Мифы и легенды о янтаре

    Мифы и легенды о янтаре

    Мифы и легенды о янтаре

    Среди всех камней, легенды о янтаре наиболее распространены, поскольку нет ни единой страны или местности, где бы не почитали  магические свойства янтаря.

    Какие только имена не давались янтарю: в Турции его называют «кехрибар», что в переводе значит «похититель соломы», в Германии — «берштейн», от слова «бренен» — «гореть», в Литве — «гинтарас», в Латвии — «дзинтарс», в Финляндии — «меркиви», что значит — «камень моря», в Белоруссии, Польше и на Украине он называется «бурштын».

    Янтарь — один из самых первых драгоценных камней, известных человеку, поэтому существует огромное количество легенд о янтаре и в честности тех, что повествуют о его возникновении. Вот одна из таких легенд о янтаре, которую излагает древнегреческий писатель Софокл.

    Однажды царь Калидона Эней, принося жертвы олимпийским богам, забыл принести жертву Артемиде. Богиня в гневе напустила на страну свирепого и грозного кабана, который крушил все на своем пути. Много горя и разрушений принесло это животное, ужас и страх царили в окрестностях Калидона. И тогда Мелегар, сын царя Энея решил спасти город от неуправляемого кабана. Он устроил засаду и убил страшное животное. Узнав это, богиня Артемида перенесла весь свой гнев на Мелеагра и чтобы погубить его, устроила распрю между жителями Калидона и соседнего с ним города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери. Услышав эту новость, мать молит богов покарать ее сына за братоубийство, и Аполлон убивает Мелеагра. Сестры героя от горя превратились в птиц и долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы падали на землю и превращались в янтарь.

    Другой греческий писатель тоже считал, что легенда о янтаре указывает на то, что янтарь — это слезы, но не сестер Мелеагра, а гелиад — сестер Фаэтона — сына бога Солнца Гелиоса и нимфы Климены, горевавших по несчастному брату. Вот как звучит эта версия легенды о янтаре.

    Многие  годы Фаэтон просил отца дать ему свою золотую колесницу, запряженную четверкой золотых коней, чтобы проехать по небу и доказать, что он действительно сын великого бога. Гелиос все время отказывал: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что и крылатые кони едва ее одолевают. Посредине же идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно опускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево — можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься — станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели». Но наступил день, когда отец все-таки уступил просьбам сына и разрешил тому прокатиться в своей колеснице. Но едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понесли быстрее мысли.

    Далее легенда о янтаре повествует что Фаэтон испугался и, растерявшись, отпустил вожжи. Огненные кони, ощутив свободу, понеслись что есть мочи. Искры от их безумной скачки летели во все стороны. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Земли Гея взмолилась, обращаясь к Зевсу-громовержцу с просьбой о спасении. Зевс внял мольбе Геи. Метнув сверкающую молнию, он разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, упал в воды реки Эридан. Но гесперийские нимфы не дали утонуть Фаэтону, они подняли тело несчастного и предали земле. Отец юноши — бог Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Сжалившись над сестрами, боги превратили их в тополя. С той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, а их кровавые слезы падают в студеную воду, где, остывая, превращаются в янтарь.

    О происхождении этого минерала из слез говорит и древняя прибалтийская легенда о янтаре.

    Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, хранившая в своем гнезде волшебное ожерелье из янтаря. Это ожерелье было волшебным: в нем можно было увидеть одновременно 77 чудес света. И вот однажды какой-то охотник, прослышав о диковине, решил его выкрасть. Много дней и ночей он искал гнездо Гауйи, немало часов провел в ожидании момента, когда птица покинет гнездо, и наконец был награжден за свое терпение. Ему удалось похитить прекрасное ожерелье, однако, когда охотник уже возвращался домой, Гауйя все же настигла вора. Она сорвала с него ожерелье, а самого сбросила в море, где он пребывает и по сей день, неутешно оплакивая свою печальную участь янтарными слезами.

    Интересно, что происхождение янтаря с печальными событиями связывают и литовцы, согласно их легендам о янтаре он является осколком замка дочери морского царя. Вот как они рассказывают эту легенду о янтаре.

    Одна их легенда гласит, что давным-давно молодой рыбак по имени Кастис увлеченно ловил рыбу на берегу моря. Ему так везло в ловле, что Юрате — дочь морского царя, повелела русалке сказать, чтобы парень прекратил ловлю, иначе он выловит всю рыбу. Русалка выполнила наказ Юрате, но Кастис не внял просьбе и продолжал рыбачить. Ничего не оставалось  Юрате, как самой отправиться к непослушному и своенравному юноше. Так она и сделала. Но как только глаза их встретились, они настолько были поражены красотой друг друга, что тут же объяснились в любви. Это так не понравилось отцу Юрате, что он крутой волной убил Кастиса и разрушил янтарный замок своей дочери. Вот с тех пор в стонах моря слышен стон Юрате о Кастисе. Сотрясаются подводные глубины от ее рыданий и выплескивают на берег обломки янтарного замка.

    За 3,5 тысячелетия до нашей эры украшения из янтаря носили фараоны и жрецы Египта. В египетских гробницах времен династии Древнего царства археологи нашли многочисленные амулеты и талисманы из янтаря, что указывает на то, что уж в те времена в легендах о янтаре присутствовали сведения о его мощной астральной энергетике.

    В Древнем Риме из янтаря изготавливали броши, ожерелья, забавные фигурки всевозможных зверушек, статуэтки. Римский император Нерон очень ценил черный янтарь. Простолюдины же любили носить янтарные бусы. Янтарем также украшали ложа, из него делали сосуды, шары, которыми летом охлаждали руки.

    Гунны и авары, германцы и скифы употребляли янтарь как меровую единицу наравне с солью и использовали для изготовления различного рода амулетов и украшений.

    В Китае почитался янтарь вишневого цвета, то есть цвета «крови дракона», и его рекомендовалось носить представителям правящей династии. В этой стране янтарь называли «ху-по», что в переводе значит «душа тигра». Согласно китайским легендам о янтаре, душа тигра после смерти уходит в землю и превращается в янтарь. 

    В древнем мире большой популярностью пользовался янтарь с включением насекомых. Так, в начале нашей эры за янтарь, содержащий мушку, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов, а в начале XIX века янтарь с насекомыми был особенно моден во Франции и в России.

    Но еще большей ценностью обладали кусочки янтаря с отдельными природными отпечатками,  особенно когда они напоминали инициалы какой-нибудь выдающейся персоны. Из истории известно, что Фредерик Вильгельм I Прусский очень дорого заплатил торговцу за кусочек янтаря со своими инициалами.

    Янтарь широко применялся в Киевской Руси и в древнерусских княжествах еще в домонгольский период.  При раскопках в Новгороде археологи нашли мастерскую с заготовками янтарных украшений. Эти находки свидетельствуют о торговых связях новгородцев с Прибалтикой, захваченной в XIII веке крестоносцами, которые установили запрет на свободную добычу и обработку янтаря, сделав его предметом монопольного владения.  Поэтому в XVI — XVIII веках балтийский самоцвет был доступен немногим, а в Россию попадал лишь в качестве дипломатических даров.

    Археологические раскопки в разных частях земного шара подтверждают, что еще на заре культуры человек уже обрабатывал янтарь и использовал его в магических целях. Так, при раскопках поселений каменного века в Пруссии, Шлесвиг-Хольштайне и Дании были найдены куски необработанного янтаря с круглыми углублениями. По мнению Хорнса, данные углубления являются местом отдыха духа камня, и поэтому, возможно, янтарь использовали в качестве талисмана и амулета.

    Некоторые исследователи считают, что русские легенды о янтаре указывают на то, что он и есть тот сказочный «алатырь-камень», который так часто упоминается в заговорах, былинах, сказках, легендах и поверьях.  Об Алатырь-камне говорилось, что он «всем камням камень, всем камням отец и мать». Славяне воспринимали его как центр мироздания, пуп земли, наделенный различными сакральными, то есть священными и целебными свойствами. В фольклоре местонахождение камня  неразрывно связывалось с островом Буяном, находившемся, как утверждают многие ученые, в Балтийском море, которое в древности называли Алатырским. Ореолом таинственности был окружен и сам остров, так как на нем находилось главное святилище славян-язычников. Поэтому согласно легендам о янтаре, янтарь с берегов Балтики считался волшебным, способным принести счастье, здоровье и удачу.

    О том, что янтарь использовали в священных обрядах, говорит его северо-русское название — «морской ладан».

    Янтарь широко применялся в Киевской Руси, что подтверждается многочисленными находками янтарных украшений при раскопках городищ Киева, Суздаля, Новгорода.

    В августе 1963 года в Паланге, в бывшем дворце графов Тышкевичей был открыт музей янтаря. В его коллекции около ста янтарных изделий, среди которых экспонируются и запечатанные внутри янтаря насекомые, веточки растений, пауки и бабочки.

    Но самым крупным музеем янтаря по праву считается музей, открытый в конце 1979 года в Калининграде, в котором выставлено свыше двух тысяч экспонатов.

    Оружейная палата Московского Кремля располагает тридцатью янтарными изделиями, относящимися к первой трети XVII и середине XVIII века. Среди них янтарный посох, присланный в дар патриарху Никону герцогом Курляндии в 1658 году, янтарный кубок, подаренный князем Львовым царевичу Иоанну Михайловичу в 1635 году, и красивая янтарная кружка, преподнесенная литовским послом Станиславом Венявским царю Алексею Михайловичу в 1648 году. Но особой гордостью Оружейной палаты является янтарная ваза широкой цветовой гаммы красноватого, желтого, яично-золотого и воскового оттенков. На дне ее сделан подкладной рельеф, где сквозь прозрачную пластинку проступают силуэты двух мужских фигур, несущих на палке большую виноградную гроздь.

    Бесспорно, самым великим и таинственным изделием из янтаря считается Янтарная комната. Ее история началась в 1701 году, когда прусский король Фридрих Вильгельм I после своей коронации поручил датскому мастеру Готфриду Туссо построить янтарный кабинет в Потсдаме. Восемь лет Туссо неустанно трудился. И наконец в 1709 году работа была закончена. Кабинет представлял собой сложную композицию из отдельных деталей площадью около пятидесяти пяти квадратных метров. Вся комната буквально светилась изнутри. Такого эффекта мастер добился тем, что под янтарные пластинки подложил листы серебряной фольги.

    В 1712 году Фридрих Вильгельм I подарил Янтарную комнату Петру I, когда тот был в Берлине. Это чудо мастера Туссо сначала обрело пристанище в Зимнем дворце, но в 1724 году его перевезли в малый Зимний дворец. Когда же к власти пришла царица Елизавета, то по ее указу в 1755 году Янтарную комнату перенесли в Царское село (ныне город Пушкин). Здесь комнату слегка усовершенствовали —  между янтарными панелями поместили двадцать два зеркальных пилястра. Работа длилась десять лет и была закончена в 1765 году.

    В 1941 году Янтарная комната попала в руки немецких агрессоров и была перевезена в Кенигсберг (ныне Калининград). Весной 1945 года немцы демонтировали ее и спрятали в подвальчике ресторана «Блютгерихт». Последний раз ящики с панелями видели за три дня до штурма города советскими войсками, а именно — 6 апреля 1945 года. С того времени Янтарная комната считается утерянной.

    © Святослав Горский

    Читать также:

    Мифы и легенды об алмазе

    Мифы и легенды о жемчуге

    Мифы и легенды о нефрите

    Мифы и легенды о ониксе

    Мифы и легенды об изумруде


    Вернуться к статьям раздела