Биография Падмасамбхавы

    Биография Падмасамбхавы

    Биография Падмасамбхавы

    Падмасамбхава — личность-легенда

    В Тибете Падмасамбхаву называют Гуру Римпоче, что переводится как «Драгоценный учитель». Его жизненный путь окружен таким ореолом легенд и преданий, что сложно отделить правду от вымысла.

    Падмасамбхаве приписывается подчинение местных божеств Тибета, невероятные успехи в йоге, различные сверхспособности вплоть до левитации. Он также считается автором многочисленных учений-терма, которые были оставлены им в потайных местах, а  обнаружены лишь сотни лет спустя.

    А самое главное, именно ему принадлежит честь создания традиции, существующей только в тибетском буддизме – нахождение реинкарнаций почитаемых священнослужителей.

     

    Кто такой Падмасамбхава и кем он был?

    Естественно, многие ученики и поклонники этого великого учителя, восхищенные его знаниями и мудростью, спрашивали, кто же он на самом деле – человек? Бог? Аватар? И однажды Падмасамбхава ответил: «Некоторые верят, что я появился в цветке лотоса, среди пыльцы в озере Дханакоша в Уддияне. Некоторые верят, что я родился принцем в тех краях. Другие верят, что я пришел со вспышкой молнии на вершине горы Намчак… Многообразны их убеждения, ибо я появлялся во множестве форм… Я пришел, как приходит в мир дождь, в бессчетных формах для тех, кто готов принять меня».

    Тем не менее, ответ самого мастера на самом деле ничего толком не разъясняет с точки зрения фактической истории. Поэтому исследователи его жизненного пути строят различные версии о том, кем был Падмасамбхава, и версии эти весьма разнообразны  — от сугубо исторических до мифологических.

    Есть предположение, что он — зерванитский маг, проповедовавший среди бонцев Тибета в VIII веке. А другие утверждают, что он был одним из воплощений будды Амитабхи.

     

    Истории рождения Падмасамбхавы

    Рождение Падмасамбхавы, как это обычно бывало с великими историческим личностями, очень быстро превратилось в легенду, поэтому рассказ о нем больше похож на сказку, чем на изложение фактов.

    Согласно преданию, некогда правило Уддияной царь Индрабодха. Все у него было хорошо, но одно угнетало владыку – отсутствие сыновей. Что только он ни делал, чтобы боги ниспослали ему наследника, какие только средства не испробовал – все тщетно. И вот однажды, путешествуя со своим советником вокруг озера, он вдруг обнаружил посреди водоема дитя, восседающего в центре прекрасного белоснежного лотоса.

    Естественно, явление малыша было воспринято владыкой как знак выше, поэтому он усыновил мальчика.

     

    Юный Падмасамбхава

    С юных лет Падмасамбхава рос в роскоши, но при этом не стал эгоистом или жестоким человеком, напротив, всегда старался помочь окружающим людям всем, чем мог. Но… его приемный отец очень рано предложил ему править своими владениями. Однако Падмасамбхава не хотел связывать свою судьбу с царской жизнью, поэтому попросил разрешения удалиться, но получив отказ, вынужден был прибегнуть к преступлению: во время игры «нечаянно» выпустил из рук трезубец и поразил насмерть сына одного из советников. За это царь приговорил его к изгнанию в кладбищенские земли.

     

    Падмасамбхава в изгнании на кладбищенских землях

    Когда царь-отчим изгнал Падмасамбхаву в кладбищенские земли, он не расстроился, а, наоборот, обрадовался, поскольку теперь получил возможность заниматься йогической и духовной практикой столько, сколько хотел. И в этом ему помогли две дакини (женские духи, носительницы тайных учений) — Укротительница Мары и Подательница Блаженства. Они стали первыми в огромной череде сверхъестественных существ, «сотрудничавших» с Падмасамбхавой.

     

    Магическая и йогическая практика Падмасамбхавы на острове

    Закончив обучение в кладбищенских землях, Падмасамбхава не стал унижаться и просить прощения у своего отчима, чтобы стать царем, а вместо этого решил продолжить совершенствовать свое йогическое искусство и развивать духовное начало. Для этого он вернулся в Уддияну, на остров посреди озера, где когда-то его нашли. И там со всей самоотверженностью он приступил к практике Тайной Мантры и изучению символического языка дакинь. В результате он не только повысил уровень своего йогического и магического мастерства, но  и подчинил себе всех дакини на острове. Затем, получив благословение Ваджрайогини, связал клятвой всех нагов (духов-змей) озер и духов земли.

     

    Падмасамбхава на пути ученичества

    После того, как Падмасамбхава закончил практику Тайной Мантры и своими магическим способностями подчинил себе духов острова, на котором он пребывал, его жаждущий знаний дух не остановился, а продолжил свой путь в поиске новых учителей.

    Падмасамбхава методично изучил все доступные ему сутры и тантры, а также получил посвящения от многочисленных учителей Индии. Все это не только дало ему внушительный багаж знаний, но и развило фантастическую способность к обучению, граничащую со сверхспособностью. Теперь он мог молниеносно освоить любое учение на самом глубоком уровне.

     

    Путь учителя

    И вот в какой-то момент Падмасамбхава понял, что пришло время делиться своими знаниями, и он приступил к проповедованию учения Дхармы. Он бродил по разным царствам, рассказывая людям о духовном пути и демонстрируя магические чудеса.

     

    Чудеса Падмасамбхавы

    Естественно, как всякий умный и духовный человек, он вызывал раздражение и зависть у тех, кто потакал своим низменным склонностям, поэтому ему нередко устраивали различные преграды на пути. Так, например, однажды, он был схвачен вместе со своей спутницей и отправлен на костер.

    Несчастных привязали к столбу и подожгли хворост. Поднялось пламя. Но, каково же было удивление палачей и собравшейся толпы, когда костер превратился в прохладное озеро, посередине которого учитель и его спутница восседали на лотосе.

     

    Новое прозвище Падмасамбхавы

    Падмасамбхаву называли не только Гуру Римпоче («Драгоценный учитель»), но и Падма Тотренг Цал («Могущественный Лотос с Ожерельем из Черепов»). Появление этого имени связано с еще одной историей о сожжении.

    В очередной раз, когда великого йога и его супругу поймали недоброжелатели и вновь попытались сжечь на костре, он применил свои магические способности и посреди пламени появился белоснежный лотос, на котором он восседал в ожерелье из черепов, символизирующих освобождение всех живых существ от сансары. Вот за это он и получил прозвище Падма Тотренг Цал.

     

     

    Решение Падмасамбхавы отправиться в Тибет

    Проповедуя учение, Падмасамбхава многократно вступал в диспуты и состязания с не-буддийскими учителями, священниками и магами, всегда одерживая над ними верх. Именно это и послужило поводом к приглашению Падмасамбхавы в Тибет, чтобы сломить сопротивление бонских священников, всячески препятствовавших распространению буддизма. 

    Идея привлечь для этой цели Падмасамбхаву принадлежала советнику царя Трисонг Децена — Шантракшите. Он справедливо рассудил, что победу над бон одержит тот, кто в равной мере владеет и магией, и буддийской доктриной, а Падмасамбхава достиг совершенства и в том, и в другом.

     

    Путь Падмасамбхавы в Тибет

    Легенды утверждают, что Гуру Ринпоче начал свой путь в Тибет от озера Ревалсар, которое в наши времена является местом паломничества буддистов.  Само же озеро обязано своим появлением чуду, сотворенному Падмасамбхавой: в очередной раз, оказавшись на костре по воле правителя одной из прилегающих к Тибету земель, он во время казни превратил огонь в воду, которая все прибывала и прибывала, в результате чего и образовалось озеро Ревалсар.

     

    Падмасамбхава в Тибете

    Когда Падмасамбхава приехал в Тибет, он не отправился прямо в столицу, а скитался по плато и долинам. Всех, кого встречал Падмасамбхава в тибетских землях,  включая магов, колдунов и шаманов, он покорял, вначале избегая их ловушек, а затем вручая нечто драгоценное, что нужно было оберегать. Под этим «драгоценным» подразумевалось некое духовное сокровище (терма), то есть знание о различных аспектах духовной практики.

    Одна из историй о «покорении» Падмасабхавой местных духов, рассказывает о его схватке с горной демоницей: когда Падмасамбхава пришел в замок Манг Юл, местная демоница Жанг Жунг Джамун решила, что она сможет уничтожить гуру между двумя каменными горами. Но он вырос до небес и покорил демоницу.

     

    Дхармапалы

    В Тибете Падмасамбхава активно проповедовал буддийское учение, обращая в него не только людей, но и духов, демонов и богов. Причем все они, впоследствии, становились ревностными сторонниками пути просветления или, как их называют в буддизме, дхармапалами («Защитники Учения»). Падмасамбхава обязал их защищать буддийское учение от недругов и искажений.             

     

    Первый монастырь Падмасамбхавы

    Первый буддийский монастырь Падмасамбхава строил подобно ветхозаветному Соломону, с активным привлечением к труду богов и демонов, причем, в первую очередь тех, что раньше мешали строительству. И в этом великому йогу очень помогало магическое искусство, которым он в совершенстве овладел в молодости.

     

    Начало просветительской деятельности Падмасамбхавы

    Как только завершилось строительство, и первые монахи получили посвящение, началась гигантская программа по переводу буддийских текстов. Конечно же, не все проходило гладко, приверженцы культа бон всячески препятствовали работе Падмасамбхавы, но он не унывал, а, напротив, старался максимально органично адаптировать одно учение к другому. Так возник реформированный бон, глубоко связанный со старейшей школой буддизма Ньингма, основание которой приписывают Падмасабхаве.                  

     

    Еше Цогьял и Падмасамбхава

    Слава Падмасамбхавы росла, и однажды сам царь Трисонг Децен обратился к нему с просьбой даровать ему посвящение в учение Ваджраяны. Великий учитель согласился, но в качестве испытания и проверки искренности стремлений, назначил ему годичный испытательный срок. В благодарность тот подарил Падмасамбхаве одну из своих жен — принцессу Еше Цогьял, которая впоследствии станет не только лучший его ученицей, не только постоянной спутницей мастера, но и не менее великой йогиней.

     

    Ученики Падмасамбхавы

    Невозможно точно сказать, сколько учеников в Тибете получили посвящение лично от Падмасамбхавы, но самыми известными из них являются двадцать пять первых учеников, двадцать пять промежуточных учеников и семнадцать и двадцать один последующий ученик. Среди учениц были двадцать пять дакинь и семь йогинь. Линии преемственности этих учеников сохраняются и по сей день.

     

    «Тайники» (терма) Падмасамбхавы

    Обладая пророческим даром, Падмасамбхава предполагал, что на его учение скоро будут гонения и на какое-то время оно потеряет множество приверженцев. Поэтому он оставил после себя огромное количество «тайников» (терма), в которых он излагал различные аспекты духовных знаний. Скрыть эти терма нужно было для того, чтобы не допустить уничтожения учений Тайной Мантры, избежать извращения Ваджраяны или ее искажения, сохранить благословения и принести благо будущим ученикам.

    Согласно тибетским преданиям, Падмасамбхава прятал свои тексты и прочие сокровища в скалах, горных потоках, деревьях и даже в небесах. В то же время он использовал свои сверхъестественные силы, чтобы скрыть несколько долин в Гималаях и других горных цепях, граничащих с Тибетом (самая известная из них — Кхембалунг). Подчинив местных божеств и обратив их в буддизм, он поместил долины и сокровища под их защиту. Туман, снежные барсы и другие естественные препятствия, закрывающие доступ к этим сокровенным местам, на самом деле — проявления этих божеств.

    Для каждого из «тайников» Падмасамбхава предсказал время открытия, человека, который его откроет, и тех избранных судьбой преемников, что продолжат передачу этих учений.

     

    Последние дни Падмасамбхава в Тибете и на земле

    Однажды Падмасамбхава объявил своим ученикам, что собирается покинуть Тибет, поскольку он уже выполнил тут свою миссию. И как они не пытались уговорить его остаться, решение учителя было непреклонным. Он дал каждому из них подробные наставления и отбыл через перевал Гунгтанг.

    Одна из легенд, найденных в терма, рассказывает, что Падмасамбхава улетел в южном направлении, оставляя в небе радужный след (достиг Радужного Тела).

    Другая легенда, также обнаруженная в терма, сообщает, что Падмасамбхава отправился в страну ракшасов верхом на льве в сопровождении многочисленных божеств, совершавших ему подношения. На вершине Медноцветной Горы на мифическом материке Чамара он освободил Ракша Тотрэнга, царя ракшасов, и принял его облик. После этого он чудесным образом создал дворец Лотосового Света, украшенный невиданными сокровищами, а также оставил по своему излученному двойнику на каждом из окружающих восьми островов. Гуру Римпоче пребывает дворце в окружении дакинь, среди которых — его преданная ученица и супруга Еше Цогьял. В будущем, когда в этот мир придет Будда Майтрея, Падмасамбхава проявится под именем Дроло Кундул и даст учения Тайной Мантры всем достойным людям.

     

    © Алексей Купрейчик

    Биография Карлоса Кастанеды

    Биография Ошо

    Биография Елены Блаватской

    Биография Алистера Кроули

    Биография Шивананды

    Биография Георгия Гурджиева

    Великие мистики мира
    Эзотерический календарь


    Вернуться к статьям раздела