Магия винограда в мифах и легендах

    Магия винограда в мифах и легендах

    Магия винограда в мифах и легендах

    Мало найдется растений, которые столь же символичны, как виноград и его продукт — вино. Во все времена считалось, что уподобленное крови бога, вино является влагой жизни и даже бессмертия.

    Культура винограда восходит к глубокой древности. Он произрастает в дикорастущем состоянии на чрезвычайно огромных территориях, которые тянутся от Европы до Тянь-Шаня, а также в Азии, вплоть до Японии и Северной Америки, где встречаются отдельные виды этого растения. Всем первым цивилизациям Ближнего Востока были известны способы изготовления вина.

    Вообще одним из наиболее часто встречающихся жертвоприношений богам в древности было жертвенное возлияние, вина. Вино изливалось на жертву, которую предстояло принести богам, при отсутствии жертвы, даже на землю или огонь.

    Так, например, для греков виноград и вино было объектом настоящего культа, в некотором смысле даже эмблемой цивилизации. Считается, что в Греции использование вина впервые ввел, пришедший с Востока, Дионис (Дионис — в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности и виноделия).

    Римляне, в особенности почитавшие Бахуса (Бахус — одно из имен Диониса), ценили вино еще в большей степени, чем греки. Его изготовление вина у них было четко регламентировано церковными правилами. Каждый год священник устанавливал день, когда необходимо была начинать сбор винограда, а также день, когда можно было пить новое вино. Также строго регламентировалась и высота винограда — жертвенные возлияния можно было осуществлять лишь вином, сделанным из невысокого винограда.

    В Египте, бог Озирис, нередко считался и богом виноделия.

    В Библии виноград упоминается достаточно часто, там же есть слова и о его происхождении. Так библейская легенда гласит, что после всемирного потопа Ной, выйдя из ковчега, сразу же посадил виноград.

    Появление христианства еще более усилило мистическую оценку как самого винограда так и вина. Так, например, первое чудо, совершенное Иисусом Христом, состояло в замене вином воды на свадьбе в Канне.

    Причастие в христианской церкви возрождает тайную вечерю, традиционно обращаясь к телу и крови господней; верующие едят освященный хлеб и пьют освященное вино, которое не только подарок Бога людям, важный элемент их жизни, но и его собственное тело и его собственная кровь. Вспомним, ведь Иисус, во время последней совместной вечери, указывая на вино, сказал своим апостолам: «Все пейте его, ибо это моя кровь, кровь нового союза, охватившего многих, у кого отпущены грехи. Говорю я вам, что отныне я не буду пить из этого плода виноградника, до того дня, когда я снова выпью вместе с вами в царстве моего Отца».

    Кстати в средневековье каждый христианский монастырь за своей монастырской оградой выращивал свой виноградник, предназначенный для изготовления вина для мессы. Вокруг монастырей образовывались знаменитые еще и сегодня огромные виноградники, и именно бенедиктинец Дом Периньон изобрел в XVIII веке технику шампанизации.

    Таким образом, вино является символом союза, заключенного между Богом и человечеством после Потопа и обновленного Иисусом, который, как когда-то Дионис, дал людям в виде вина свою кровь, прежде чем пролить ее за людей на кресте. 


    Вернуться к статьям раздела