Магия рыбы в мифах и легендах

    Магия рыбы в мифах и легендах

    Магия рыбы в мифах и легендах

    С древнейших времен рыба была символом зарождения жизни. Есть легенды о том, что задолго до появления людей существовала раса «людей-рыб», которая была уничтожена богами.

    Храмы античности хранили свои собственные записанные свидетельства, относящиеся к доисторическому миру, и информация эта никогда не открывалась непосвященным.

    Согласно этим записям, человеческая раса произошла от созданий, напоминающих амфибии, потому что первые люди были покрыты чешуей и дышали через жабры.

    В некоторой степени это похоже на правду, так как человеческий эмбрион демонстрирует возможность подобных условий существования — на самых ранних стадиях у эмбриона появляются жабры, которые потом исчезают. Опираясь на этот факт, некоторые ученые даже выдвигают теории о происхождения человека из воды, прародителем которого являются рыбы. Интересно, что американские индейцы верили, что воды озер, рек и морей населены таинственным народом, «водяными индейцами».

    По представлениям перуанских индейцев все виды рыб произошли от одной-единственной рыбы, сделанной в «верхнем мире» (так они именуют небо). Эта рыба проявила заботу об индейцах, отдав на прокорм племени свое многочисленное потомство.

    Для греков и римлян рыбы были священными, поскольку были связаны с поклонением Афродите (в греческой мифологии богиня любви и красоты).

    У римлян рыбы, в особенности дельфины, посвящались как Аполлону (в греческой мифологии один из олимпийских богов, покровитель искусств), так и Нептуну (один из древнейших римских богов, считался богом морей и океанов). Существовало поверье о том, что на спинах этих рыб потерпевшие кораблекрушение мореплаватели попадали на небо.

    Также рыбы связывались и со скандинавской богиней Фрейей (в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты), в честь которой существовал обычай поедать по пятницам рыбу, так как именно она дала название этому дню недели — Friday.

    Рыба в христианской мифологии нередко выступала как символом Иисуса Христа. Сам Иисус часто говорил своим ученикам, что они должны стать «рыбаками людей».

    Знак рыбы был также первой монограммой Христа. Таинственное греческое имя Иисуса — IX0TZ, означает «рыба».

    Среди ранних христиан Троица символизировалась тремя рыбами, а первые пропагандисты Христианства уподобляли обращенных рыбам, которые во время крещения «снова возвращались в море Христа».

    Рыба была принята как символ Христа значительным числом ранних отцов церкви. Так, например, св. Августин уподоблял Христа рыбе, которая была зажарена, а также указывал, что плоть этой рыбы была пищей праведных и святых людей.

    Вообще рыба всегда ассоциировалась с Мировыми Спасителями. Так, например, Вишну (один из высших богов индуисткой мифологии), индуистский искупитель, который принимал десять воплощений для искупления мира, при первом его воплощении был исторгнут изо рта рыбы.

    Изида (в египетской мифологии богиня плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания и тайного мистического знания), когда она нянчила маленького Гора, часто изображалась с рыбой на головном уборе.

    Оаннес (в шумеро-аккадской мифологии первочеловек в образе полурыбы-получеловека), халдейский спаситель часто изображался с головой и телом рыбы, из которого проступала в различных местах человеческая форма.

    Рыба была одним из восьми священных символов великого Будды.

    У китайцев рыба является символом довольства и удачи и часто появляется на монетах.

    При всем почитании рыб, существовали и традиции в которых наоборот, на употребление в пищу рыбы налагались строжайшие запреты. Например, некоторые египтяне не употребляли рыбы полагая, что в противном случае они поглощали бы тело своего бога Озириса. Так как легенда гласит, что когда Сет, египетский демон зла, расчленил тело бога Озириса на четырнадцать частей, он бросил одну часть (фаллос) в Нил, где она была съедена тремя рыбами — lepidotus, Phagrusvi и Oxyrinchus.

    Во многих мифологиях рыба выступает как основа земли. Так, например, согласно бурятским представлениям, резкое движение Рыбы-опоры, плавающей в океане, приводит к землетрясению.

    У алтайцев землю, созданную Ульгенем (в мифологии алтайцев и шорцев верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых чистых духов, населяющих небесную сферу мироздания), поддерживают три рыбы. Когда одна из трех рыб опускает голову — начинается наводнение.

    В Закавказье верили в существование собой матери-рыбы, говорящей человеческим языком. Кстати в этом регионе очень активно использовались магические типы «рыбного» орнамента, которые женщины ткали или вышивали на своей одежде.

    У иранских народов и их соседей рыбы считались чистыми существами, благотворно влияющими на человека.

    По представлениям народов Северной Сибири, у рыбы есть свои покровители, в частности «волосатый отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам.

    Согласно хантыйским преданиям, рыбу создал Кул-тэтта-Лунг. Ас-талях-Торум (Ас-ях-Торум) — не только бог верховий Оби, но и распорядитель рыбными богатствами. Божество Ауття-Отыр живет в Обской губе в виде щуки и распоряжается морской рыбой.

    В ряде африканских традиций рыба — воплощение души умершего человека.

    В Китае, Индии и некоторых других ареалах рыба символизирует новое рождение, поэтому её образ часто используется в похоронных ритуалах

    Среди рыб особым почетом пользовался лосось, который символизирует изобилие, знание и вдохновение. Среди американских индейцев и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося находится огонь.

    Лосось также — эмблема Фингэла, героя фенианского цикла ирландских легенд.

    Индейцы-квакиютль в Британской Колумбии верят, что души лососей после смерти возвращаются в страну лососей. Поэтому они следят за тем, чтобы кости и потроха лососей были выброшены в море, где при воскресении в них мог бы вселиться дух лосося. При сожжении же костей лосося вместе с ними сгорела бы и душа, что сделало бы воскресение из мертвых невозможным.

    А некоторые индейские племена, когда весной лососи начинают подниматься вверх по течению рек, устраивают им почетный прием.

    В прошлом обитатели Британской Колумбии выходили навстречу первым лососям, поднявшимся по течению. Они были с ними очень почтительны и обращали к ним такую речь: «О, рыбы, рыбы, вы все сплошь вожди. Да, все вы вожди».

    А кароки из Калифорнии весной, как только подуют теплые южные ветры и лососи начинают подниматься вверх по течению реки Кламат исполняют «лососевый танец», чтобы обеспечить хороший улов. Индеец по прозвищу Карейа (то есть богочеловек) уходит в горы, где он в течение десяти дней ничего не ест. Когда этот человек приходит обратно, все жители селения разбегаются, а сам он направляется к реке, берет в руку пойманного первым лосося, съедает кусок рыбы, а остальную часть сжигает в коптильне на священном огне.  По их поверьям ни один индеец не имеет права ловить лососей до исполнения танца и в течение десяти дней после его исполнения, хотя бы семья его умирала от голода.

    У тех же кароков существует поверье, что лососи не пойдут к рыбаку, который построил помост для ловли лососей из стволов, подобранных на берегу реки, где лососи могли видеть его за этим занятием. Необходимые для этой цели стволы деревьев должны быть принесены с вершины самой высокой горы. Рыбак даром потратит свой труд, если второй год подряд воспользуется теми же опорами для сооружения помоста и запруды, потому что старые лососи уже успели рассказать о них молодым.

    В Китае и Японии весьма почитался карп, который символизирует силу и храбрость, а также упорство в борьбе.

    Сазан играет особую роль в шаманском ритуале изгнания злых духов.

    Многие культуры относились к рыбам с большим почтением, поэтому существовал целый ряд различных табу и всевозможных запретов касательно самих рыб и их костей. Так, например, индейцы племени оттава из Канады также никогда не сжигали рыбьи кости из боязни вызвать недовольство духов рыб и их нежелание идти в расставленные для них сети. Они исходили при этом из того, что душа убитой рыбы переходит в тела других рыб.

    Гуроны также не бросали в огонь кости рыб, чтобы души их не отправились предупредить других рыб не попадаться в сети сжигающих рыбьи кости гуронов.

    Интересно, что у гуронов были даже люди, специализировавшиеся на чтении рыбам проповедей, в которых они уговаривали рыб прийти в сети. На хороших проповедников был большой спрос.

    В рыболовецком поселке гуронов, в котором жил французский миссионер Сагар, один такой проповедник особенно славился своим цветистым красноречием. Каждый вечер после ужина он, предварительно убедившись, что все в сборе и царит строгое молчание, обращался к рыбам с проповедями. В своей речи он убеждал рыб, что гуроны не сжигают рыбьих костей. Он упрашивал, заклинал, приглашал, умолял рыбу прийти в сети, быть мужественной, ничего не бояться: ведь она оказывает услугу своим друзьям, которые относятся к ней с уважением и не сжигают рыбьих костей.

    У маори существует мнение, что для удачной рыбной ловле очень важно правильно распорядиться первой пойманной рыбкой. Чтобы снискать доверие остальных рыб, считается особенно важным хорошо обойтись с первой пойманной рыбой, так как поведение остальных рыб якобы находится в прямой зависимости от приема, оказанного их первой представительнице. Поэтому и маори неизменно отпускают первую рыбу обратно в море с просьбой побудить других рыб ловиться.

    У славянских народов рыб нередко связывали с водяным. Так, согласно некоторым поверьям, водяной иногда принимает облик рыб — налима, щуки, сома (в народе сома еще называли «чертовым конем», так как верили, что на нем по своему подводному царству ездит водяной).

    Вообще считалось, что водяной властвует над рыбой в своем водоеме. Крестьяне верили, что водяной может приманивать к себе все рыбу из других рек и может перегонять рыбы из одних мест в другие, поэтому рыбаки, если замечали, что улов очень слабый, иногда говорили, что это водяной перегнал рыбу в другое место.

    В таком случае нужно было сначала принести водяному жертву, задобрить его, и только после этого можно было надеяться, что рыба снова начнет хорошо ловиться.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела