Оккультные мифы о Луне. 1

    Оккультные мифы о Луне. 1

    Оккультные мифы о Луне. 1

    Мифы о Луне мы встречаем во всех культурах, и вряд ли существует другое небесное тело, помимо солнца, о котором люди сложили бы так же много легенд и сказаний. Какими только именами человек не называл ночное светило — Сома, Чандра, Диана, Селена, Артемида, Куан-инь и так далее.

    Лунарные мифы получили распространение, по-видимому, еще в палеолите, когда человек уже не только подмечал некоторые природные и астрономические явления, но и пытался как-то их объяснять. Так еще на заре цивилизации, задолго до того, как сформировались первые культы солнечных божеств, в охотничьих сообществах Луну уже окружали почтением как верную помощницу. Для них лунный свет был залогом удачной ночной охоты.

    Луна в мифологических текстах выступает в разных ипостасях, то в роли доброго бога или богини, то, как злой демон и соперник Солнца. И хотя луна считается прежде всего символом женского начала, порой ее образ олицетворяли и боги-мужчины, особенно у кочевых и охотничьих народов.

    Возьмем для примера аккадского бога Луны Нанну (Наннар). Он приходился сыном могущественному Энлилю, хозяину природных сил и ветров. Когда Нанна поднимался на небеса к своему деду, праотцу всех богов Ану, созвездия следовали за ним, подобно пасущимся быкам. Его сыном был бог Солнца — Уту. Жители древнего Шумера считали, что первую половину суток мир находится под покровительством лунного бога Нанны, а вторую половину — его сиятельного сына Уту. Кстати сказать, именно с той поры вошло в правило отсчитывать сутки с полуночи, а не с восхода солнца.

    Великий ассиро-вавилонский бог Луны Син был повелителем календаря и человеческой судьбы. Он изображался в виде полумесяца с остриями, направленными вверх.

    Египетский бог Луны Хонс представлен на изображениях с головой сокола, увенчанной полумесяцем и лунным диском. Хонс был сыном Амона (воплощавшего солнечный диск) и богини неба Мут, он считался советчиком при лечении больных. Луну в Древнем Египте называли «серебряным Атоном», а иногда ее даже воспринимали как ночное «око Ра». В некоторых вариантах мифов лунным богом считали Тота — хранителя мудрости, счета и письма, магии и чародейства.

    В древнеиндийских священных текстах Луну обычно называют Сомой, а его отец — солнечный бог Сурья. Согласно «Вишну-пуране», именно Соме выпала честь распределить  божественный эликсир бессмертия — амриту — среди богов, людей, животных и растений.

    Луна также имела мужской облик в Японии, Океании, в германских регионах, а также в некоторых африканских и североамериканских племенах.

    Там, где Луна принимала женские черты, ее образ мог быть самым различным — от великих богинь-праматерей до жестоких и холодных защитниц девственности как, например, древнегреческая богиня луны и охоты Артемида. Ее преемницей в Древнем Рима стала Диана, первоначально бывшая второстепенной италийской богиней лесов. Артемида, а впоследствии и Диана, заимствовала некоторые черты лунного культа Селены — еще одной повелительницы ночного светила. Могущественная и мрачная Геката, покровительница чародейства, представляла Луну в траурных ритуалах.

    В зороастризме Мах — лунный ангел, владычица вод. В одной руке многорукая Мах держит веер (им она разгоняет демонов), в другой — зонтик, символ защиты, в третьей — лук со стрелами, в четвертой — зеркало. Четыре руки Мах связаны с четырьмя фазами Луны. Считалось, что Мах охраняет душу, когда та покидает тело человека во время сна.

    Индейцы северо-западного побережья Америки почитали Луну в качестве основного божества, управляющего стихиями, определяющего движение моря, насылающего гром и молнии. Эти народы верили, что на двое суток (во время новолуния) она отправляется в потусторонний мир, чтобы наказывать там мертвых преступников.

    В Древнем Перу луну называли Мамаквилла (Мать Луна) и считали матерью всего рода инков. Ей не приносили жертвы, как солнцу, однако богине отводились в храмовых комплексах отдельные покои, облицованные серебряными пластинами.

    В целом, лунные боги наделялись преимущественно положительными чертами, однако в древних мифологических системах, в частности шаманских верованиях народов Сибири, с Луной связываются враждебные сущности — кэле. Да и саму Луну шаманы чаще всего рисовали на темной стороне своего бубна, слева от Мирового дерева.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела