Магия зайца в мифах и легендах

    Магия зайца в мифах и легендах

    Магия зайца в мифах и легендах

    Заяц в мифологических воззрениях многих народов наделялся эротической (фаллической) символикой и демоническими свойствами, а также сочетал в себе качества труса, плута и хитреца (особенно у народов Африки). У древних славян заяц был связан с небесными или солнечными божествами, а у близких славянам балтийских народов некогда существовал культ зайца, и  предположительно заячий бог именовался Дивериксом. Позднее «огненная» символика зайца стала связываться со сглазом — в некоторых поверьях взгляд «косых» глаз зайца считался причиной пожара. В разговоре с детьми славяне словами «зайка» или «заинька» называли огонь и родственные ему явления, например, солнечные блики. 

     В китайских мифах заяц был связан с луной — в узорах пятен на лунной поверхности китайцы видели силуэт зайца, толкущего в ступке порошок бессмертия.

    В славянских мифах заяц выступал прежде всего как символ мужской оплодотворяющей силы, особенно в песенном фольклоре, хороводных играх и тому подобном. Например, при гаданиях подблюдная песня о зайце, попавшем в ловушку, предвещала свадьбу. О девушке, которая не могла выйти замуж, говорили иногда, что она тогда замуж выйдет, когда в лесу зайца поймает. В народных песнях также встречается мотив совокупления зайца с девушкой, а на свадьбе исполнение песен про зайца было нередко связано с обрядом брачной ночи и определением «честности» невесты.

    Вместе с тем, заяц в народных мифах был тесно связан с нечистой силой. Считалось, например, что он находится в распоряжении лешего. В этой связи существовали рассказы и былички о том, как леший  проиграл в карты своих зайцев соседнему лешему и затем перегонял их из своего леса в соседний.

    В народе было распространено убеждение, что заяц, находящийся в подчинении у лешего, неподвластен водяному, и потому водяной не любит упоминания о зайце, сердится и поднимает бурю.

    По некоторым мифам, леший может показываться в облике огромного, хромого или трехногого зайца, которого не берут пули. В быличках он перебегает дорогу путникам, бросается им под ноги и всячески заманивает в чащу, иногда преследует человека или исчезает в вихре с шумом, хохотом или зловонием. Принять облик зайца могли также черт или ведьма и колдун; при этом про ведьм в некоторых местах рассказывали, что они имеют заячий хвост. В виде черного зайца иногда мог появляться и домовой, и дворовой, и полевой дух.

    В народной магии и медицине, заячью кровь использовали в качестве средства от бесплодия; женские органы смазывали заячьим жиром при трудных родах; кур кормили заячьим пометом, чтобы они лучше неслись. У некоторых славянских народов существовал запрет употреблять в пищу мясо зайца, особенно беременным женщинам, чтобы родившийся ребенок не косоглазил и не страдал расстройствами сна.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела