Мифы и легенды о жемчуге

    Мифы и легенды о жемчуге

    Мифы и легенды о жемчуге

    В силу того, что жемчуг известен человеку с незапамятных времен, поэтому неудивительно, что и легенды о жемчуге также очень древние и существует практически у всех народов, знавших этот минерал.

    Первые легенды о жемчуге мы встречаем в древнейших индийских священных книгах, которые говорят о том, что жемчуг высоко ценился уже  тысячи лет назад.

    Термин «жемчуг» происходит от китайского «чжень-джу», но в каждой стране его называли по- своему. Арабам он известен под именем «зеньчуг», индийцам — как «маньяра», славянам — как «перл», а грекам —  как «маргарит».

    В древнегреческих легендах о жемчуге он фигурирует как символ родившейся из морской пены Афродиты.

    Существует множество легенд о жемчуге, рассказывающих о его происхождении, одну из них в своей поэме «Малавика и Агнимитра» излагает индийский поэт Калидаса: «Когда первые дождевые капли ударяются о поверхность моря, из его синих глубин медленно поднимаются раковины-жемчужины. Они раскрывают свои перламутровые ладони и ловят одну дождевую каплю и затем медленно опускаются на дно. В темноте моря, под шорох песка и плеск волн дождевая капля и превращается в ни с чем не сравнимый жемчуг...».

    Существует и другая легенда о жемчуге, изложенная в древнем минералогическом сочинении «Ратнапарикша», где говорится, что жемчужины произошли от слона, облака, кабана, рыбы, змеи и устрицы.

    Согласно же китайской версии легенды о жемчуге – этот минерал появился после того, как  моллюски оплодотворяются грозой (громом), и потом при свете Луны в них вырастают жемчужины.

    Кстати, в Китае жемчужина служила отличительным знаком высокопоставленной должности. Человек, обладавший высокой властью, носил жемчужину на головном уборе, похожем на шапочку-дыньку.

    В японской легенде о жемчуге  говорится, что жемчужины были изготовлены богом Таманоя и имеют форму глаз.

    Согласно славянским легендам о жемчуге, не всякая капля воды, попавшая в створки распахнутых раковин, могла стать жемчужиной, а только та, которая стекла с венчика лотоса или кувшинки.

    Существуют и христианские легенды о жемчуге, в частности в одной из них говорится: «Есть моллюск в море, который зовется пурпурный моллюск. Он поднимается со дна морского... открывает рот и пьет небесную росу и лучи Солнца, Луны и звезд и таким образом создает жемчужину из высших источников света... Две створки раковины моллюсков сопоставимы с Ветхим и Новым заветом, жемчужина — с нашим Спасителем Иисусом Христом. Другие моллюски в Красном море находятся вблизи от берега, все с открытым ртом, чтобы в него входило что-либо съедобное... Когда, что бывает там часто, разражается гроза, сила молнии проникает в нутро моллюска, который пугается и захлопывает створки... Он удерживает молнию в себе. Она вращается вокруг глазных яблок моллюска и этим вращением делает глаза жемчужными. Моллюск печально погибает, но жемчужины светятся в Красном море... Божественная молния с неба вошла в совершенно невинный моллюск — Божью родительницу Марию, и из нее произошла самая драгоценная жемчужина, как написано: Она родила Жемчужину, Христа, из божественной молнии».

    Вообще, надо сказать, символ жемчужины в мистическом христианстве встречается довольно часто. Например, в «Евангелии от Матфея» мы читаем: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими...». А согласно Откровению Иоанна Богослова, ворота небесного Иерусалима состоят из жемчужин.

    Согласно множеству легенд о жемчуге, он обладает высоким уровнем духовной силы и воздействием на дух человека, поэтому в эзотерических традициях жемчуг выступает символом духовного просветления, превращения обычного человека в «короля Духа». Например, в одном из произведений ранних христианских мистиков излагается история о ребенке, который отправился в Египет, чтобы достать жемчужину из глубокого колодца, охраняемого страшным и свирепым драконом. Но, отведав экзотичные яства этой сказочной страны, он забывает о цели своих поисков, пока ему о ней не напоминает письмо, доставленное орлом. И тогда ребенок сражается с драконом и побеждает его, после чего достает из колодца жемчужину. В данном случае орел символизирует тайное мистическое учение, открывающее человеку глаза на истинную реальность, а жемчужина является олицетворением  просветления, достижения Божественного Плана.

    Армянский историк XVII века Аракел Таврижеци образование жемчуга представлял так: «Жемчужные устрицы, подобно рыбам, мечут семя в море, отчего происходит и перламутр. Когда в мае идут дожди, устрицы выплывают на поверхность и греются, а на ночь снова отправляются в море. Так они делают до сорока дней, и тогда только образуются жемчужины».

    О том, почему же жемчуг так трудно добывать, повествует филиппинская легенда о жемчуге: раньше раковины располагались на поверхности рифов, и любой мог достать их без труда. И вот однажды, обуреваемые жадностью, вожди племен решили собрать весь жемчуг, но вместо этого они поссорились из-за того, что не могли поделить между собой сокровища. Вожди повели племена в бой и началось кровопролитие. Увидев это, раковины ушли на дно. С тех пор, чтобы взять жемчуг, за ними нужно глубоко нырять.

    Существовали легенды о жемчуге, в которых говорилось, что он помогает душе в ее загробных странствиях, поэтому в древние времена в некоторых культурах жемчужину клали в рот умершим в качестве платы загробному перевозчику, переправляющему души в мир мертвых.

    У мусульман жемчужина служит символом неба, поскольку в их легендах о жемчуге говорилось, что что блаженные пребывают заключенными в жемчужины, каждый со своей гурией. Они также верят, что жемчужина есть продукт «свадьбы» двух стихий —  огня и воды. Поэтому в легендах о жемчуге она нередко отождествляется с человеческой душой.

    Очень любили жемчуг в Центральной Америке, где им украшали не только стати, но даже стены и потолки храмов.

    В Древней Руси жемчуг был одним из самых популярных украшений. Им отделывали не только одежды государя, князей, бояр и священников, церковную утварь, царскую и боярскую посуду, но и наряды простых граждан.

    На Севере России существовала легенда о жемчуге, в которой говорилось о том, что жемчуг появляется только в тех реках, куда заходит царская рыба — семга. Верили, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Семга, несколько лет плавая в море, носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии нежно-розовая, иссиня-черная, золотистая или темно-серая жемчужина.

    Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость.

    В старинных русских сказах и былинах скатный жемчуг упоминается часто. Так, Илья Муромец, желая задобрить злого царя Калина, подносит ему «полную миску чиста серебра, другую — красна золота, третью — скатного жемчуга».

    Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. Примером тому может служить крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом, дарованный в 1562 году Иваном Грозным Соловецкому монастырю. Кстати, мантия и шапка этого царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех.

    В России добычей жемчуга занимались в основном монастыри, а также частные лица. Но в 1712 году был издан указ о запрещении добычи жемчуга частными лицами. Правда, ожидаемого результата это не принесло и добычу вновь разрешили, но ввели правило — сдавать в казну наиболее крупные и чистые жемчужины. Но, к сожалению, из-за того, что ради нескольких жемчужин вылавливали и уничтожали сотни моллюсков, запас жемчужных раковин истощился, что, естественно, привело почти к полному прекращению их промысла к концу XVIII в. Особенно богаты жемчугом в то время были реки Терского берега Кольского полуострова, в частности, река Муна, давшая много жемчуга высокого качества.

    Со временем в России широкое распространение получило жемчужное шитье. Богатая коллекция подобных изделий хранится в Оружейной палате: это шитье жемчугом оплечья — широкие поднятые воротники, фелони — одежды священников XVII века. На оплечье фелони (вклада Екатерины II) шитье выполнено разноцветным жемчугом (вторая половина XVIII века).

    Богато украшены и саккосы — также из облачения духовенства. Для патриарха Никона в 1563 году был сделан саккос с изображением креста на груди, украшенный жемчугом, бирюзой и шпинелью. Но лучшим произведением жемчужного шитья XVII века считается палица из облачения митрополита Фотия, на которой золотой нитью вышит многофигурный орнамент, вписанный в круг. Контуры всех предметов, фигур и сам круг обнизаны жемчугом.

    Жемчуг любили многие правители. Из истории известно, что жена императора Калигулы носила жемчужное ожерелье, а сами римские императоры предпочитали украшать жемчугом не только одежду, но также обувь, мебель и другие предметы.

    Император Аврелий украсил жемчугом диадему, которая, став короной, усложнилась целым рядом подвесок, спускавшихся над ушами и унизанных жемчугом и драгоценными камнями.

    В короне шахиншахов Ирана дома Пехлеви насчитывается 369 жемчужин.

    Любили жемчуг и западноевропейские монархи. Мария Медичи на крещение будущего короля — сына Людовика XIII — надела платье, украшенное 3000 алмазов и тридцатью тысячами маленьких жемчужин.

    Самой дорогой в мире считается жемчужина «Ля Режант» — яйцеобразной формы, массой 15,13 грамма из собрания французской короны, которая в 1988 году на аукционе Кристи в Женеве была продана за 864 300 долларов США.

    Другая известная жемчужина, состоящая из девяти сросшихся в виде креста крупных жемчужин, называется «Большой Южный Крест». Она была обнаружена в раковине жемчужной устрицы, выловленной в 1886 году у побережья Западной Австралии.

    Не меньший интерес представляет и белая жемчужина «Пеллегрина», имеющая совершенную сферическую форму. Сферичность ее настолько идеальна, что она скатывалась с любой плоскости при малейшем наклоне, за что и получила название «Пеллегрина», что означает «путешественница». Масса жемчужины составляет 111,5 жемчужного грана. Некогда она принадлежала монашескому братству святого Зосимы в Москве.

    В государственном Эрмитаже хранится подвеска «Жемчужный лебедь», где тело птицы состоит из жемчужины длиной более двух сантиметров, а шея, крылья и хвост сделаны из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Фигура на золотой цепочке подвешена к розетке, украшенной белой эмалевой гвоздикой с сердцевиной из темно-красного альмандина. Оправа жемчужины снизу покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, напоминающей гладь вод, по которой плывет грациозная птица.

    В Персидской галерее Лувра в Париже есть жемчужное ожерелье, найденное в бронзовом саркофаге в Сузах — зимней резиденции персидских царей. Это ожерелье, сделанное в IV веке до н.э., а возможно, и раньше, не просто украшение, а амулет.

    Однако самой большой в мире жемчужиной считается «Жемчужина Аллаха». В 1934 году ее извлекли из гигантской тридакны массой более 300 килограммов, пойманной у берегов Филиппинских островов в Южно-Китайском море. Внутри тридакны была жемчужина массой 6,5 килограмма. Но история ныряльщика, который ее обнаружил, трагична: гигантская тридакна зажала своими створками его руку, и он не смог всплыть на поверхность.

     

    © Святослав Горский

    Читать также:

    Мифы и легенды об ониксе

    Мифы и легенды о нефрите

    Мифы и легенды о кварце

    Мифы и легенды об изумруде



    Вернуться к статьям раздела