Магия пчелы в мифах и легендах

    Магия пчелы в мифах и легендах

    Магия пчелы в мифах и легендах

    Пчела уже с древности присутствовала в мифологической картине мира, о чем свидетельствуют изображения этого насекомого, обнаруженные в Чатал-Хююке (Южная Турция), относящиеся к периоду неолита. По-видимому, развитие примитивного пчеловодства в Малой Азии, на Кавказе, ближнем Востоке и Египта способствовало возникновению различных преданий и верований, связанных с пчелами.                                                                    

    Пчелы участвует в космогонических мифах, выступая на стороне бога и против злого духа. В одной  румынской  космогонической легенде пчелу ранит сатана, отчего у нее на теле появился тонкий разрез. Но чаще именно пчела жалит противника бога.

    Иногда пчела иногда выступает как орудие бога, способствующего пробуждению божества плодородия. В хеттском мифе божество плодородия Телепинус исчезает и погибают растения, животные, люди и боги, все застилает облако пчелиного роя. Мать богов Хан-наханна посылает на поиски Телепинуса пчелу, которая находит и жалит его. Бог приходит в неистовство. Его гнев умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа («дух пчелиного роя») Когда гнев Телепинуса стихает, облако (пчелиного)  роя исчезает. 

    Свидетельство о связи пчелы с образом мирового дерева сохранилось в скандинавской мифологии, в которой священный ясень Иггдрасиль пропитан медом.

     У славянских народов с пчелой связан один из важных вариантов мотива плодородия — «открытие» весны.

    В Африке и Австралии пчелы обычно являются тотемными животными. Так, племя нуэр объединяют пчел и питонов в один тип тотемов из-за сходства окраски тела.

    В некоторых традициях можно проследить связь пчел с божествами плодородия из класса Великих матерей или богинь-матерей). Например, вплоть до эллинистической эпохи в Малой Азии Кибелу, сходную с богиней матерью, называли «пчелой».

    Пчелиная тема определяет многие черты устройства и организации древнего святилища  Артемиды в Эфесе. Сама Артемида рассматривалась как образ священной Пчелы, ее культовым животным считалась пчела, жрицы святилища назывались пчелами, жрецы-евнухи — трутнями и так далее. Пчелами назывались и жрицы Деметры, Персефоны. В богатом медом Эпидамне (область Греции) особенно почитали родоначальницу пчел нимфу Мелиссу.

    Пчела была символом «медовых» Индры, Вишну и Кришны. Известен образ Кришны в виде Пчелы, вьющейся над головой Вишну, а тетива лука бога любви Камы представляла собой нить с нанизанными на нее Пчел.

    Также широко распространена в мифах связь пчел именно с богоматерью. Так, у адыгов имя древнего божества Пчелы неизвестно, но покровительницей Пчел считается Мерем, у абхазов — Анана-Гунда, у осетин — Анигал.

    В языческую эпоху был распространен культом пчелиного бога, однако его  подлинное имя было утрачено, позднее его функции перешла на христианскеих святых Зосиму и Савватия. В русской традиции устойчив мотив появления Пчел на Руси из заморской стороны: бог посылает Зосиму и Савватия принести «божью работницу» на Русь из земли Египетской (из горы, из пещеры в стране идольской или, наоборот, райской); в свою очередь архангел Гавриил поднимает всю «пчелиную силу» и велит ей лететь на Русь. С пчелой связываются Егорий и Илья (которые так или иначе являются трансформациями громовержца), а также огонь и вода — стихия и орудие громовержца. Подобная связь Пчелы (с громовержцем Юпитером) обнаруживается и в римской традиции.

    В раннехристианском искусстве пчела символизировала восставшего из смерти Христа, бессмертие. Вместе с тем Пчела была и образом царской мощи (например, в Египте), особой витальной силы — маны, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчелы собирают нектар.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела