Магия розы в мифах и легендах

    Магия розы в мифах и легендах

    Магия розы в мифах и легендах

    Роза считается королевой цветов. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной «королевы цветов» является Персия, где ее называют «гюль». Некоторые ученые предполагают, что розу завез в Индию в шестнадцатом веке правитель Бабур, заложивший основы монгольской империи и посвятивший большую часть своей жизни разведению садов. А вот открытие розового масла приписывают жене его правнука — императора Джахангира — Hyp Джаган (Свет мира). Существует интересная история о том, как было открыто розовое масло.

    Однажды  Hyp Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Чтобы сделать ему приятное она приказала все водоемы в саду и во дворце залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки.

    И вот к вечеру, утомленная делами она уснула около одного из бассейнов. А когда проснулась обнаружила на поверхности воды масляную пленку. Hyp Джаган страшно разгневалась, полагая, что в воду бросили кусок жира.

    Ей захотелось узнать, чем загрязнена вода, и она приказала служанке провести рукой по надводной пленке. Понюхала собранное с поверхности масло, она обнаружила, что оно источает очень приятный аромат. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности других бассейнов, и Hyp Джаган пришла к заключению, что масло образуется, как роса, из самой воды.

    Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Император спал, и когда его разбудили, чудесный аромат привел его в неописуемый восторг.

    О любви в Индии  к розе можно судить и по известному поверью, в котором Брахма (в индуисткой мифологии творец мира), споривший с Вишну (один из высших богов индуисткой мифологии) о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой.

    Также в индии есть предание по которому Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Бог Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза — символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.

    Вообще в древней Индии роза пользовалась таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый принесший царю розу мог просить у него все, чего он только ни пожелает.

    Согласно Талмуду, красная роза выросла из невинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день ее свадьбы.

    Существует несколько легенд, объясняющих происхождение красного цвета розы. Так по одной из них роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса (Адонис  буквально «господь», владыка». Один из богов греческой мифологии, связанны с растительностью), хотя по словам Анакреона, древнегреческого поэта, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда эта богиня любви родилась из моря.

    По другой легенде — роза покраснела из-за неосторожности Купидона (Купидон — буквально «сильная страсть». В римской мифологии божество любви), уронившего на нее каплю вина.

    Кстати с ним же связывают и происхождение шипов розы. Одна из легенд гласит:

    Однажды вдыхая аромат розы, Купидон был ужален пчелой. Разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и стрела превратилась в шип.

    О происхождении шипов розы существует и более мрачная легенда, которая связана с Вакхом (Вакх — одно из имен Диониса). Как-то Вакх гнался за нимфой и неожиданно оказался перед неодолимой преградой из терниев. Чтобы нимфа, пораженная красотой цветов, остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту...

    Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами. Израненная шипами нимфа обессилела и стала добычей бога.

    В Древней Греции, розу считали даром богов, она была посвящена богине красоты Афродите. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных. Но в то же время греки убирали розами памятники и урны с прахом покойников, так как приписывали ей чудесное свойство сохранять смертные останки от разрушения и думали, что запах ее приятен душам умерших.

    Высоко ценили розу и римляне, веря, что она вселяет в сердца мужество, и потому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз и на щитах выбивали изображение розы, а в случае победы голову победителя украшали венком из роз.

    В древнем Риме роза была не только символом красоты и мужества, но она еще олицетворяла и тайну. Так, например, на тайных собраниях часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение «суб роза диктум» — «я сказал тебе под розой», то есть под большим секретом.

    В древнем Риме существовало предание о сотворении красной розы богиней Флорой. Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена стрелой и воспылала к нему с этой минуты страстной любовью. Но хитрый Амур, добившись желаемого, начал избегать Флору, и вот тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она решила создать цветок, который и смеется и плачет, соединяя в себе и грусть и радость. Увидев выросший чудный цветок, богиня в восхищении хотела воскликнуть «Эрос!», но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только «Рос!». Росшие вокруг цветы подхватили это слово, и с той поры цветок этот и стал называться розой.

    Вообще любовь в Риме к розе превосходила всякую меру: патриции засыпали розами любимых матрон и купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость, девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом, гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках, отправляясь на званое пиршество, римляне надевали розовый венок на политую розовым маслом голову или же украшали голову, шею и руки гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, розами оплетались заздравные кубки, пирующие возлежали на подушках, набитых этими душистыми цветами, колонны и стены пиршественного зала увешивались розовыми гирляндами, пол усыпался розовыми лепестками, а зал освежался фонтанами розовой воды. От такой безумной любви к розе не мудрено поверить и в то, что однажды римскому императору Нерону пришлось заплатить целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из египетской Александрии для одного из пиршеств.

    Высоко ценили розу и мусульмане, считая ее священным цветком. В Коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому они приписывают ей очистительную силу.

    Согласно Корану, из капель пота бывшего при Магомете животного выросла желтая роза, а из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила — красная.

    А по другим легендам  розу считали подарком самого Аллаха. Легенда гласит, что однажды к Аллаху  явились все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонливого лотоса (нильской водяной лилии), который хотя и был дивно красив, но забывал среди ночи свои обязанности правителя.

    Тогда Аллах, благосклонно выслушав их, внял их просьбе и дал им правительницей белую девственную розу с охраняющими ее острыми шипами.

    В Турции лепестки роз, в особенности розовых, применяют следующим  образом - в них обертывают или, лучше сказать, ими осыпают в сералях (Сераль — женская половина дома у мусульман, в которую запрещено входить мужчинам ) новорожденных младенцев.

    Во Франции так высоко чтили и ценили розу, что даже разводить ее позволялось не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался поставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения — корзину с розами, из которых потом готовили дорого стоившую розовую воду, подливаемую по обычаю того времени почти во все праздничные кушанья. Крещение младенцев в те времена производилось часто с примесью розовой воды, которая для этих целей почти постоянно приносилась в церковь.

    В Германии роза появляется еще во времена язычества. В древнегерманских сагах она посвящается царице неба Фригг (В германо-скандинасвской мифологии Фригг — супруга бога Одина и мать бога Бальдра), поэтому до сих пор во многих местностях ее называют фриггадорн. Рвать розы позволялось только в пятницу — день, который был посвящен Фригг. Роза росла преимущественно на местах, где прежде были капища.

    С розой также связан и германский бог Локи. При наступлении весны он смеется и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами.

    В то же время в древнегерманских преданиях роза служит символом меча и смертельной раны.

    В германских сказаниях розовыми садами часто называли и поле битвы и поле смерти, а в последствии название это перешло и на кладбища.

    Во времена христианства розу стали называть «райским цветком». Ранние христиане называли белые розы розами Магдалины, и про них рассказывали, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них Магдалиной слез раскаяния.

    Также по некоторым христианским сказаниям, белые садовые розы обязаны своим происхождением Деве Марии. Они выросли на кусте, на котором она вывесила просушивать Христовы пеленки.

    Существует легенда, по которой святой Доминикий, желая быть угодным богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы.

    Кстати, очень интересен тот факт: у католиков четки были введены в употребление именно Домиником — основателем доминиканского ордена. Четки по-французски носят название «le rosaire», так как зерна четок в старину делались из тертых розовых лепестков, скрепленных гуммиарабиком (Гуммиарабик — аравийская камедь, которая образуется в коре аравийской акации ).

    Христианские легенды связывают розы и с другим святым. Так однажды Святой Николай в пургу и трескучий мороз решил отнести хлеб беднякам. Но игумен запретил ему это делать и в этот же миг случилось чудо - хлеб превратился в розы как знак того, что святой затеял богоугодное дело. После чего игумену пришлось разрешить святому Николаю сделать то, что он задумал.

    Роза в христианской мифологии воплощает в себе милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают   и   части   розы:   ее   зелень   соотносится   с   радостью, шипы — с печалью, а сам цветок — со славой.

    В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества русалии, которые позднее по христианскому календарю приходились на троицу. Но разводить в России розу в садах стали только при Петре I.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела