Оккультные мифы о Луне. 2

    Оккультные мифы о Луне. 2

    Оккультные мифы о Луне. 2

    Во всех без исключения мифических системах два главных светила — луна и солнце — как правило, связываются узами родства. В уже упоминавшихся выше примерах встречаются родительские отношения между небесными телами, и луна с одинаковой частотой оказывается и родителем, и сыном солнца. Причем, как замечают исследователи, в более древних пластах мифов луна выступает старейшим божеством, дающим жизнь солнцу, таков, например, шумеро-аккадский Нанна. Даже и в более поздние периоды в семитских странах, в частности в доисламской Аравии, поклонение Луне преобладало над культом Солнца.

    Встречается ряд легенд, в которых солнце и луна являются близнецами или братьями, детьми одного божества. Здесь достаточно вспомнить древнегреческих Гелиоса и Селену, отпрысков титана Гипериона. По одной из версий, древнеегипетская богиня луны Тефнут и ее сестра Шу (воплощение солнечного начала) были близнецами.  

    Однако наибольшее распространение получил мотив супружеских взаимоотношений солнца и луны. В этих историях луна, а точнее месяц, чаще представляет мужское начало, что иллюстрирует, например, следующий шаманский мифический сюжет. Как-то раз месяц, живший на небе вместе со своей женой-солнцем, пошел на землю посмотреть, как живут люди. На земле за месяцем погналась Хоседэм (злобный дух в женском облике) и, спасаясь от преследования, он поспешил в свой чум. Однако месяц лишь наполовину успел войти, как Хоседем схватила его. Солнце ухватилось за одну половину месяца, а злая преследовательница изо всех сил тянула его в другую, пока не разорвали пополам. Солнце потом пыталось оживить месяц, оставшийся без левой половины и, как следствие,  без сердца. Оставив неудачные попытки, оно повелело месяцу, чтобы он светил ночью оставшейся у него половиной.

    Другое дошедшее до нас предание, принадлежащее балтийским народам, рассказывает о супружестве Солнца («божьей дочки») и неверного Месяца. Охладев к своей жене, он стал ухаживать за румяной Денницей (планета Венера). Разгневавшаяся богиня Солнце  выхватила меч и рассекла лик Месяца пополам (по другой версии это сделал сам громовержец Перкунас). С тех пор непрерывные изменения в объеме месяца стали напоминанием о его непостоянстве и неверности в любви.

    Надо заметить, что брак небесных супругов в большинстве мифов несчастливый, и для иллюстрации этого наблюдения можно привести еще одну историю, на этот раз германского происхождения. Солнце и месяц были женой и мужем, и пылкую богиню раздражало то, что супруг холоден с ней. Богиня Солнце однажды побилась об заклад со своим мужем: кто из них раньше проснется, тому достанется право светить днем, а лентяй пусть довольствуется темным временем суток. Рано утром Солнце осветило землю и разбудило сонного мужа. С той поры они расстались и светят поочередно. Оба сожалеют о своей разлуке и стараются опять сблизиться, но, сходясь во время солнечного затмения, они шлют друг другу упреки и вновь расстаются.

    В приведенной легенде появляется мотив соперничества двух небесных светил, который встречается и в сказаниях древних евреев. Недовольная своим слабым свечением, луна однажды обратилась к Всевышнему с просьбой уменьшить солнце, затмевавшее ее своим ослепительным сиянием. Мудрый Творец пояснил луне, что поскольку у нее был злой умысел против солнца, то ей теперь суждено стать меньше солнца и ее свет будет в шестьдесят раз слабее солнечного. Опечаленная луна с трудом смирилась с решением Всевышнего, который обнадежил ее, что когда-нибудь она будет снова большой, как солнце, и ее свет не будет уступать свету солнца.

    Хотя в сопернических стычках светил победа солнца воспринимается как нечто бесспорное, тем не менее, существуют мифологические системы, в которых превосходство признается за луной.  В частности, по представлениям индейцев северо-западного побережья Америки, более выраженная сила месяца по сравнению с солнцем сказывается уже в том, что он может появляться на небосводе и днем, и ночью. И даже более того: луна может затмевать солнце, а солнце ее затмить не может. Именно по этой причине солнечные затмения праздновались как победа месяца над солнцем. Лунные же затмения, наоборот, были печальными событиями, горестно оплакиваемые всем народом.

    О лунных циклах и затмениях речь еще пойдет немного позднее, а пока еще стоит упомянуть о том, что в более поздней геральдической символике солнце и луна стали знаками королевской власти и символом монаршей четы, воплощающей небесную пару в земном мире.

    Древним людям луна не казалась безжизненной, однако их фантазия населяла ночное светило необычными существами. Так, в представлениях китайцев заяц, который сидит на луне и чей облик угадывается в контурах лунных пятен, занят тем, что смешивает в ступке высоко над землей эликсир бессмертия.

    Другой китайский миф объясняет, откуда на луне появилась жаба: однажды разгневавшийся Небесный владыка изгнал из своего дворца на землю стрелка по имени И, а также и его жену Чанъэ, бывшую небесной феей. Стрелок И покорно принял волю владыки, тогда как его самолюбивая супруга никак не могла смириться с тем, что из небожительницы она превратилась в обычную смертную. Не в силах выносить непрерывные упреки жены, стрелок И отправился к владычице бессмертия Си-ванму, чтобы попросить у нее волшебного снадобья. Си-ванму подарила стрелку тыкву-горлянку с эликсиром бессмертия, и предупредила, что если средство выпьет один человек, он станет божеством и вернется на небо. Если же напиток разделят двое, то они обретут бессмертие, но останутся жить на земле. Вероломная Чанъэ, затосковав о своем прошлом небесной феи, тайком сама выпила все снадобье и оказалась в пустом и холодном лунном дворце. Вся ее красота померкла, и она превратилась жабу. Живя в одиночестве в лунном дворце, Чанъэ с тоской  и раскаяньем вспоминала о навеки потерянном семейном счастье. 

    В Древней Греции верили, что на луне обитают души умерших и на многих древних изображениях Ад обозначают при помощи убывающего месяца. В развитых культурах Индии, и впоследствии в Греции  Луну воспринимали как временное пристанище душ, где они проходят очищение. Вечно обновляющееся светило наводило мысль о тот, что и душа вернется на землю либо к солнцу обновленной, освобожденной от следов смерти и тлена.

    У большинства народов мира есть особые лунные мифы, объясняющие возникновение пятен на луне. Все астрономические достижения древности, естественно, не позволяли составить точное представление о том, какова же луна в действительности, что есть на ее поверхности и тому подобное. Однако даже невооруженным глазом заметно, что на луне, в отличие от солнца, есть какие-то затемнения. 

    В узоре пятен на лунном диске древние люди наиболее часто видели зайца или кролика. Здесь уместно вспомнить буддийскую легенду о зайце, прыгнувшем в огонь, чтобы дать пищу голодному Будде — поэтому заяц и поднялся на небеса, заняв почетное место на луне. Кстати сказать, зайцев или кроликов в различных народных традициях наиболее часто связывали с луной, например, в индейском племени алгонкинов лунного зайца считали сыном великого Маниту. Вероятно, заячий лунный символизм был подкреплен наблюдением за их играми при свете луны.

    В армянской мифологии встречается следующий сюжет о происхождении пятен на луне. Как-то раз молодой юноша по имени Лусин (воплощение луны) попросил у матери тесто. Рассерженная мать дала ему такую пощечину, от которой он взлетел на небо и до сих пор на лице Лусина видны следы теста.

    У других народов встречаются мнения, что лунные пятна — это жаба либо старик с вязанкой хвороста, водонос, «лунный человек» или, согласно африканским поверьям, это куски грязи, которыми ревнивое солнце забросало соперницу-луну (вспомните мотив соперничества между этими двумя небесными планетами).

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела