Магия ворона в мифах и легендах

    Магия ворона в мифах и легендах

    Магия ворона в мифах и легендах

    Ворон — центральный персонаж в мифах многих народов, герой легенд и сказок, преданий и поверий. Само слово «ворон» в большинстве языков либо является звукоподражанием его крика (в романо-германских, кельтских, палеосибирских, венгерском, ацтекском наименованиях), либо указывает на его окраску (балто-славянских, арабском, китайском языках). 

    Древнейшее сюжетное упоминание в мифах о Вороне можно обнаружить в вавилонском эпосе о Гильгамеше, в эпизоде, относящемся к мифу о всемирном потопе: Утнапишту, спасшийся от разбушевавшейся стихии в ладье, последовательно посылает ласточку, голубя и ворона, чтобы узнать, не обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а ворон так и не появился на борту судна, то есть нашел себе пристанище на  суше.

    В библейском сюжете о потопе, практически полностью заимствованном из вавилонских преданий, также присутствует ворон, но его роль здесь меняется: посланный Ноем ворон не вернулся, за что и был проклят, в отличие от голубя, который прилетел к ковчегу с листом оливы.

    Мало кто из представителей животного мира в мифах наделен столь  многочисленными и в то же время противоречивыми характеристиками и функциями — от демиурга и культурного героя до зловещего предвестника смерти. У палеоазитов и индейцев Северной Америки ворон, что называется, «мастер на все руки»: он и творец-демиург, и первопредок, и культурный герой, и могучий шаман, и плутоватый трикстер. Ворон создает свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в черного), положил начало рыболовству. В эскимоских мифах ворон выступает в качестве культурного героя. У эскимосов Аляски он создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Сначала создал горных козлов и оленей, а затем — женщину, которая стала женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. У чинов ворон считался священной птицей. Он высидел яйцо, из которого вышли их предки. Воронов запрещено убивать.

    Как первопредок и могучий шаман ворон выступает в мифах коряков и ительменов. Он патриарх «вороньего» семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков; а сами брачные приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума.

    Подобно орлу, ворон зачастую в мифах выступает вестником или спутником богов. Например, скандинавского верховного бога Одина сопровождают две мудрые вещие птицы — вороны Хугин и Мунин. Каждое утро Один посылает их собирать сведения о том, что случается в мире, а вечером они возвращаются, садятся Одину на плечи и шепчут ему обо всем, что узнали. Ворон, по-видимому, связан и с кельтским богом Лугом. В античной мифологии ворон (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством: Кроноса (и римского Сатурна), Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия. У древних греков ворон сопровождал Аполлона, покровителя авгуров. Авгуры, наблюдая за полетом воронов, предсказывали грядущие события.

    В целом же, мифологическое представление о том, что вороны обладают  даром слова и предсказания будущего, было распространено практически повсеместно, недаром постоянный эпитет ворона — «вещий». В русской фольклорной традиции проницательность птицы отражена в следующей пословице: «Старый ворон мимо не каркнет».  В старых ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в ирландском языке выражение «знание ворона» означает умение видеть и знать все, что случается.

    В отличие от других птиц, ворон в мифологических представлениях, связан с различными частями мироздания  — не только с небом и солнцем, но и с  землей, водой и даже подземным миром.

    Мифологическая связь Ворона с этими сферами определяет то, что он выполняет посреднические функции между мирами — небом и землей, загробным царством и миром людей. Также Ворон воспринимается как посредник между: летом и зимой — он неперелетная птица, встречающая смену сезонов на одной и той же территории; сушей и водой — как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; периодами засухи и дождей — связь Ворона или созвездия ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» ворона; соленой и пресной водой — он добывает воду и делает реки, причем пресную речную воду он иногда берет у хозяев соленого моря.

    Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — мудрый шаман и плут-трикстер, попадающий впросак). Ворон-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи, его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда ворон действует в ущерб «своим», нарушает естественные или социальные нормы (покушается на коллективные запасы пищи, меняет пол, пренебрегает половозрастными принципами разделения труда, изменяет жене).

    Как крупная птица черного цвета с зловещим криком Ворона хтоничен, демоничен, связан с царством мертвых и со смертью. В дохристианских мифологических представлениях народов Европы ворон имеет отчетливую хтоническую характеристику: у древних скандинавов и кельтов ворон иногда обладает железными когтями и клювом, либо имеет всего один глаз, что характерно для хтонических существ.

    В некоторых местах есть мифы о том, что ворон охраняет клады, спрятанные в земле, и может указать, где они находятся; считалось также, что ворон обладает несметными сокровищами и богатствами, которые находятся в его гнезде (или в тайном месте, в пещере и пр.), и, насобирав много золота и серебра, иногда золотит себе голову и хвост.  Помимо несметных сокровищ, народная традиция связывала ворона также с чудесными источниками живой и мертвой воды: считалось, например, что ворон может проникать в подземный мир, где и расположены эти источники, и с их помощью оживлять мертвых (вспомним русские сказки, где обычно именно ворон приносит живую воду и опрыскивает ей героя, после чего тот воскресает, «пробуждаясь от смерти).

    Ворон, будучи мифологическим существом, связанным с загробным миром, является предвестником трагических событий и смерти. Поверья гласили, что ворон не только часто бывает в загробном мире, но даже иногда вьет там свои гнезда. Ворона в некоторых местах считали вещей птицей, живущей до трехсот лет оттого, что питается только мертвечиной. Вороны также считались птицами-предвестниками и у кельтов. Они являлись обреченным на смерть воинам и кружили над домами, которые в скором времени должно было посетить несчастье и разорение.

    Ворон в народных мифах связывается также с кровопролитием, насилием и войной, по-видимому, из-за того, что вороны обычно слетаются на места битв, вообще на мертвечину, и расклевывают мясо мертвых (что также стало причиной отрицательного отношения к этим птицам).

    В Британии, а особенно в Ирландии, вороны были птицами богинь войны Бадб, Махи и Немаин, ипостасей Морриган. Вороны летали над усеянными трупами полями сражений, выклевывая глаза и лакомясь еще теплым мясом. В Уэльсе считалось, что вороны образовали армию под предводительством рыцаря Овейна, сына Уриена. По его команде вороны устремлялись с небес на врага и раздирали воинов на части.

    У славян мифологическая связь ворона с войной могла объясняться также и олицетворением грозы в виде ворона: известно, что гроза издревле считалась битвой небесных сил, из-за чего грозовые боги (Перун и пр.) традиционно считались также и покровителями воинов и битв. Из-за этого карканье ворона или необычно большие скопления ворон в народе нередко считались предвестниками войны.

    При столь большой популярности ворона, существует довольно мало легенд о его происходении. По греческому мифу, гетера Коронида («ворона») была любовницей Аполлона. Но она завела себе еще одного друга, вступив в связь с обыкновенным смертным. Об этом случае донес своему господину соглядатай-ворон (вестник Аполлона). Любовник Корониды был уничтожен молнией, а ее саму сразила пучком стрел Артемида, сестра Аполлона. Из ее чрева всемогущий бог вынул дитя и передал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Так появился на свет знаменитый бог-врачеватель Асклепий. Свою бывшую возлюбленную Аполлон все же пожалел, превратив ее в ворону.

    Согласно скандинавскому мифу ворон когда-то был белым, но за болтливость его выкрасили в черный цвет. По некоторым сведениям, к этому был причастен сам Один. Согласно Овидию , Аполлон узнает от Ворона об измене любимой им нимфы и в горе делает его черным.

    Начиная с библейских преданий о всемирном потопе ворон начинает восприниматься как дурной вестник, а голубь — хороший, причем подобная трактовка становится ярче в поздней иудаистической и мусульманской традициях. В средневековой христианской традиции ворон стал олицетворением сил ада и дьявола (в противоположность голубю, символизирующему Святой Дух и даже христианскую веру в целом.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела