Русские легенды о яшме утверждают, что некогда существовал крылатый змей, имевшем птичий клюв, два хобота, а в голове у него находился маленький камешек - его и называли яшма. А точнее, постарославянски это звучало, как «яспис». Нередко в славянской традиции яшму называли аспид. Вот что об этом минерале говорится в «Книге, глаголемой прохладный ветроград» (XVII век): «Аспид — есть камень многими и различными цветы бывает, а из них лучше и сильнее светло-зеленый. /…/ Того камени крест кто носит на себе, сохраняет того человека от потопления в воде. Такоже кто его носит на себе в чистоте пребывает; трясавичное биение уймет и водоточную болезнь изгонит. Тот же камень помощен женам во время рожения их и всякое ночное и стенное нахождение отгоняет и от соблазнства охраняет. Тот же камень утробу кроваву уймет и у жен лишнее течение менстрово заключает, и разуму острость подает, а коли тот камень обделан серебром, тогда силою исполнен есть».
Но, кроме этой легенды о яшме, существуют и другие теории о происхождении этого минерала и версии появления его названию так, некоторые ученые склонны считать, что название этого минерала происходит от греческого слова «ятро», что в переводе значит «лечу», но есть и те, которые связывают его с китайским словом — «ю-ши», персидскими «иашм» и «яшп» или ассирийским «ашпу».
Надо сказать, что в древней литературе понятие «яшма» имело собирательный характер. Все твердые, пестроокрашенные камни назывались яшмами, в том числе и нефрит, вулканические породы — порфиры, роговики, кремни и другие. И только в XIX веке собственно яшмой стали называть хорошо полирующиеся твердые кремнистые горные породы.
Яшма известна человеку еще с эпохи палеолита, собственно, как и легенды о яшме, раскрывающие его магические особенности. Первоначально яшму добывали с поверхности земли. В то время из нее делали оружие и инструменты. Только позднее из яшмы стали вытачивать различные украшения и талисманы.
В Древнем Египте из яшмы изготовляли печати в виде цилиндров, позже — геммы и амулеты, что указывает на то, что древние египтяне в своих легендах о яшме отмечали ее оккультные защитные свойства.
Библия относит яшму к числу 12 священных камней, украшающих облачение первосвященника.
Особой популярностью, сравнимой разве что с нефритом, яшма пользовалась в Древнем Китае. Тонкий, просвечивающий (тем самым якобы раскрывающий свою внутреннюю суть) яшмовый диск с отверстием посередине был эмблемой княжеского и царского достоинства, скипетром, символизирующим небо и дарующим власть. Это связано с тем, что в китайских легендах о яшме говориться, что она обладает силой, которая позволяет управлять желаниями людей. А также легенды о яшме указывали на то, что она имеет прямое отношение к миру магии, и способно усиливать любую другую астральную энергию. Поэтому из яшмы делали ритуальные топоры, алебарды, различные служебные регалии, украшения и даже человеческие маски. Позднее появились яшмовые подвески (деталь парадной одежды древнекитайской знати), издававшие при движении мелодичный звон. Обязательной принадлежностью китайского императора и его сановников была вырезанная из яшмы печать.
Также в некоторых легендах о яшме говориться, что она облает мистическим свойством исцелять и возвращать к жизни, поэтому кусочек яшмы в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Кроме того, одежду покойного скрепляли яшмовыми застежками в виде драконов или рыб.
Большое значение китайцы уделяли цвету яшмы. Самой ценной считалась белая яшма. Только император мог пользоваться предметами из белой яшмы.
В последующие столетия яшма стала служить материалом для изготовления самых разных предметов личного и домашнего обихода — от настольных экранов и пейзажных композиций до кубков и статуэток богов.
В странах Западной Европы в качестве поделочного камня яшма стала использоваться только в XV-XVI веках.
Первое свидетельство о зеленоватой русской яшме, добытой на реке Аргунь в Забайкалье, относится к 1717 г. Но повышенный интерес к минералу в России появился только после того, как царь Петр I во время строительства Петербурга направил «рудознатцев» за яшмой на Урал и в Сибирь.
Яшма использовалась и при строительных работах в Царскосельском дворце под Петербургом, где ею были облицованы так называемые агатовые комнаты, из которых одна была отделана яшмой, а вторая — «мясным агатом». Для яшмовой комнаты использовался темно-малиновый ленточный самоцвет, а для агатовой – красный. Двери же комнат инкрустированы зеленой и красной яшмой.
Яшму также применяли и для создания мозаичных полов в Благовещенском соборе Московского Кремля, Китайском дворце города Ломоносова под Петербургом и в Гатчинском дворце.
Еще одним интересным и великолепным изделием из зеленовато-серой яшмы является чаша, прозванная «Царицей ваз». Монолит для нее был добыт в 1820 году, на создание вазы потребовалось 23 года. Сейчас «Царица», имеющая 5 метров в длину, 3,2 метра в ширину и 2,6 метра в высоту, хранится в Эрмитаже.
© Святослав Горский
Читать также:
Copyright © 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.