, страдающий за свои преступления, совершенные в прошлой жизни, и внезапно начавший все сначала в лоне своей матери. Злой человек процветает и победоносно шагает по миру, то это благодаря его добродетели: видимо, в прошлой жизни он был святым, который затем внезапно обратился к культу греха. Уж не была ли его добродетель временным тщеславием? Все объяснилось, и все оправдано. Мы страдаем за свои грехи в другом теле, мы получаем вознаграждение в другом теле за наши добродетели в этой жизни — и так до бесконечности. Так в тексте «Панчатантра» говориться: Злое деяние следует за человеком, переходя через сто тысяч переселений». А в сутре «Нэханге» сказано: «Если вершить добро, имя твое запомнят небожители, имя злодея же запомнят в аду»

     

    Закон кармы

    Закон кармы предполагает, что жизнь — это непрерывный опыт, никоим образом не ограниченный одной инкарнацией в материальном мире. Он неотделим от того, что некоторые называют «законом благоприятной возможности», ставящим каждого из нас в условия, обеспечивающие верные духовные уроки, в которых мы нуждаемся, чтобы стать более богоподобными. Когда человек испытывает определенный вид проблемы или напряженную фазу жизни, он просто «встречает себя» — другими словами, ему приходится сталкиваться с тем опытом, который он создал в прошлом.

    Обычно мы забываем о том, что делали, а результаты этих действий настигают нас гораздо позднее. К тому времени мы уже не можем связать их с причинами. Совершенное нами подобно хищной птице, парящей в поднебесье, и потому не отбрасывающей тени. Затем она внезапно замечает добычу и камнем устремляется вниз, и чем ближе она к земле, тем отчетливее ее зловещая тень. Результаты наших действий часто заставляют себя ждать иногда на протяжении нескольких жизней, как о том говорится в одной поучительной истории из сборника «Нихон реики».

    В одном селении некогда проповедовал высокодобродетельный наставник. Послушать его проповеди приходили и монахи, и миряне. Приходила в храм и одна женщина с ребенком. Ребенок плакал и кричал, мешая слушать проповедь. Ему минуло уже десять лет, но он не умел ходить, все время плакал, кричал, пил молоко да ел. И вот в один момент проповедник приказал женщине бросить ребенка в реку. Прихожане замерли в недоумении, услышав такое от сострадательного святого. Женщина любила своего ребенка и ослушалась святого. На следующую проповедь она снова пришла со своим сыном, но и на этот раз святой отдал свой странный приказ. Обуреваемая сомнениями, но не в силах снова ослушаться, мать бросила своего отпрыска в реку. Тот тут же всплыл и принялся колотить руками и ногами по воде, злобно выкрикивая: «Какая жалость! А я хотел есть за твой счет еще три года!». Пораженная женщина обратилась к высокодобродетельному святому с просьбой объяснить происшедшее. Тот поведал собравшимся, что в прошлом рождении она взяла в займы и не смогла вернуть долг, поэтому заимодавец в этом перерождении оказался ее сыном, чтобы есть ее еду в счет долга.

    Поистине, проследить сложные кармические взаимосвязи и понять их во всей многоступенчатости способно лишь просветленное существо.

     

    Понимание перевоплощения (реинкарнации)

    Большинство людей, говоря о реинкарнации, понимают это так, будто есть нечто (душа, Эго), что вновь рождается и переходит из одной жизни в другую. Сторонники же буддизма утверждают, что непрерывность между жизнями обеспечивается не особой сущностью, а наиболее тонким уровнем сознания. Согласно буддийским воззрениям, последовательное существование в ряде повторных рождений нельзя сравнить с жемчужным ожерельем, где все жемчужины удерживаются вместе проходящей сквозь них нитью, «душой». Более приемлемое сравнение — столбик из игральных костей, поставленных друг на друга. Каждая из костей отдельна, но поддерживает ту, что стоит на ней и функционально с ней связана. Между этими костями нет личности, но есть обусловленность.

     

    Перерождение (реинкарнация) и расплата (воздаяние)

    Следует заметить, что теория реинкарнации принимает форму учения о воздаянии на более высоких степенях культуры. Согласно доктрине браманизма, добрые души способны принимать божественную природу, а злые, управляемые лишь страстями или погруженные в мрак зла, возрождаются в других людях или животных.

    Все сущности были созданы в начальной стадии и периодически реинкарнируют, чтобы усвоить фундаментальные духовные уроки: любовь, терпение, умеренность, равновесие, веру, преданность и так далее.

     

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела