Магия петуха в мифах и легендах

    Магия петуха в мифах и легендах

    Магия петуха в мифах и легендах

    В большей части традиций петух связан с солнцем. Как и солнце, петух «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и тому подобное).

    Интересно, что австралийские аборигены иногда обозначают петуха как «птицу, которая смеется на рассвете». Это напоминает и русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и так далее.

    Петух не только возвещает о начале дня, выступая как глашатай солнца, света, (ср. французское название петуха «Chanteclaire», что в буквальном переводе значит — «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах.

    В некоторых мировоззрениях петух не только связан с солнцем, подобен ему, но он и сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца.

    Также во многих мифологиях и культурах петух связан с божествами утренней зари и небесного огня, например с Аполлоном, Митрой, Ахурамаздой, Аматэрасу, Гермесом, Меркурием, Асклепием, Марсом и так далее.

    Петуха, как воплощение огня, в древности посвящали Свентовиту (в западнославянской мифологии «бог богов»), а также считали лучшей умилостивляющей жертвой небесным богам — Сварогу (в славянской мифологии бог огня) и Перуну(в славянской мифологии бог грозы и грома).

    У древних евреев Петух — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце.

    Кстати, от его «всевидящей способности» и пошло такое широкое распространение гадательных и предсказательных практик, которые распространенны среди магов и колдунов по всему миру.

    С Петухом связывается и символика воскресения  из  мертвых,  вечного возрождения жизни. Этому способствовало мифопоэтическое представление о петухе как дважды рожденном, что, в частности,  нередко  подчеркивается  в загадках: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели».

    Изображения петуха, как символа воскресения и обновления, иногда помещалось на могилах, кресте или камне в чередовании с изображением солнца. Поэтому он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения.

    Естественно, связанный с возрождением петух со временем стал символизировать плодородие. Поэтому в обрядах, связанных с плодородием земли петух играл первостепенную роль. Так, после окончания жатвы из петуха готовили ритуальное блюдо, а после уборки зерновых его закалывали на гумне и окропляли зерно его кровью зерно, которое первым бросали в землю при севе.

    Естественно, будучи символом плодородия, петух в некоторых традициях, стал олицетворять Хлебный Дух. Так, например, жители Северной Германии уверяют, что «в последнем снопе сидит петух». Скашивая его, жнецы кричат: «Пришел черед изгонять петуха».

    Когда наступает черед вязать последний сноп в Фюрстенвальде, хозяин выпускает на поле принесенного в корзине петуха. Жнецы гоняются за ним до тех пор, пока не поймают.

    У вендов существовал такой обычай: землевладелец прятал под последним из лежащих на поле снопов живого петуха. Жнец, который наталкивался на этот сноп, имел право оставить петуха себе, если, конечно, ему удавалось его поймать.

    Петуха, сделанного из дерева, картона, колосьев и цветов, крестьяне носят перед телегой, груженной хлебом, а в Вестфалии петух держит при этом в своем клюве различные плоды земли. Иногда изображение петуха прикрепляют к вершине Майского дерева, которое возвышается на последнем возу с зерном.

    В других местах живого петуха или его изображение прикрепляют к жатвенной короне и носят на шесте.

    В некоторых частях Германии, Венгрии, Польши и Пикардии жнецы кладут петуха на ту часть поля, которую предстоит убрать в последнюю очередь. Они гоняют его по полю или зарывают по шею в землю. После этого ему серпом или косой отсекают голову.

    Когда косари приносят землевладельцу в Вестфалии деревянного петуха, он вручает им живого петуха, которого те до смерти забивают кнутами (или палками) или обезглавливают старой саблей, а затем бросают работающим в амбаре девушкам или отдают хозяйке, чтобы та его сварила.

    Близ Удвархей (в Трансильвании) живого петуха завязывают в последний сноп и убивают ударом вертела. Его ощипывают, причем мясо выбрасывают, а до следующего года сохраняют лишь кости да перья. Весной к семенам, извлеченным из последнего снопа, примешивают петушиные перья и разбрасывают эту смесь по полю перед вспашкой.

    Конечно же, петух, будучи связанным с плодородием, стал и один из самых распространенных символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа.)

    Нередко петух выступал и как символ похоти, а иногда и как олицетворение разврата.

    Символизируя сексуальность петух, а в последствии и курица стали неотъемлемыми атрибутами свадебных обрядов. Так, например, у южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого петуха или его изображение.

    Еще во времена язычества у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему на постель жаренную курицу, часть которой он отдавал своей супруге.

    В некоторых местах еще при отправлении невесты с приданным к жениху ее голову покрывали наметкой, а в руки давали курицу.

    Жаренную курицу (куря вечерняя) в первый день подносили новобрачным и в России, кроме того, иногда было принято молодым дарить на свадьбу пару живых кур.

    В дальнейшем петух стал ассоциироваться с подземным миром, миром мертвых и миром нечистой силы. Так, например, у сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в петуха и курицу.

    А для некоторых индейских племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека — смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека. 

    И если светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный петух — с водой, подземным царством, смертью и злом. Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола. Так же существовал обычай топить петухов и кур в водоемах в день святого Фейта.

    У русских тоже были подобные обычаи, например, обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах черных петухов.

    У славян, также с петухом связывались ряд отрицательные поверий. Например, крестьяне во многих местах считали, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве, так как старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демоническое существо. Считалось, что петух, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо, из которого может вывестись демоническое существо (маляк, хованец-годованец, антипка, огненный змей, нечистик, девятник, василиск, осинавець и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. А в некоторых местах считали, что петух загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей.

    Часто петух связан и с агрессивностью, с активным проявлением жизненной силы, в некотором роде даже с воинственностью. Это нашло отражение в фольклоре, символике и в геральдике. Так, например, арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха.

    С появлением христианства петух становится эмблемой святого Петра и знаком раскаяния, хотя в некоторых других трактовках петух - посланец дьявола, искусившего Петра.

    Иногда образ петуха толкуется и как символ истинного проповедника Евангелия.

    У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как петух Абраксаса (имя мифологического существа в представлениях гностиков. Верховный глава небес).

    В Японии считают, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. 

    Южные славяне предпочитали держать черных петухов (вероятно, олицетворение грозовых туч), так как по их представлениям «белый петух — черный хозяин».

    Западные же славяне считали, что белый петух (символ солнечного света) приносит в дом счастье.

    Восточных славяне старались не держать в хозяйстве черного петуха, так как считали, что в этом случае супруги будут часто ссориться.

    На Украине такого петуха называли «царик» и верили, что он начинает петь еще в яйце, а когда вырастет, то становится самым сильным и смелым петухом в округе. Резать его нельзя, возможно, потому что он первым поет в полночь и его боится дьявол.

    В некоторых местах считали также, что петух может быть «змеем» (ср. представление молнии в виде змея), и считали, что такой петух отличается необыкновенной силой. При приближении градовой тучи он забивается под порог и там оставляет свое тело, а его дух идет бороться с халами — предводителями тучи.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела