Оккультные мифы о Луне. 3

    Оккультные мифы о Луне. 3

    Оккультные мифы о Луне. 3

    Люди издревле заметили, что луна и солнце сходны в том, что проходят через периоды «умирания» и «возрождения». Особенно это характерно прослеживалось у Луны, которая аж четыре раза кардинально меняла свой облик — от полого исчезновения, до частичного появления (вторая и четвертая лунные фазы) и наконец ее сияния — полнолуния.

    Наши далекие предки заворожено и с тревогой следили, как полная луна катится на убыль, как истончается и «худеет» ее лик, словно у измученного болезнью человека. А наибольшей таинственностью и страхом были окружены те несколько безлунных ночей, когда истаявшее светило вовсе не показывалось на небосклоне. Одна из выше упоминавшихся легенд объясняет отсутствие луны тем, что она на это время уходит в подземный мир. Появление молодого, обновленного месяца на небе возвращало уверенность в том, что космический закон не нарушился: ночное светило вновь вернулось из мира мертвых, обновленное и готовое снова набираться сил. Трехдневное отсутствие луны на небе, а затем новое появление сделали ее символом перехода от жизни к смерти и от смерти вновь к жизни. Этим и объясняется мифологическая веру в то, что фаза невидимости луны соответствует человеческой смерти и, как следствие, идею, что души умерших отправляются на луну.

    Более того, соотнося фазы луны с периодами человеческой жизни — рождение, юность, зрелость, старость, смерть — люди древности имели основание думать, что Луна является живым существом. Ведические тексты сохранили следующую историю о лунном боге Соме, объясняющую природу лунного цикла. Верховный бог Брахма назначил Сому властителем над планетами и звездами, над жрецами и растениями, над обрядами и благочестивыми обетами. Возгордившийся Сома вскорости позабыл о добродетели и похитил у Брихаспати его жену, красавицу Тару (Звезду). Он не внял советам и уговорам богов, пытавшихся отговорить его от дерзкого поступка и вернуть Тару, и тогда завязалась ссора между небожителями. На сторону Сомы  стал Шукра — наставник асуров и извечный соперник Брихаспати, а против них выступили боги во главе грозным повелителем молний Индрой. За прекрасную Тару разразилась такая жестокая битва, что Земля сотряслась до самого своего основания и в смятении воззвала к Брахме, моля положить предел ужасному сражению. Услышав молитвы Земли, Брахма вмешался и повелел Шукре, предводительствовавшему асурами, и Индре вождю богов, заключить мир. Но Индра между тем освободил Тару и вернул ее мужу.

    Итак, Тара осталась с Брихаспати, а Сома взял себе в жены двадцать семь прекрасных дочерей Дакши (двадцать семь созвездий ночного неба). Самой прелестной из них была Рохини, и именно ей стал оказывать предпочтение Сома, позабыв о других женах. Обиженные таким пренебрежением, остальные супруги обратились с жалобой к своему отцу. Дакша трижды пытался образумить Сому, и три раза тот давал обещание любить одинаково всех жен. Лунному богу так и не удалось разделить свою любовь поровну между всеми женами — его сердце всецело принадлежало прекрасной Рохини. И тогда разгневанный Дакша проклял Сому и наслал на него недуг: повелитель звезд стал чахнуть изо дня в день. Он все худел и худел, все бледнее становилось сияние Луны. Мрак все глубже окутывал землю по ночам, начали гибнуть и высыхать растения, а затем и многие животные. Чем больше чах Сома, тем сильнее истощались живые существа. Заметив зловещие перемены, встревоженные боги пришли к Соме, чтобы узнать причину его недуга. Повелитель звезд поведал им о проклятии своего тестя. Тогда боги направились к Дакше и стали просить снять проклятие с Сомы: ведь если умирает природа, то и сами боги, в конце концов, тоже могут погибнуть. Дакша согласился снять проклятие и пощадить Сому, но отныне он будет худеть каждый месяц в течение одной его половины и снова полнеть  течение другой. С тех пор Луна всякий раз убывает в течение темной половины месяца и прибывает в течение светлой половины.

    В тех же мифологических системах, где месяц выступал супругом богини Солнца и из-за чьих проступков расстроился небесный брак, постоянное изменение его формы связывается с раскаянием и сожалением о содеянном. Преисполненный печали, месяц иссыхает от тоски — уменьшается в своем объеме до тех пор, пока его не оживит надежда на будущее примирение. Тогда он начинает вырастать и потом, с новым приступом тоски, опять умаляется.

    Периодические смены фаз Луны также, по-видимому, были источником мифологических сюжетов о расчлененных богах (Загрее, Пенфее, Орфее, Актеоне и Озирисе) или о расчленении тела Первопредка в акте сотворения земли. Миф об Озирисе занимал центральное место в мифических представлениях древних египтян, и хотя прямых связей между Озирисом и упоминавшимися египетскими лунными божествами нет, существует определенное соотношение между гибелью и воскресением Озириса и сменой лунных фаз. В частности, по одной из версий мифа, Сет — злобный и завистливый бог пустынь — разрубил тело своего брата на 14 частей и разбросал эти части по всему Египту. 14 частей тела Озириса, которые впоследствии отыскала и предала земле Изида, соответствуют периоду убывающей луны, а воскресший Озирис, ставший главным судьей в загробном мире, символизирует возродившуюся луну.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела