Магия орла в мифах и легендах

    Магия орла в мифах и легендах

    Магия орла в мифах и легендах

    Орел в мифологических представлениях многих народов связывался с небесной или солнечной силой, огнем и бессмертием. Кроме этого, орел зачастую выступает символом верховных божеств или их посланцем. В Древней Месопотамии орел был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции — Зевса, в Риме — Юпитера. В Древней Греции орел (иногда с молнией в когтях) — важнейший атрибут Зевса-громовержца.

    В библейской символике орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни (последнее значение соответствует роли этих птиц в средневековой легенде об Александре  Македонском, пытавшемся достичь неба с помощью двух Орлах). Кроме этого, орел является символом евангелиста Иоанна и одним из «четырех апокалиптических зверей».

    У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ орла был связан с представлением его как тотемного предка, духа-помощника или воплощения самого шамана (отсюда часто встречаемые на шаманской одежде изображения орла) и культурного героя.

    Одним из главных подвигов орла как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно орел помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке. У якутов орел связан с легендой о принесении им огня.

    У индейцев Северной и Южной Америки сюжет одного из основных мифов связан с разорителем орлиного гнезда, который в откуп за непричинение вреда птенцам получает от орла средство для добывания  огня. В других вариантах того же мифа человек выступает уже защитником детей орла. По мифу индейцев кроу, жил некогда человек. который мальчиком, играя, упал в огонь и обжег половину лица. С горя он решил уйти из дома. Духи-помощники  посоветовали ему попросить помощи у орла, и тот обещал помочь герою при условии, что он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и орел привел его к солнцу, чьи дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их разным играм и вернулся к Орлу. Вскоре он убил водное чудовище, поедавшее орлят. Когда дети орла подросли, они отвели героя домой.

    Помимо мифов, связывающих орла с добыванием огня, встречаются и такие сюжеты, в которых орел связан с противоположной стихией — водой. У некоторых индейских народов он фигурирует как добыватель пресной воды. Так, у тлинкитов орел предстает хозяином колодца с пресной водой. В ведийском гимне Орел приносит священный напиток сому с неба для бога Индры. На связь орла с водой указывает и в хурритском мифе о Гурпаранцаху, в котором Аранцах (хурритское  название реки  Тигр) превращается в орла и по воздуху летит на Аккад. Связью орла с водой объясняется одно из индоевропейских табуистических названий орла — латинское слово «aquilo» (орел) образовано от «aquа», то есть «вода».

    Довольно часто в мифологических сюжетах орел противопоставляется ворону, это противостояние характерно для некоторых североамериканских индейских, североазиатских (в особенности якутских) и австралийских мифов. По мифу индейцев хайда, ворон, украшавший птиц в свое доме, устал и оттого сделал орлу плохой клюв. Обратная ситуация представлена в юкагирском предании, согласно которому черный цвет ворона объясняется тем, что его клевал Орел. В мифе якутов противопоставлено светлое божество Хомпорун Хотой — прародитель людей и глава верхних злых духов Хара Суорон — прародителю воронов и той части якутов, чьим тотемом некогда был ворон. С Орлом были связаны белые шаманы, с вороном — черные. 

    В грузинской легенде орел в преисподней пожирает детей грифа: когда царевич убивает Орла, благодарный гриф вывозит царевича из преисподней. В идентичных чукотском и эскимосском мифах жена Орла является одновременно женой Ворона. У нее двое детей — орленок и вороненок. Орел запрещает детям летать в опасную для них сторону, но они трижды нарушают запрет, и на третий раз орленка похищает чужой орел. Орлу удается вернуть сына толь ко с помощью Ворона, который у восточных палеосибирских народов обычно выступает как добыватель огня или света. Наряду с сюжетами, где орлу противопоставлена другая мифологическая птица, достаточно широко распространены и такие мифологические мотивы, в которых орлу противопоставляются другие животные, в особенности нижнего (водного) мира.  Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии имеет мотив борьбы орла и змеи. Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и орел дружили, но затем стали врагами после того, как орел, боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеенышей.

    Два наиболее распространенных мифологических символа животных — самого мощного в мире зверей — льва и самого сильного в царстве птиц — орлов нередко соединяются в едином смешанном образе львиноголового орла (орлиного льва).

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела