Мастерство гадания в Древней Скандинавии

    Мастерство гадания в Древней Скандинавии

    Мастерство гадания в Древней Скандинавии

    Древнескандинавская традиция – одна из немногих, где мы встречаем большое количество богов, так или иначе связанных с миром предсказаний и искусством пророчества. Именно поэтому на этой территории ценились в равной степени как умение предвидеть будущее, так и корректировать его посредством чародейства.

     

    Йотуны

    Первыми, кто имел отношение к сфере предсказаний, были сами йотуны — древнейшие обитатели земли, являвшиеся воплощением хтонической магии, предшественники богов. Согласно легендам, они владели даром прорицания. Одному из них, Мимиру, принадлежал источник мудрости у корней ясеня Иггдрасиля.

     

    Боги-предсказатели Скандинавии

    Согласно скандинавской мифологии, существует два больших племени богов — асы и ваны. И у тех, и у других были свои предсказатели, но ваны, в отличие от асов, владели загадочным и опасным магическим искусством сейд, с помощью которого можно было открыть тайны грядущего. В знание этого оккультного ритуала посвящались лишь избранные.

    Со временем магией сейда овладели и асы благодаря тому, что их обучила этому богиня плодородия и любви Фрейя. И первыми учениками стали Фригг, Гевьон и Сагу.

     

    Бог Один-предсказатель

    Ярчайшей фигурой мифологии и магии Скандинавии, безусловно, является бог Один, который не только покровительствует предсказателям, но также и сам владеет искусством предвидеть будущее. Mало того, он даже передал людям «инструменты», с помощью которых можно узнать будущее – руны.

    Впрочем, о нем стоит рассказать подробнее. И начать следует с того, что Один – это бог-шаман, то есть он способен путешествовать между мирами и, в частности, совершать шаманские путешествия в преисподнюю, чтобы выведывать у мертвецов тайные знания. И это очень важно, поскольку древние скандинавы верили, что мертвым известны тайны будущего, поэтому обычай обращения за предсказанием к обитателям могильных холмов здесь был широко распространен.  

    Кроме того, Один владел искусством сейда, которое до него было доступно лишь женщинам.

    Также, как уже упоминалось выше, Один путем героического шаманского подвига (он провисел девять дней и ночей вниз головой, пригвожденный копьем к дереву) принес людям знание рун, которые являются не только магическими знаками, но и символами, с помощью которых можно гадать и узнавать грядущее.

    И, наконец, владея множеством способов предсказывать будущее, он еще и постоянно советуется с отрубленной головой йотуна Мимира, рассказывавшей ему вести из других миров. Именно он и предсказал ему начало Рагнарека — конца мира и гибели богов.

    О своих пророческих видениях Один не раз сообщал людям. Так, например, об этом речь идет в эддическом тексте «Речи Гримнира». В неузнаваемом виде бог пришел к конунгу Гейрреду, своему подопечному, чтобы опровергнуть обвинения своей супруги Фригг в том, что конунг скуп. Фригг дала знать Гейрреду, что у него будет опасный гость — злой колдун, и поэтому Одина, явившегося под именем Гримнир, схватили и подвергли очистительному ритуалу огнем, привязав между двух костров. Восемь дней длилось испытание, но тут юный сын конунга дал Гримниру напиться  и сказал, что отец поступает плохо, ибо пытает невинного. Тогда Гримнир-Один начинает пророчествовать, и в частности, предрекает счастье сыну конунга.

     

    Норны и дисы

    Также в скандинавской традиции непосредственное отношение к предсказанию судьбы имели три норны — могущественные богини из рода йотунов, которым подчинялся даже сам Один. Норны не только пророчествовали о судьбе человека и богов, но и «пряли» ее. Их имена — Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»). Они прядут нити человеческих судеб и в урочный час обрывают их: Урд прядет нить, Верданди ее скручивает, а Скульд — обрезает. Иногда норн называют и по-другому: Прошлое, Настоящее и Будущее. Им ведомо все, что произойдет с людьми и с богами. Урд стара и дряхла, она воплощает Прошедшее. Верданди средних лет, ей подвластно Настоящее, Скульд же совсем юна и соотносится с Будущим.

     

    Дисы

    Еще одними божествами, также связанными с предсказаниями, были дисы — личные или родовые духи-хранители, предрекавшие человеческие судьбы в момент рождения и предостерегавшие людей об опасностях или грядущей смерти.

    Дисы являлись своим хозяевам в пророческих снах или чудесных видениях. Чаще всего невидимые, они иногда в зримом облике (нередко в виде животных) показывались людям, чтобы предупредить о несчастье, реже — об удаче.

    Дисы могли быть светлыми и темными, то есть добрыми и злыми. Они иногда соперничают друг с другом и от исхода этого «состязания» зависит судьба человека.

     

    Вельва

    Собственно же прорицательницей в скандинавской мифологии является вельва – фигура загадочная и мистичная. Первоначально, по-видимому, существовала лишь одна вельва, и она была стара, как мир. В одном из поэтических текстов «Старшей Эдды» она говорит о себе:

     

    Великанов я помню,

    Рожденных до века,

    Породили меня они

    В давние годы.

     

    Она была уже много веков мертва к тому моменту, как ее пробудил от смертного сна Один, пожелавший узнать о судьбах мира. Более того, он спускался в преисподнюю к могиле пророчицы даже не один раз.

    В другом эддическом тексте («Песнь о Хлюнде») также отмечается древнее происхождение вельв (уже как класса) и провидцев от йотунов (великанов) Видольва и Вильмейда.

    В одной из саг («Сага об Эйрике Рыжем») речь идет о Малой Вельве, вероятно преемнице древней вельвы, к которой обращался Один. Малую Вельву, согласно упомянутой саге, звали Торбьерг, и ее помощи просиди исландцы, заселившие Гренландию. Позднее вельвами стали называть пророчиц и колдуний, сведущих в гаданиях, оборотничестве и вредоносной магии.

    Слово «вельва» происходит из корня, имеющего значение «магический посох» или «магический жезл». Указанный предмет был обязательным атрибутом пророчицы, причем иногда посох увенчивался черепом лошади — это символическая отсылка к образу Слейпнера, коня Одина, на котором тот путешествовал между мирами. Помимо посоха, прорицательницы держали при себе кошель с магическими травами. Вельвы носили синие плащи и перчатки из кошачьего меха. Эти перчатки напоминают о колдовских путах из шума кошачьих шагов, которыми боги сковали гигантского волка Фенрира. Кроме того, кошка — священное животное Фрейи, сведущей в колдовстве и знающей все судьбы.

    Вельвы проводили ритуалы сейда — особенно опасной и притом сугубо «женской» магической практики, по-видимому, изначально включавшей элементы сексуальной магии. Несмотря на недоверие к вельвам и практикуемому ими сейду, за помощью к пророчицам обращались даже асы.

    Вельв еще называли спеаконами. «Спеакона» восходит к понятию «спа», обозначавшему умение видеть невидимое для других, а также способность предсказывать то, что должно произойти.

    Скандинавские прорицательницы проводили время в странствиях, ходили от одной деревни к другой, открывая людям в обмен на гостеприимство будущее и предсказывая погоду, урожай на следующий год и тому подобное. Путешествовали они чаще всего в сопровождении сейдменов — девушек и юношей, исполнявших особые песни для сейда (вардлок), которые помогали пророчице войти в состояние транса. Можно предположить, что песни для сейда по своему музыкальному строю были повторяющимися и убаюкивающими. Считается, что таковыми являются архаичные колыбельные песни скандинавских народов, то есть изначально они предназначались собственно для сейда, а впоследствии стали использоваться и в качестве колыбельных.

    Во время транса душа пророчицы оставляла тело и путешествовала в пространстве и времени. Иногда во время ритуального транса она приобретала облик животного. Считалось, что отличать их от обычных зверей могли провидцы с «двойным зрением».

     

    Важность прорицателей в древнескандинавской культуре

     О том, насколько важной в древнескандинавской культуре была фигура провидца, свидетельствуют древние сказания и саги, в которых наряду с героями неизменно присутствовали прорицатели и люди с особым даром видеть то, что недоступно глазу простого человека. В ближайшем окружении конунгов обязательно имелся человек, который умел истолковывать предзнаменования, вещие сны и прочие необычные события. Кроме того, дар предвиденья был нередок и среди самих конунгов, поскольку многие роды правителей генеалогически возводили к божественному предку. Конунг Гюльви, герой саги «Видение Гюльви», превратившись в старика, отправляется в Асгард, к верховным богам, чтобы узнать у них тайны грядущего. Один открывает ему священные знания и в завершение добавляет: «Не слыхивал, чтобы кому-нибудь поведали больше о судьбах мира!»

     

    Способность прорицать и чувствовать будущее

    Для описания умений предсказателей в древнескандинавских текстах часто используются слова «чувствовать» и «вещать», которыми подчеркивали их обостренную психическую чувствительность. В целом, умение прорицать довольно часто и вырастало из этой чувствительности, подкрепляемой пристальным вслушиванием и вглядыванием в знаки и  предостережения, подаваемые окружающим миром — необычные природные явления, поведение животных и духов умерших и так далее. Особое значение придавалось внутренним ощущениям перед значительными событиями и большими годовыми праздниками, такими как йоль (новый год), праздники Зимних ночей или Середина лета.

     

    Тулы – прорицатели древней Скандинавии

    Говоря о прорицателях Древней Скандинавии, нельзя не упомянуть тулов — жрецов-«законоговорителей». Как уже выше говорилось, «Великим тулом» именовался сам Один. Слово «тул» происходит от корня, имеющего значение «говорить». Этот термин использовался как религиозный титул для говорителя в Древней Норвегии. Особенность этих провидцев заключалась в том, что они не просто слыли знатоками сакральных текстов и законов — им были известны все священные имена богов, произносимые в определенном порядке и ритме. Знание имен бога, особенно тайных, наделяет человека во всех мистических традициях особыми способностями, в том числе и виденьем тайн прошлого и будущего. Как носители священного знания тулы не нуждались в особых вспомогательных средствах, чтобы узнать волю богов, они сами были сосудами этого божественного знания. Конечно, иногда и тулам требовались особые трансовые техники. В частности, «законоговоритель» Торгейн, чтобы предсказать религиозное будущее Исландии, на двое суток заворачивался в плащ. Подробности этого ритуала восстановить очень сложно, но его суть, по-видимому, заключалась в полной изоляции от каких-либо внешних раздражителей, что приводит сознание в измененное состояние — для принятия откровения свыше.

    Довольно часто тулы пророчествовали, восседая на могильных курганах — это отсылка к образу «Великого Тула» — Одина, который фактически практиковал некромантию — то есть узнавал тайны будущего, вызывая и расспрашивая духов умерших. Кстати, согласно воззрениям скандинавских народов (и не только их), проведя ночь на могиле знаменитого прорицателя, можно было обрести пророческий дар. Иногда умение видеть будущее открывалось и в человеке, уснувшем на могиле своих предков. Скандинавы вообще придавали очень большое значение снам, в которых фигурировали их умершие предки — эти сновидения, как правило, считались пророческими.  Уже в христианскую эпоху, во времена Снорри Стурлусона, когда этот ученый исландец собрался переселиться из своего родового хутора на новое место, одному из его домочадцев приснился предок Сноррри — скальд Эгиль Скаллагримсон. Скальд был недоволен поступком Снорри, что могло предвещать несчастье в связи с переездом. Так оно и вышло — прославленный составитель «Младшей Эдды» нашел на новом месте свою смерть, он погиб в привычных для Исландии межродовых распрях.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела