Мифы и легенды о яшме

    Мифы и легенды о яшме

    Мифы и легенды о яшме

    Русские легенды о яшме утверждают, что некогда существовал крылатый змей, имевшем птичий клюв, два хобота, а в голове у него находился маленький камешек  - его и называли яшма. А точнее, постарославянски это звучало, как «яспис». Нередко в славянской традиции яшму называли аспид. Вот что об этом минерале говорится в «Книге, глаголемой прохладный ветроград» (XVII век): «Аспид — есть камень многими и различными цветы бывает, а из них лучше и сильнее светло-зеленый. /…/ Того камени крест кто носит на себе, сохраняет того человека от потопления в воде. Такоже кто его носит на себе в чистоте пребывает; трясавичное биение уймет и водоточную болезнь изгонит. Тот же камень помощен женам во время рожения их и всякое ночное и стенное нахождение отгоняет и от соблазнства охраняет. Тот же камень утробу  кроваву уймет и у жен лишнее течение менстрово заключает, и разуму острость подает, а коли тот камень обделан серебром, тогда силою исполнен есть».

    Но, кроме этой легенды о яшме, существуют и другие теории о происхождении этого минерала и версии появления его названию так, некоторые ученые склонны считать, что название этого минерала происходит от греческого слова «ятро», что в переводе значит «лечу», но есть и те, которые связывают его с китайским словом — «ю-ши», персидскими «иашм» и «яшп» или ассирийским «ашпу».

    Надо сказать, что в древней литературе понятие «яшма» имело собирательный характер. Все твердые, пестроокрашенные камни назывались яшмами, в том числе и нефрит, вулканические породы — порфиры, роговики, кремни и другие. И только в XIX веке собственно яшмой стали называть хорошо полирующиеся твердые кремнистые горные породы.

    Яшма известна человеку еще с эпохи палеолита, собственно, как и легенды о яшме, раскрывающие его магические особенности. Первоначально яшму добывали с поверхности земли. В то время из нее делали оружие и инструменты. Только позднее из яшмы стали вытачивать различные украшения и талисманы.

    В Древнем Египте из яшмы изготовляли печати в виде цилиндров, позже — геммы и амулеты, что указывает на то, что древние египтяне в своих легендах о яшме отмечали ее оккультные защитные свойства.

    Библия относит яшму к числу 12 священных камней, украшающих облачение первосвященника.

    Особой популярностью, сравнимой разве что с нефритом, яшма пользовалась  в Древнем Китае. Тонкий, просвечивающий (тем самым якобы раскрывающий свою внутреннюю суть) яшмовый диск с отверстием посередине был эмблемой княжеского и царского достоинства, скипетром, символизирующим небо и дарующим власть. Это связано с тем, что в китайских легендах о яшме говориться, что она обладает силой, которая позволяет управлять желаниями людей. А также легенды о яшме указывали на то, что она имеет прямое отношение к миру магии, и способно усиливать любую другую астральную энергию. Поэтому из яшмы делали ритуальные топоры, алебарды, различные служебные регалии, украшения и даже человеческие маски. Позднее появились яшмовые подвески (деталь парадной одежды древнекитайской знати), издававшие при движении мелодичный звон. Обязательной принадлежностью китайского императора и его сановников была вырезанная из яшмы печать.

    Также в некоторых легендах о яшме говориться, что она облает мистическим свойством исцелять и возвращать к жизни, поэтому кусочек яшмы в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Кроме того, одежду покойного скрепляли яшмовыми застежками в виде драконов или рыб.

    Большое значение китайцы уделяли цвету яшмы. Самой ценной считалась белая яшма. Только император мог пользоваться предметами из белой яшмы.

    В последующие столетия яшма стала служить материалом для изготовления самых разных предметов личного и домашнего обихода — от настольных экранов и пейзажных композиций до кубков и статуэток богов.

    В странах Западной Европы в качестве поделочного камня яшма стала использоваться только в XV-XVI веках.

    Первое свидетельство о зеленоватой русской яшме, добытой на реке Аргунь в Забайкалье, относится к 1717 г. Но повышенный интерес к минералу в России появился только после того, как царь Петр I во время строительства Петербурга направил «рудознатцев» за яшмой на Урал и в Сибирь.

    Яшма использовалась и при строительных работах в Царскосельском дворце под Петербургом, где ею были облицованы так называемые агатовые комнаты, из которых одна была отделана яшмой, а вторая — «мясным агатом». Для яшмовой комнаты использовался темно-малиновый ленточный самоцвет, а для агатовой – красный. Двери же комнат инкрустированы зеленой и красной яшмой.

    Яшму также применяли и для создания мозаичных полов в Благовещенском соборе Московского Кремля, Китайском дворце города Ломоносова под Петербургом и в Гатчинском дворце.

    Еще одним интересным и великолепным изделием из зеленовато-серой яшмы является чаша, прозванная «Царицей ваз».   Монолит для нее был добыт в 1820 году, на создание вазы потребовалось 23 года. Сейчас «Царица», имеющая 5 метров в длину, 3,2  метра в ширину и 2,6 метра в высоту, хранится в Эрмитаже.

    © Святослав Горский

    Читать также:

    Мифы и легенды об алмазе

    Мифы и легенды о жемчуге

    Мифы и легенды о нефрите

    Мифы и легенды о ониксе

    Мифы и легенды об изумруде


    Вернуться к статьям раздела