Магия северной Европы

    Магия северной Европы

    Магия северной Европы

    Для народов севера Европы любая удача или несчастье воспринималось исключительно как следствие влияния какого-либо чародейства, что указывает на то, что сознания людей было пропитано магией. Бытовая и светская жизнь рассматривались только в тесном переплетении с колдовством. В результате мы имеем огромный, тщательно разработанный массив различных магических методов и дисциплин, дошедших к нам из древности. Поэтому неудивительно, что фигура мага в северной традиции была ключевой.

    Мага называли «многознающим», поскольку само чародейское искусство именовалось «многознание». Это указывало на то, что человек, вступивший на путь постижения таинственных сил природы, должен был много знать, много учиться и практиковаться в своем ремесле. Мага уважали и, конечно же, боялись. Поэтому он и манил своей тайной и пугал могуществом, предоставляемый силой этой самой тайны.

    Для магической традиции севера Европы характерно отсутствие разделения ее на черную или белую, как это принято на Западе. Волшба не имела моральной «маркировки» — она была просто магией. А то, будет тайное искусство применяться на благое дело или во  вред, целиком и полностью зависело от совести чародея. Сами же колдовские приемы были универсальны, все зависело только от вектора, по которому будет напрядена магическая энергия.

    Как уже говорилось выше, в северной Европе все было пропитано чародейством, поэтому, само по себе, колдовское ремесло считалось вполне законным, а мага привлекали к наказуемой ответственности лишь в том случае, если ловили на мошенничестве. Но с приходом христианства картина кардинальным образом изменилась.

    С принятием веры Белого Бога (так было принято в ту пору именовать Иисуса Христа) в жизнь были привнесены новые ритуалы и верования, что, в свою очередь, привело к изменению морали и постепенному крушению традиций прежней культуры.

    Христианство на Севере, как и везде, насаждалось весьма активно, что было обусловлено стремлением присоединиться к более «просвещенной» части Европы, а посему

    не все было гладко, как хотелось. Христианство встретило серьезное сопротивление, поскольку его сторонники, как и язычники, сами верили в магию, а, следовательно, точно так же и боялись ее. В результате возник уникальный феномен «скандинавского двоеверия».

    После утверждения христианства в статусе официальной религии, в сельских областях по-прежнему продолжали отмечать языческие праздники. Как правило, их совершали втайне, ночью в доме или в поле, под видом христианских религиозных церемоний.

    Но, не смотря на это, законы о применении магии стали очень суровыми. Самым безобидным наказанием было изгнание или конфискация всего имущества. Хотя чаще всего, как только человека обвиняли в том, что он занимался колдовством, его ждала смерть на костре.

    Естественно, все это стало приводить к упадку магии, и даже параллельное существование язычества и христианства, не спасло исконную колдовскую традицию от забвения.

    Но окончательно магия северной Европы, все равно не исчезла. Эпоха предромантизма и собственно романтизма в искусстве дали мощный толчок для возрождения. Ученые стали обращать внимание на тексты, до того момента отвергаемые официальной церковью. Так, знаковый мифологический и эзотерический текст для Севера — «Старшая Эдда» готовился к изданию в течение сорока одного года в период с 1787 по 1828 год при непосредственном участии Якоба Грима — старшего из знаменитых братьев-сказочников. Ему же принадлежит и фундаментальный труд «Германская мифология», способствующий пробуждению «истинного тевтонского духа».

    Немалую лепту в развитие «Северного пути» внесли различные оккультные движения, в частности теософского направления, связанного с трудами Е. П. Блаватской.

    В XX веке дальнейшее изучение магических практик Севера, как это ни прискорбно, было спонсировано нацистами. И в первую очередь необходимо отметить работу Общества Туле под предводительством  Р. фон Зеботтендорфа и Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков. Они активно проводили различные археологические раскопки, издавали и переиздавали тексты, способствующие укреплению «тевтонского духа» и так далее.

    К сожалению, из-за того, что нацистами так активно использовались «северные оккультные мотивы», отношение к ним после Второй мировой войны было крайне негативным, что стало причиной очередного упадка интереса к мистическим практикам Севера.

    И только в 70-е годы XX века произошло подлинное возрождение, продолжающееся и по сей день.

    Это возрождение обязано многим факторам, с одной стороны развитием жанров фэнтези, хорор, готика, мистика и им подобных. А с другой стороны общим интересом к древнему язычеству, ставшему достаточно сильным движением во всем мире и получившему название «неоязычество».

    В Исландии наибольшее число приверженцев одного из движений неоязычества принадлежит Асатру («вера в богов»), которая ныне считается второй официальной религией. Кстати, сказать, что официальной датой возрождения европейского язычества связывают именно с основанием первой общины Асатру в Исландии в 1972 году

    Основатель этого движения Йормундур Инги. А один из членов Асатру (Эдред Торссон) в 1980 году организовал «Рунную гильдию» — группу, изучающую руническую магию. К ней также примыкает община «Храфнар» во главе с Дайаной Паксон, занимающейся реконструкцией северных шаманских практик, в частности сейдра.

    Также следует отметить и еще одно направление неоязычества, связанного магией Севера — это традиция Викки, ориентированная на реконструкцию и практику ведьмовских знаний. Викка отличается эклектичностью, кроме многих методов магии Севера, она используется оккультные техники и других мистических традиций.

    В настоящее время интерес к мистике Севера широко распространен и находится на пике своего возрождения, и интерес к ней, судя по всему, угаснет не скоро, особенно, если учесть тот факт, что эта тема и весь, связанный с ней антураж и символизм, активно используется в кино, литературе и музыке.


    Вернуться к статьям раздела